Рассказывание по памяти
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Францишко Светлана Александровна

Обучение рассказам по памяти начинается с начала года в старшей группе. Более легкие темы - из общего, коллективного опыта, т.е. о том, что было ранее воспринято всеми детьми группы совместно с воспитателем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказывание по памяти

  1. Рассказывание темы из коллективного опыта

Обучение рассказам по памяти начинается с начала года в старшей группе. Более легкие темы - из общего, коллективного опыта, т.е. о том, что было ранее воспринято всеми детьми группы совместно с воспитателем. Этот вид рассказа требует произвольной памяти. Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах. Это могут быть темы: «Новый год в детском саду», «Праздник урожая», и др. Обычно рассказывание проводят не сразу после события. Впечатления детей сначала закрепляются в разговорах об увиденном и пережитом, играх, рисунках. Необходимо приучать детей следить за составлением рассказа по заданной теме, не повторять заданного и не забегать вперед. Например, небольшие рассказы о празднике елки (как делали елочные игрушки и готовились к празднику; какая елка и как она украшена; как украшен зал; какая игрушка на елке тебе больше всего понравилась) помогут детям полнее и ярче припомнит детям это событие, а затем составить подробный рассказ.

  1. Рассказывание на темы из индивидуального опыта

Другая категория детских рассказов по памяти – из индивидуального (личного) опыта ребенка. Ребенок рассказывать должен наиболее понятно, обстоятельно, поскольку описываемый предмет или событие обычно слушателям не известны. Труднее такой деятельностью руководить и педагогу, так как он, не зная точно содержания предстоящего рассказа, не всегда может дополнить или поправить ответ. Для воспитателя такие рассказы – показатель интересов, представлений ребенка.

В старшей группе в начале года можно предлагать детям для рассказов единичные факты: вспомнить и описать любимую игрушку, рассказать о своем домашнем животном, о комнате или квартире, где он живет. С течением времени темы усложняются: описать, какое-нибудь событие, любимую книжку. В подготовительной к школе группе полезны темы эстетического характера: «Мой         друг», «Хороший поступок моего товарища». Таким образом, рассказывание из личного опыта требует большой помощи воспитателя.

  1. Дидактические игры на описание объекта по памяти

Закрепить умение рассказывать по представлению можно при помощи дидактических игр. Особенно широко используются для этой цели игры – загадки: «Угадай, что за зверь?», «Угадай, кто это?». Аналогичны игры, в которых дети описывают отсутствующие предметы: «Угадай, что мы задумали», «Когда это бывает?». Основное правило в этих играх - не называя предмета, который задуман, описать его по главным признакам. Выделить эти признаки на первых занятиях помогает план рассказа – описание или образец рассказа. Например, составляя загадку о животном, надо сказать о его внешнем виде, о том, чем он питается, где живет; в загадках о профессиях – о трудовых операциях, орудиях труда, спецодежде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти, творческого воображения в процессе обучения рассказыванию с помощью схем и символов.

Одной из основных задач логопедических дошкольных учреждений является обучение детей связной речи, то есть умению четко и последовательно излагать свои мысли, имея при этом достаточный словарный запас...

Абахтимова Ольга Николаевна «Методы и обучение дошкольников рассказыванию. Виды рассказывания в соответствии с ФГОС ДОУ»

laquo;Методы и обучение дошкольников рассказыванию. Виды рассказывания в соответствии с ФГОС ДОУ»...

Практическое занятие. Моделирование конспекта занятия на тему: «Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) с детьми дошкольного возраста»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию на темы из личного опыта (по памяти)

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя материал...

«Память, виды памяти, особенности памяти, характеристика непроизвольной памяти у детей»

ull;Память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить....

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...