Конспект семинара для воспитателей
методическая разработка по развитию речи на тему

Дюргус Елена Сергеевна

Конспект семинара для воспитателей

Тема: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста».

В процессе  проведения семинара осуществляется попытка поиска эффективных методов повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara.docx23.7 КБ
Файл prilozhenie_k_seminaru.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста»

Цель: Поиск эффективных методов повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.

Форма проведения: семинар-практикум.

Задачи: 

-  продолжать развивать аналитические способности педагогов.

- способствовать осознанию педагогами значимости использования метода ТРИЗ, как одного из эффективных методов повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.

- формировать умение применять методы технологии ТРИЗ в процессе развития связной речи дошкольников;

План.

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Игра на положительный психологический  настрой: «Мой подарок» (5 мин).
  3. Введение в тему + анализ анкетирования воспитателей  (5 -7 мин.)
  4. Работа в микрогруппах (изучение приемов ТРИЗ) (15 мин.)
  5. Игра (по методу ТРИЗ «Семейка») (10 мин.)
  6. Составление примерных планов-конспектов разных форм деятельности в разных возрастных группах с применением методов ТРИЗ (20 мин.)
  7. Подведение итогов (5 мин.)
  8. Рефлексия (5 мин.)

Ход семинара

  1. Организационный момент.
  2. Игра на положительный настрой «Подарок»

- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.) (приложение).

- Немного приободрились, сейчас рассаживайтесь за столы по 3-4 человека, желательно согласно возрастным группам с которыми работаете.

Тема  семинара: «Формирование связной речи дошкольников».

В рамках данной темы было проведено анкетирование педагогов (приложение).

Согласно проведенному анкетированию самооценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи» наши педагоги знают основную цель развития связной речи дошкольников, понимают  важность и необходимость применения различных методов и приемов для развития речи, используют не только готовые наработки, но и сами участвуют в составлении конспектов занятий, а так же, ведется деятельность по взаимодействию с родителями по направлению развития речи детей (анкетирование, консультирование, папки-передвижки).

        Мы уже говорили о том, что существует большое количество методов, способов и форм развития связной речи детей дошкольного возраста, освежали свои знания о технологии моделирования. Сегодня же будем говорить о технологии ТРИЗ.

В рамках данной темы рассмотрим технологию ТРИЗ, как один из эффективных методов повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.

Цель - Поиск эффективных методов повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи: 

-  продолжать развивать аналитические способности педагогов.

- способствовать осознанию педагогами значимости использования метода ТРИЗ, как одного из эффективных методов повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.

- формировать умение применять методы технологии ТРИЗ в процессе развития связной речи дошкольников.

Регламент – 1 час, 10 мин.

  1. Итак, что же это за технология, и как ее использовать в ДОУ для развития речи детей?

ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач, по другому можно сказать, что это наука о том, как можно решать различные изобретательские задачи.

Основной особенностью данной технологии является то, что весь процесс решения поставленной задачи строится на системе логических операций.

ТРИЗ педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х.  годов, в ответ на требование времени по подготовке иновационно  -  мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.   Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие  

ТРИЗ дает возможность  проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.  Именно поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Как и любая технология ТРИЗ состоит из различных методов, при помощи которых и достигаются поставленные задачи.

Кто-нибудь может назвать методы ТРИЗ?

Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов, составление лимерика, системный оператор и их разновидности.

  1. Сейчас мы с вами подробнее рассмотрим такие методы ТРИЗ, как метод синектики, метод фокальных объектов, метод разрешения противоречий, составление лимерика, системный оператор. У вас на столе лежат памятки. Каждой подгруппе нужно рассказать о своем методе (приложение). (Задать вопрос: в какой возрастной группе актуально применять данный метод? Что конкретно данный метод дает для развития речи?)
  2. Чтобы лучше понять, как действуют методы ТРИЗ на практике поиграем в игру «Семейка», суть которой состоит в том, что нужно придумать как можно больше родственников одного слова (аналогий). Например, придумайте, как можно больше родственников к слову «ШАПКА» (панама, кепка и др.).

Как вы думаете, такая игра будет способствовать развитию речи детей? А к какому возрасту можно применять данный метод?

  1. А сейчас обменяйтесь памятками методов ТРИЗ и по одному от каждой подгруппы подойдите и выберите для себя форму работы с детьми.

Каждая подгруппа составляет план-конспект той деятельности, которая попалась, с применением полученного метода ТРИЗ, а так же учитывать, что любая деятельность направлена на формирование речи детей (приложение).

  1. Таким образом, мы с вами рассмотрели основные приемы технологии ТРИЗ, проверили, как их можно применять для развития речи детей разного дошкольного возраста и поняли, что данные методы и приемы могут быть включены в любую деятельность: и как подготовка к занятию, а так же как компонент непосредственно-образовательной, игровой деятельности и т.д. Поэтому для более успешной работы по формированию речи детей необходимо применять данные методы.

А сейчас, пройдите, пожалуйста, к так называемой «ромашке» и выберите для себя подходящий лепесток (что для вас дало сегодняшнее мероприятие).

На лепестках надписи:

1) все услышанное для меня абсолютно неизвестно ранее;

2) крайне заинтересовалась, буду применять постоянно;

3) мне необходимо время для более подробного изучения;

4) было интересно, но применять не буду, слишком сложно для меня;

5) считаю, мало пригодным для меня, применять не буду (приложение).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для педогогов ДОУ Тема: Формирование связной речи детей дошкольного возраста

Слайд 2

Игра на положительный настрой «Подарок»

Слайд 3

Работа в микрогруппах (изучение приемов ТРИЗ)

Слайд 4

Составление плана-конспекта с применением технологии ТРИЗ в процессе развития речи дошкольника

Слайд 5

Анкетирование педагогов

Слайд 6

Форма работы План-конспект деятельности с применением методов ТРИЗ в процессе развития связной речи дошкольников

Слайд 7

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».

План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...

Конспект теоретического семинара с воспитателями ДОУ Тема: «Формы взаимодействия с агрессивным ребенком».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 «КАЛЕЙДОСКОП» Подготовила педагог – психолог С.Н. Янина                 ...

Конспект семинара-практикума для воспитателей "Использование программы SMART Notebook в образовательном процессе"

Данный практикум будет полезен педагогам, которые делают только первые шаги в работе с данной программой...

Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Цель: побуждение и стимулирование педагогов к применению наиболее эффективных технологий обучения, воспитания и развития дошкольников. Задачи:1. Уточнить и конкретизировать понятия “техноло...

Конспект семинара для воспитателей Тема: «Приобщение дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми».

Семинар позволяет актуализировать знания педагогов о методах формирования у дошкольников норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми...

Конспект Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...