Доклад на тему: "Развитие речи детей 3-4 лет".
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

 В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 3-4 летнего возраста, мне помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_sem._nov.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму – форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Эта речь представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

 В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

На сегодняшний день видно, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для меня является развитие активной, коммуникативной речи. Я стараюсь постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 3-4 летнего возраста, мне помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от меня, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, я  начинаю говорить вслух о том, что вижу, слышу, думаю, чувствую. Говорю медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п.

Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что я описываю все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», я как бы подсказываю ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что я не спешу проявить свою понятливость, а временно становлюсь "глухой", непонимающей. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а я хорошо понимаю, что нужно ему в данный момент, и даю ему… не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение моей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?" В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. Я продолжаю и дополняю все сказанное ребёнком, но не принуждаю его к повторению — вполне достаточно того, что он меня слышит. Например: Ребенок: 'Суп". Взрослый: "Овощной суп очень вкусный", "Суп кушают ложкой". Отвечая детям распространенными предложениями, я постепенно подвожу его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью.

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём, используемый мною в работе с детьми.  Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: "Тебе налить полстакана молока или целый стакан?", "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".

Замещение. "Представь, что..." — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К четырем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: "Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату". Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Обычно я вовлекаю детей в такую игру с помощью вопроса-предложения: "Угадайте, что я сейчас делаю". Начинаю предпочтительно с элементарных действий: причесываюсь, чищу зубы, ем яблоко, наливаю молоко, читаю книгу. После того как ребенок угадал, предлагаю ему самому загадать для меня действие, а затем "оживляю" заданную ситуацию: накрываю на стол; удираю, как лиса, уносящая петуха; хожу, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Затем мы с ребенком меняемся ролями: я загадываю действие, а ребенок - изображает его. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.

Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе я активно это использую и создаю условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаю рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице - одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка.

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому я периодически меняю книги, иллюстрации в книжном уголке, вношу новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1-2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.

Развитие речи происходит и в процессе организации режимных моментов,  где я:

•        сообщаю детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирую действия детей;

•        предлагаю одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);

•        предлагаю ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

•        использую художественное слово (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.

Большую роль в развитии связной речи я уделяю индивидуальной работе с детьми. Это описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов (я и ребенок), а затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.

Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка. Она предлагается в форме игры, в обстановке естественного общения.

Вся работа, проводимая мною с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказ знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры. Все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.

Методическое обеспечение.

Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей. Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО.

Созданы:

•        картотеки игр и упражнений: «Артикулляционная гимнастика», «Логоритмические упражнения», «Чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Пальчиковая гимнастика», «Фольклорные произведения».

Для родителей:

•        рекомендации для родителей:               буклеты, консультации, разработки родительских собраний и др.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Доклад на тему :«Развитие диалогической речи детей 3-5 лет через чтение и восприятие художественной литературы»

Доклад на тему :«Развитие диалогической речи детей 3-5 лет через чтение и восприятие художественной литературы»...

Стендовый доклад по теме: «Развитие связной речи дошкольников через обучение игре в шахматы»

 Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь...

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»

Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...