Конспект НОД по направлению «Речевое развитие» в средней группе. « Волшебница зима»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «НШДС» г.Усинска - Белоус Е.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rechevomu_razvitiyu_belous_volshebnitsa_zima.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по направлению «Речевое развитие» в средней группе.

 « Волшебница зима»

Воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «НШДС» г.Усинска - Белоус Е.М.

  1. Цель. Развитие коммуникативных навыков детей. 
  2. Задачи и способы деятельности:

Задачи

Действия детей

закреплять знания о признаках зимних явлений природы;

развивать  умение составлять предложения по опорным картинкам, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

обогащать словарь детей с помощью прилагательных;

Обучать пониманию значений фразеологизмов;

уточнить представления детей о свойствах снега, определить, что снег тает от тепла;

развивать логическое, творческое мышление, фантазию, слуховое внимание, мелкую моторику;

Воспитывать у детей интерес к своему здоровью,.

Дети называют признаки зимы, изученные ранее.

Дети составляют предложения.

Дети осуществляют подбор прилагательных к предлагаемым существительным.

Дети раскрывают смысл народных пословиц

Экспериментальная деятельность детей

В процессе самостоятельной деятельности

  1. Интеграция направлений развития:

- Социально-коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

4.  Материалы и оборудование. Слайд 1(изображение домиков, где спрятаны отгадки к загадкам), письмо, слайд 2 (фото друзей из Африки), снег на блюдечке, слайд 3, слайд 4, слайд 5, слайд 6, слайд 7, слайд 8, слайд 9 (7 картин с изображением зимы), снежинки из бумаги, посылочный ящик, краски гуашевые синего цвета, цветные кружочки и прямоугольники из бумаги, вата, пластилин, клей, салфетки, кисточки.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

I. Мотивация (самоопределение) к деятельности:

Действия педагога

Действия детей

- Ребята, скажите, пожалуйста, с чего мы начинаем свою деятельность?

(с гимнастики, с массажа….и т.д.)

- А для чего мы это делаем?

(чтобы быть внимательным, чтобы не болеть, чтобы были крепкие пальчики и красиво писали….и т. д.)

- Давайте, сегодня сделаем себе массаж?

(Гимнастика «Сам  себе я массажист»)

Руки растираем (потирание ладоней)
И разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями         проводят по лицу сверху виз)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами  от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки (загибание ушных раковин вперед, оттягивание вниз за мочки)
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёчки)
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями.)
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают губки).

Перед детьми изображение домиков.

- Ребята, посмотрите какие заснеженные домики стоят на полянке. Сколько их?

- Давайте сосчитаем.

-  Хотите узнать, что спрятано в домике?

(закрытые  домиком картинки: мороз, снег, лыжи, сосульки, снеговик, Дед Мороз)

-Здесь спрятаны отгадки к загадкам. Если мы правильно отгадаем загадки - домики откроются.

Слайд 1: загадывание загадок, 

Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ... (
мороз)

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек

Что всегда холодный ... (снег)

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(лыжи)

Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел ...
 (сосульки)

Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ...
 (снеговик)

Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый ...
 (Дед Мороз)

- Послушайте стихотворение и скажите о каком времени года рассказывает поэт в этом стихотворении?

Чтение стихотворения «Зимняя песенка»

Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела
Поле чистое.

Днём с детьми на коньках
Всё катается,
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается...

В окнах пишет узор
Льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор
С свежей ёлочкой.
(Р. А. Кудашева)

 

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Кто догадался, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

- Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить о зиме,  будем составлять предложения по опорным картинкам.

-Ой, посмотрите, снежинка принесла нам письмо. Прочитаем?

«Здравствуйте, дети? Пишут вам ваши африканские друзья. Недавно мы узнали, что у вас в России наступила зима. В Африке круглый год лето. И что такое зима, мы не знаем. Интересно, какая она? Говорят, что у вас зимой бывает снег. Как он выглядит? Пожалуйста, расскажите нам про зиму и , если можно, пришлите немного снега.»

- Расскажем детям Африки о зиме? И снежинок пошлем в посылочке (показ снега на блюдечке).

Делают массаж и проговаривают слова,

Считают домики (счет до 5)

Отгадывают  загадки, открывают домики

Слушают стихотворение

говорят о каком времени года поэт рассказывает в стихотворении,

самостоятельно определяют тему

слушание письма

Результат совместной деятельности: готовность детей помочь африканским друзьям узнать о времени года «Зима».

II. Построение процесса  детской деятельности:

Действия педагога

Действия детей

- Скажите, пожалуйста, снег какой?

 (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)

-  Прежде, чем мы будем составлять предложения о зиме давайте проведем разминку и поиграем в игру «Зимние слова»

Дидактическая игра «Зимние слова»

- Вы будете хлопать в ладоши, если слышите слово, связанное с зимой.

 (Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, капель, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, велосипед, загорать, снегопад, лыжи).

- Ребята, скажите, какая она, зима? 

 (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная,

сказочная, долгая, суровая).

- А ещё зима – время весёлых детских игр и забав.

-Какие зимние игры вы знаете?

- Ребята, как вы думаете, почему в народе говорят «Мороз не велик, да стоять не велит», «Береги нос в большой мороз». (Ответы детей.)

- Что может произойти с нами, если мы замерзнем?

(заболеем)

-Болеть это хорошо или плохо?

-Кто должен заботиться о вашем здоровье?

-Как вы это должны делать?

(оцените свою работу)

-Чтобы зимой не замерзнуть все дети любят играть в снежки и мы с вами  сейчас поиграем в игру «Снежки»

Игра «Снежки» (физкультминутка)

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы с тобой снежки лепили

Круглые, гладкие-

И совсем не сладкие.

Раз – подбросим, два – поймаем,

Три – уроним и сломаем…

- Мы подобрали много интересных слов и выражений, поговорили об их значении. А теперь давайте составим предложения о зиме.

А помогут вам опорные картинки.

(воспитатель показывает слайды с картинками о зиме).

- Зимой солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели.

Деревья стоят голые, только сосны и ели остались зеленые. Реки и озера покрылись льдом. Люди надели шубы, шапки, теплые сапоги, варежки. Дети и взрослые очень любят зиму, за то, что можно кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика, играть в снежки.

(оцените свою работу)

- Ребята, очень интересные предложения о зиме мы составили. Теперь наши Африканские друзья будут знать о зиме много.  А как там наш снежок? Ждет отправки в Африку?

-Ой, что же с ним произошло?

-Почему он тает в помещении?

-Почему на улице не тает?

 - Как вы думаете, можно в посылке послать в Африку снег?

- Что же делать?

 

- Ребята, но перед тем, как приступить к работе мы поиграем в игру «Снежинки и ветер»

- Что делают снежинки?

- Что делает ветер?

Физкультминутка. игра «Снежинки и ветер»

- А теперь приступаем к работе.

(дети берут снежинку из бумаги подходят к столам, выбирают вид деятельности (аппликация, лепка, рисование) и  приступают к работе).

- Но помните: несмотря на то, что все снежинки белые, у каждой свой неповторимый узор.

По окончании работы дети раскладывают снежинки на столе.

Анализ рисунков.

- Какие красивые снежинки у вас получились!  Придумайте каждой из них имя.

- После занятия мы соберем посылку и отправим их африканским детям.

(оцените свою работу)

Подбирают прилагательные к существительному

Услышав «зимнее» слово, дети хлопают в ладоши.

Подбирают прилагательные к существительному

Разноплановые ответы детей.  (катаемся на санках, лыжах, коньках, лепим снеговика, катаемся с горки, играем в снежки и т. д.)

Дети размышляют, раскрывают смысл народных высказываний

Разноплановые ответы детей о заботе о своем здоровье

Дети берут кружочек (зеленый-все получилось: желтый-с ошибками)

Выполняют движения и проговаривают слова.

Составляют   предложения о зиме

Дети берут кружочек (зеленый-все получилось: желтый-с ошибками)

Выдвигают версии таяния снега.

Ответы детей, решение проблемной ситуации

Ответы детей

Работа в группах - гимнастика для губ, щек, языка.

(одна половина детей изображают снежинки, другая ветер. Ветер дует - снежинки кружатся, ветер стихает, снежинки все медленнее и медленнее  садятся на землю)

Дети выполняют движения

Самостоятельная работа детей.

Дети подбирают имя своей снежинке

Дети берут кружочек (зеленый-все получилось: желтый-с ошибками)

Результат совместной деятельности: составили рассказ о зиме для своих африканских друзей, подготовили творческий подарок для них, узнали причину, по которой не все подарки можно отправить в посылочном ящике по почте.

III. Окончание процесса  детской деятельности - рефлексия (заполняется в табличной форме):

Действия педагога

Действия детей

Обязательные вопросы:

 -  Скажите, пожалуйста, что мы сегодня делали?

- Для чего вы составляли предложения о зиме?

-Чему вы сегодня научились?

- Были ли у вас трудности при выполнении этих заданий?

-    Нужны ли вам знания, которые вы приобретаете  в детском саду в дальнейшей жизни?

- Где вы их можете применить?

-На этом наше занятие закончено.

Разноплановые ответы детей

Результат совместной деятельности: желание действовать совместно и оказывать помощь окружающим.

Перспектива на будущее: Наши знания важны для нас и нужны нам для дальнейшего обучения в школе, обучать младших сестричек и братиков.

Литература.

  1. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова «Комплексные занятия»
  2. С.В.Водолазькая «Развивалки для подготовки к школе»
  3. Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Сайт «Портал 2011.ком», базовый конспект, автор Тарасова О.О., Г. Ростов-на-Дону


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»

Книга – есть жизнь нашего времени.                                            ...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе

Тема: «Путешествие в страну «Мульти-пульти»....

Конспект по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада "Какие они, овощи?"

В конспекте представлены игры, упражнения, которые помогут логопедам, дефектологам и воспитателям в интересной форме скорректировать и развить речь у детей 4 - 5 лет.Подробно описаны цели, материалы, ...

Конспект НОД по направлению «Речевое развитие» в средней группе. « Волшебница зима»

Воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «НШДС» г.Усинска - Белоус Е.М....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Волшебница - вода"

Материалы и оборудование: Глобус, емкости с водой, лимон, трубочки индивидуальные, 2 бутылки, гуашь, крышки цветные, ложки (2шт), емкости с песком, стаканы с водой,  пустая банка с тканью, вместо...

Конспект по речевому развитию в средней группе «Зимушка-зима, в гости к нам пришла».

Данный конспект предназначен для детей среднего возраста...