Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Надежда Владимировна Дружинина

 

Цель:   Углубление и обобщение знаний детей о зиме, развитие творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimushka_zima.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                  «ЦО № 55 им. А.И. Миронова»

          Конспект интегрированного занятия

       по речевому развитию в старшей группе

                          «Зимушка-зима»

                                         Подготовила:

Воспитатель Дружинина Н.В.

                                                                      2023г. 

Цель:   углубление и обобщение знаний детей о зиме, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять и конкретизировать знания детей о зиме,
  • активизировать словарь по теме «Зима»,
  • учить детей составлять связный текст, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.

Развивающие:

  • развивать связную речь детей, зрительную память, внимание, логическое мышление,
  • развивать мелкую моторику рук  (нетрадиционная техника рисования манной крупой).

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к художественному слову (поэзии,
  • любовь к природе,
  • интерес к творчеству.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Оборудование: презентация, содержащая картину зимней природы, картинки, объединенные в мнемотаблицу, клей ПВА, кисточки, манная крупа и листы синего картона для рисования, письмо, салфетки для пальчиковой гимнастики.

Предварительная работа: наблюдение за зимней природой, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, беседа о том, как зимуют звери; чтение художественных произведений о зиме, разучивание стихотворений, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.

Ход занятия:

 Организационный момент.

На экране слайд 1 - Анимация «Зима»

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Знаете, сегодня посмотрела на улицу, увидела, какая замечательная погода, и вспомнила стихотворение. Послушайте, пожалуйста, возможно, оно понравится и вам.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес – что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

                                                        И. Суриков

Воспитатель: 

Ну что, ребята, понравилось вам стихотворение? Скажите, а любите ли вы зиму? И почему? Красива ли природа зимой?

(ответы детей)

      Основная часть

Воспитатель: 

Да, и вправду загадочное и красивое время года зима. Ребята, а давайте проверим, знаете ли вы зимние месяца.  Отгадаем загадки:

«Году конец и начало зиме!» –

Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга, и снег на дворе,

К нам в гости приходит зима в … (декабре)

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано – … (январь)

Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он – … (февраль)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, знаете зимние месяца! Да, зима замечательное время года, когда в воздухе кружат снежинки. Что-то мы с вами засиделись! Давайте тоже превратимся в снежинки.

Физминутка

Снежинки кружатся, кружатся, кружатся,

(дети кружатся, бегают)

И тихо на землю ложатся,

(дети присели)

Лишь ветер подует –

Опять затанцуют.

(дети снова кружатся).

Летают – летают, летают

(делают взмахи руками поочередно в каждую сторону)

А в ладошках растают

(ставят перед собой ладошки, будто в них держат снежинку)

Сюрпризный момент:

Заходит кто-либо из сотрудников: Извините, что отвлекаю Вас, но только что в садик заходил снеговик-почтовик и велел передать Вам вот это письмо.

Воспитатель: интересно, что в них. А вам, ребята, интересно? Давайте прочитаем скорее.

"Здравствуйте! Пишут вам ребята из жарких стран, а точнее из далёкой Африки. У нас круглый год лето, жара. А мы узнали о том, что у вас бывает зима, но мы не очень-то понимаем, что это такое. Не могли бы вы рассказать о зиме, и чем она отличается от нашего лета. Очень ждём от вас ответа!"

Воспитатель: 

Смотрите, они нам и фотографии свои отправили (показывает детям). Ребята, а мы поможем нашим друзьям из жаркой Африки? Объясним им, что такое зима?

Дети:

Да!

Работа с иллюстрациями (рассказ с опорой на графические символы)

Воспитатель: 

Так давайте вспомним с вами, что мы знаем о зиме. А чтобы мы не запутались, с чего начать, давайте посмотрим на экран.

Слайд 2 – картинка 1 - какое время года?

Воспитатель: 

Какое время года мы уже с вами сказали – это?

Дети:  Зима!

Слайд 3 – картинка 2

Воспитатель:

Ребята, а как меняется погода зимой?

Дети: 

Идет снег, температура низкая, мороз рисует узоры на окнах, бывают метели…

Слайд 4 – картинка 3

Воспитатель: 

Что происходит с водой, когда на улице мороз?

Дети:

Вода превращается в лед, поэтому замерзают реки, озера.

Зрительная гимнастика

Воспитатель: 

Наверное, ваши глазки устали. Давайте вместе сделаем гимнастику для глаз.

«Снежки».

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.

Воспитатель: 

Умнички, ребятки! А теперь продолжим наш с вами разговор о зиме.

Слайд 5 – картинка 4

Воспитатель: 

А какую же одежду мы носим зимой?

(дети называют зимнюю одежду)

Слайд 6 – картинка 5

Воспитатель: 

Ребятки, скажите, а что же делают зимой птички и звери? Кто из них как зимует? Тяжело ли им зимой? Можем ли мы как-то помочь им?

Дети:

Медведь спит зимой в берлоге, зайка меняет цвет шубки, ёжик с осени запасает на зиму грибочки, орешки, остаются зимующие птицы, мы им помогаем, подкармливаем.

Слайд 7-8 – картинка 6-7

Слайд 9 – картинка 8 

Ребята рассказывают, любят ли они зиму и за что.

Слайд 10 – полная мнемотаблица «Зима»

Воспитатель предлагает 2-3 ребятам рассказать о зиме, опираясь на таблицу.

Художественное творчество

Воспитатель: 

Ребята, мы с вами вспомнили все, что знали, о зиме. Но вы ведь еще не умеете писать, чтоб написать ответ ребятам. Давайте мы нарисуем им все, что мы вспоминали о зиме сегодня, а детишкам из Африки отправим свои рисунки? Давайте подойдем к нашим столам и нарисуем зиму, используя манную крупу. Мы с вами уже использовали эту технику рисования. Если у кого-то из вас возникнут затруднения, то можно использовать трафареты (предлагаются трафареты: санки, коньки, лыжник). Трафарет мы будем использовать лишь для того, чтоб нарисовать конкретный элемент, а не весь рисунок.

Сначала берём в ручки кисточку и клей, нарисуем все, что хотим клеем, а потом посыпаем манкой. После лишние, не приклеившиеся, крупинки стряхнем на специальный поднос.

Дети начинают работать.

Гимнастика для рук

Воспитатель: 

А чтобы наши ручки не уставали, давайте поиграем в игру «Снежок». Каждый из вас любит играть зимой снежки, предлагаю взять салфетку и двумя ладошками скатать из нее шар. Вот и получатся наши снежки.

Дети продолжают рисовать.

          Рефлексия

Воспитатель (когда ребята закончили):

Дети, вы все молодцы! Теперь, глядя на ваши рисунки, детишки из Африки узнают о том, что такое зима, какая она бывает, какие развлечения бывают зимой, и обязательно захотят приехать к нам в гости!

Давайте посмотрим на наши рисунки и еще раз вспомним, что же они расскажут о зиме нашим далеким друзьям?

(дети вспоминают все, что проходили на занятии).

        Релаксация

Вы же на славу сегодня потрудились, поэтому самое время отдохнуть и послушать музыку. Я пока сложу все работы в большой конверт, чтоб отправить его почтой (упаковывает работы).

Видеоролик с песней «Серебристые снежинки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе: «Зимушка-зима»

·        Обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по речевому развитию  в старшей группе «Зимушка-зима»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Зимушка-зима"

Цель: развитие связной речи детей.Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, совершенствовать  умение составлять рассказ по мнемотаблицам; расширять словарный запас;воспитывать любовь к...

Интегрированное занятие по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Зимушка-зима»

В данном конспекте описано занятие, целями которого являются расширение знаний и словаря детей по теме «Зима», обучение детей составлению связного рассказа по картине «Снег идет...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе " Зимушка-зима!"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе тема: «Зимушка-Зима»Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи:Обучающие:Учить подбирать прилагательные к сущес...

ООД Речевое развитие в старшей группе "Зимушка - зима"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме....

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с пейзажной живописью. Задачи:Обучающие: Закреплять знания детей о пейзажной картине;Обогащать речь эмоционально-эстетическ...