Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе " Зимушка-зима!"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Вавилина Светлана Ивановна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе тема«Зимушка-Зима»

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи:

Обучающие:

Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику родственными словами; формировать звуковую культуру речи.

Развивающие:

упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь детей; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.

Воспитательные:

воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников; выполнять поставленную задачу; выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

 

Материал: Картинки с изображением снеговика, снегурочки, снега, снегиря;

Бутылочки с крошками пенопласта и соломинки для коктейля.

Предварительная работа. Беседа с детьми о зиме, чтение стихотворений, рассказов. Наблюдение в природе.

Ход занятия:

Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты- мой друг

 

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию.

Воспитатель предлагает послушать отрывок стихотворения И. Сурикова «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает ложится.

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно. Конечно же о снеге. А снег в какое время года выпадает?

Ответы детей.

Воспитатель. Да. Это время года –Зима. А кто может вспомнить зимние месяца?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно. Декабрь, январь, февраль. А сейчас какой месяц?

Ответы детей.

Воспитатель: Да. Молодцы. А теперь посмотрите внимательно на доску. На картинки с изображением. Назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы, от какого слова образованы эти слова.

Снег, Снеговик, Снегурочка, снегирь.

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно от слова «Снег».

Воспитатель. Я предлагаю поиграть в следующую игру. Игра называется «Какое слово лишнее?»

- Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.

1. Каток, платок, снежок.

2. Лыжи, лыжник, булыжник, лыжня.

3. Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы.

- Сейчас надо быть очень внимательными. Я буду читать слова, а вы из этих слов составлять предложения.

1. Выпал, снег, белый. (Выпал белые снег).

2. Холодная, зима, наступила. (Наступила холодная зима).

3. Из, дети, горку, снега, сделали. (Дети из снега сделали горку).

4. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. (Ребята чистят дорожки от снега)

5. Покрылась, льдом, речка, толстым. (Речка покрылась толстым льдом)

6. Мороз, на, рисует, узор, окнах. (Мороз рисует на окнах узор).

7. Ветер, в, воет, трубах. (Ветер воет в трубах).

8. Щеки, мороз, за, щиплет. (Мороз щиплет за щеки).

Воспитатель. Молодцы справились с моим заданием.

-А сейчас я Вам предлагаю немножко поиграть.

Игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, (Идут по кругу, изображая, будто катят)

Кати по снегу свой снежок. (Перед собой снежный ком.)

Он превратится в снежный ком, (Рисуют руками большой круг.)

И станет ком снеговиком. (Рисуют снеговика из трех комков.)

Его улыбка так светла! (Широко улыбаются.)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, голова, нос, метла.)

Но солнце припечет слегка – (Медленно приседают.)

Увы – и нет снеговика. (Разводят руками, пожимают плечами.)

- Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места.

Воспитатель. Ребята вы любите зиму? Давайте мои зимние слова вы будете превращать в ласковые.

Снег – снежок

Снеговик – снеговичек

Лед – льдинка

Мороз – морозец

Метель – метелица

Зима – зимушка

Холод – холодок

Санки – саночки

Шарф – шарфик

Подарок – подарочек

Сосулька – сосулечка

Елка – елочка

Воспитатель. Теперь я каждому из вас раздаю бутылочки с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный и не тает.

- послушайте загадку.

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

(вьюга)

Воспитатель. А хотите свою вьюгу? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом дуйте, не надувая щек.

Дети выполняют упражнение 3-4 раза.

Воспитатель. Молодцы. Скажите мне теперь, при помощи чего у нас получилась «вьюга»?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно при помощи дыхания, мы выдули воздух при помощи губ.

Воспитатель. Правильно. Это снежинки, которые летают по нашему листочку.

А теперь давайте вспомним:

-О каком времени года мы с вами сегодня говорили?

-Назовите зимние месяцы.

-Что мы делали с вами?

-Что вам понравилось.

Ответы детей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе: «Зимушка-зима»

·        Обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по речевому развитию  в старшей группе «Зимушка-зима»...

Конспект ОД по речевому развитию в младшей группе "Зимушка-зима"

ОД разработана для детей младшей группы по ОО "Речевое развитие"...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Зимушка-зима"

Цель: развитие связной речи детей.Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, совершенствовать  умение составлять рассказ по мнемотаблицам; расширять словарный запас;воспитывать любовь к...

Интегрированное занятие по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Зимушка-зима»

В данном конспекте описано занятие, целями которого являются расширение знаний и словаря детей по теме «Зима», обучение детей составлению связного рассказа по картине «Снег идет...

ООД Речевое развитие в старшей группе "Зимушка - зима"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме....

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима».

Цель:   Углубление и обобщение знаний детей о зиме, развитие творческих способностей детей....