Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему :"Зима"
презентация к занятию по развитию речи (старшая группа) на тему

Маргиева Хатуна Валериевна

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Беседа о зиме.

1. Уточнение характерных признаков зимы, повторение названий зимних месяцев; использование в речи образных выражений, сравнений, художественного слова, пословиц, поговорок, загадок.

2. Закрепление знаний о жизни зимующих птиц, о жизни диких животных в лесу зимой, о труде людей в с/х зимой.

3. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

4. Развивать связную речь.

5. Учить подбирать определения к словам «зима, снег».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Наблюдение в природе; разучивание стихов, пословиц, загадок; чтение произведений о зиме; рассматривание картин, иллюстраций, посвященных времени года «Зима». Активизация слов: крупный, белый, пушистый, снегопад.

Литературная викторина.

1. Закрепить знания детей по художественным произведениям в пределах программ.

2. Учить определять название произведения по обложке, иллюстрации, отрывку, назвать автора.

3. Учить передавать краткое содержание рассказа.

4. Воспитывать нравственные качества, любовь к художественной литературе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение произведений русских и советских писателей, рассматривание иллюстраций книг, знакомство с писателями и их биографией. Активизация словаря: автор, название произведения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Составление предложений.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

1. Закрепить умение составлять предложения из 2-х и 3-х слов.

2. Учить выкладывать предложения из полосок раздаточного материала, называть последовательность слов.

3. Учить, внимательно слушать ответы друг друга, оценивать их.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: стихи Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, С. Есенина «Береза», Никитина «Встреча зимы», Сурикова «Зима»; книга с рассказом Ильина «Снежинки», книга с рассказом Носова «На горке»; картина «Зимние забавы», картинки диких животных: медведя, зайца, ежа, лисы, картинки зимующих птиц; нарезанные полосочки с предложениями на каждого ребенка; музыкальное произведения П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: привлечь малоактивных детей.

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: Беседа о зиме.

Звучит музыка: звуки вьюги.

Воспитатель: - Ребята, послушайте мою загадку: «Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? ».

Дети: - Зимой.

Воспитатель: - Правильно, это бывает зимой. Впереди нас ждет зимушка – красавица давайте о ней побеседуем. Даю указания, что отвечать надо громко, четко, предложения должны быть не большими, с использованием в речи красивых слов о зиме. Давайте вспомним, какая погода бывает зимой?

Дети: Морозная, тёплая, метельная, снежная, вьюжная, холодная, солнечная.

Воспитатель: - Правильно, вот как описывает морозную зиму в своем стихотворении Н. А. Некрасов:

«Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз – воевода дозором обходит владенья свои… ».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: - Ребята, вспомните, какие стихи вы знаете о зиме? Дети читают стихи: Никитина «Встреча зимы», Сурикова «Зима». Молодцы! Как хорошо описан снег в стихотворении «Зима» Суриковой: «. Идет снег, идет! Кругом все, как в белой пелене. ». А как называется явление, когда идет сильный снег?

Дети: - Снегопад.

Воспитатель: - Правильно. Расскажите, какой снег во время снегопада, как он падает?

Дети: - Снег крупный, мелкий, хлопьями, мягкий, пушистый, медленно кружится и на землю ложится.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на доску, где стоят разные картины и найдите картины, где изображен снегопад? Дети находят, показывают. А кто знает, из чего состоит снег?

Дети: - Звёздочки сквозные – «СНЕЖИНКИ».

Воспитатель: - Молодцы, правильно снежинки. Давайте вспомним как автор Ильин в рассказе «Снежинки» описывает их? «… Одна похожа на звёздочку с шестью лучами, другая – на цветок с шестью лепестками и все сверкали как драгоценные камни… ».А сейчас расскажите мне какими вы видели снежинки, когда утром шли в детский сад по освещенным улицам?

Дети: - Снежинки переливались разноцветными огоньками: синими, зелеными, желтыми, красными и скрипели под ногами, потому что это ломались лучики снежинок.

Воспитатель:- Хорошо, молодцы! А давайте послушаем как описывает снег А. С. Пушкин: «… Под голубыми небесами… ». А теперь давайте представим, что выпало много - много снега, все везде завалило снегом, что же это такое образовалось?

Дети: - Сугробы.

Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, на картину «Зимние забавы». Давайте рассмотрим ту часть, где мальчики перевернулись с санками в сугроб. Что с ними случилось? Какое у них настроение? О чем они говорят, и что будут делать дальше? Дети рассматривают и рассказывают. А теперь вспомним, а как же зимуют в лесу медведь, еж, заяц, лиса? Что делает медведь и еж зимой?

Дети: - Спят.

Воспитатель: - А заяц и лиса?

Дети: - Заяц меняет шубку серую на белую, чтоб на снегу его не было видно. Лиса наряжается в ярко – рыжую шубку.

Звучит музыка: чириканье птиц.

Воспитатель: - А как описывает лису Скребицкий в рассказе «Четыре художника»? Дети отвечают. Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: - Синицы, снегири, свиристели, вороны, голуби. Зимующие, потому что остаются на зиму.

Воспитатель: - Как вы помогаете птицам зимой?

Дети: - Делаем кормушки, подкармливаем.

Воспитатель: - Теперь скажите, каким трудом заняты люди в с/х зимой?

Дети: - Люди готовят технику к зиме, сгребают на полях снег, чтоб весной было много влаги на полях.

Воспитатель: - Какую пословицу нужно сказать в таком случае?

Дети: - Много снега, много хлеба!

Воспитатель: - А что мы делаем на участке зимой?

Дети: - Сгребаем снег в кучи и делаем снежные постройки.

Воспитатель: - Ребята, послушайте как описывает С. Есенин березку в своем стихотворении: «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром… ». Звучит музыка произведения П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

«Не боимся мы пороши, ловим снег,

Хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам,

Хватит снега вам и нам! »

Воспитатель: - Послушайте внимательно отрывок из рассказа, и назовите фамилию автора и название произведения? Читаю рассказ Носова «На горке».

«… О, - говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку – бух носом! – Ого! - говорит. – Скользкая. ».

Дети: - Это рассказ Носова «На горке».

Воспитатель: - Совершенно верно! Посмотрите на мольберт, если там эта книга?

Дети: - Да. Указывают на книгу.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: - А сейчас придумайте и составьте предложения из 2- х и 3-х слов по теме «Зима». А затем назовите последовательность слов в предложении? Дети составляют и отвечают. Теперь послушайте мои предложения и выложите их последовательность из полосок, лежащих у каждого на столе. «Пришла зима». Дети составили из полосок прохожу проверяю. «Здравствуй, гостья – зима». ….

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: - Так о каком времени года мы сегодня говорили?

Дети: - Зима.

Воспитатель: - Правильно! Давайте еще раз вспомним приметы зимы?

Дети: - «Много снега – много хлеба»,

«Ночью был иней – днем снег не выпадет»,

«Ветер зимой подул с северной стороны – к большим холодам, с юга – к теплу»,

«Где снег – там и след»… и. т. д.

Воспитатель: - Молодцы! А на последок Катя прочитает нам стихотворение:

На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело,

Нет свободного местечка

Всюду снега намело!

КОНЕЦ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе по теме: «Богатство Северного края».

Пояснительная записка.Ø Из своего опыта работы с детьми, родителями, я сделала вывод, что дети недостаточно осведомлены о том, какие животные и растения наполняют природные ресурсы ненецкого края, тун...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему : «Птицы зимой»

Конспект НОД образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему "Птицы зимой"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка - зима»

Цель: Формировать словарный запас по теме «Зима»Задачи: закрепление изученного материала по теме «Зима»; формировать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу при...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Зима» с использованием здоровьесберегающих технологий

Задачи занятия:Отрабатывать навык составления распространенных предложений.Использовать здоровьесберегающие технологии:развивать умение управлять силой и длительностью воздушной струи.развивать у...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...