Конспект занятия «Башни Московского Кремля».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 

Цели занятия: расширит представления детей об истории Московского Кремля, строительстве Кремля; познакомить с планом Кремля, рассказать о названиях его башен, их назначении; воспитывать чувство любви и уважения к историческому наследию. Побуждать восхищаться красотой архитектурных сооружений, ансамблей, достопримечательностями.

 

Оборудование и материалы: комплекты открыток «Московский Кремль», схема Кремля, иллюстрации с изобра­жениями башен Кремля и его общим видом.

Ход занятия

Воспитатель (выставляет перед детьми крупные иллюстрации с изображением общего вида Кремля). Ребята, вы узнали это место в Москве? Что это? (Кремль.) Многие из вас были с родителями в Кремле.

Я вам уже рассказывала о том, как возник Кремль. Теперь расска­жите вы мне все, что помните: для чего был нужен Кремль, каким он был сначала... (Показ иллюстрации с изображением деревянного и белокаменного кремля.)

Сегодня мы с вами подробно рассмотрим, что же представляет собой Кремль. Мы уже говорили о том, что Кремль — это крепость.

-Внимательно посмотрите на иллюстрации и скажите: а как можно догадаться, что Кремль действительно крепость? (Высокие стены, бойницы.)

Да, стены Кремля и в самом деле очень высокие — с трехэтажный дом, а в некоторых местах — и с шестиэтажный. Конечно, перебрать­ся через такие стены и сейчас очень трудно, а в давние времена было еще труднее.

Вы обратили внимание на узкие бойницы в стенах Кремля? Через них защитники крепости стреляли в нападавших врагов. На внут­ренней стороне стен находится боевая площадка. Здесь люди могли не только стоять, но и передвигаться от одной бойницы к другой. (Убирает иллюстрации с изображением Кремля и выставляет схему Кремля.) Посмотрите на эту схему. На ней очень хорошо видны все башни Кремля. Попробуйте их посчитать. (Помогает детям.)Итак, мы с вами насчитали 20 башен. -А как вы думаете, для чего нужны башни? (Предположения детей.)

Да, в башнях укрывались воины, жители города, там же находи­лись продовольствие, вода, оружие.

-Посмотрите на схему внимательнее и скажите, все ли башни одинаковые? Какие вы видите башни? (Большие, маленькие, сред­ние.)

-А одинаковая ли у них форма? (Есть башни прямоугольные, а есть круглые.)

-Посчитайте, сколько круглых башен в Кремле? (Три.)

-Где они находятся? (По углам.)

-А как вы думаете, почему именно по углам мастера поставили круглые башни? (Предположения детей.) Круглые башни были наиболее прочными, из них можно вести обстрел вкруговую, потому что врага видно не только впереди, но и вдоль всех стен.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей выйти и провести указкой вдоль стены от одной круглой башни до другой. Дети убежда­ются, что действительно с круглых башен был более полный обзор.

В этих башнях были устроены колодцы, чтобы снабжать защитни­ков водой во время осады Кремля. Одна из башен так и называет­ся - Водовзводная. Она качала воду из Москвы-реки в кремлевские сады и дворцы. Это очень красивая и стройная башня.

По названиям башен можно узнать, для чего они предназнача­лись. Вот, например, эта башня (показывает указкой) называется Угловая Арсенальная.

-Как вы думаете, для чего она была предназначена? Кто знает, что означает слово «арсенал»? (Предположения детей.)

Арсенал — это склад оружия. А вот эта башня называется Оружей­ная. Вы уже сами догадались, для чего она предназначалась.

А башня Набатная имеет свою историю. В давние времена люди повесили на нее колокол. В него били, когда надвигалась опасность. Однажды разгорелось большое восстание, кто-то ударил в колокол, и народ повалил в Кремль, где жила царица. Она подавила восста­ние, но так и не смогла дознаться, кто же бил в колокол. От злости она приказала отнять у колокола язык. «Казненный» колокол и сей­час  хранится в музее Кремля.

 

В Троицкой башне есть отводные башни-стрельницы, проездные ворота, глубокие подвалы, часы. В двухэтажных подвалах долгое время хранили оружие.

Рядом со Средней Арсенальной башней в Александровском саду горит Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата. Он горит в память о воинах, погибших в годы Великой Отечественной войны. К Могиле Неизвестного Солдата люди возлагают цветы.

-А как вы думаете, почему одна из башен называется Боровиц­кая? (Предположения детей.)

Эта башня получила свое название от слова «бор», потому что когда-то неподалеку шумел красивый сосновый бор. Вот одну из башен и назвали Боровицкой.

-А вот это — Тайницкая башня. Попробуйте догадаться, откуда такое название? (Предположения детей.)

Эта башня хранит очень важную для защитников крепости тайну — в ней находился тайный колодец. В старину, когда неприятельские войска окружали Кремль, его храбрые защитни­ки брали из колодца воду. Кроме колодца в ней была отводная башня-стрельница с подземным ходом и проездными воротами к Москве-реке.

И, наконец, башня, которую вы все очень хорошо знаете (показы­вает указкой).

-Как она называется? (Спасская башня.)

-А как можно узнать Спасскую башню? (По курантам.)

Спасская башня — самая красивая башня Кремля. На ней распо­лагаются главные часы нашей страны. Все люди сверяют по ним свои часы. Спасские ворота — главные ворота Кремля. В дни воен­ных парадов из них выезжает командующий парадом.

Кремль занимает много места. Посмотрите на схему. Видите, везде проходит стена, и нигде нет даже маленького просвета.

-Как же можно войти в Кремль? (Предположения детей.)

Да, через ворота, которые строго охранялись.

-Посмотрите на схему внимательнее, сколько ворот вы насчита­ли? А где они находятся? (Пять. В самых больших прямоугольных башнях.)

 

-А почему именно в этих местах были сделаны ворота? Сдела­ли бы ворота вдоль одной стены. Подумайте. (Предположения детей.)

 Ворота располагались так, чтобы в Кремль можно было войти со всех сторон, а жители могли быстро укрыться за стенами крепо­сти, когда к их домам подступал враг. Ворота были сделаны из креп­кого дуба или металла.

Но еще очень большое значение имело расположение Кремля.

-Посмотрите на схему, какую геометрическую фигуру напоми­нает расположение всех башен? (Обводит указкой вдоль всех стен.)

Да, действительно, треугольник, только не очень ровный. Давайте рассмотрим, что же находилось за стенами Кремля с трех его сто­рон.

-Вот с этой стороны что вы видите? (Протекает река.)

Да, это река Москва.

-А с этой стороны? (Тоже река.)

Да, это река Неглинка, которая сейчас находится под землей, течет в трубах.

А с третьей стороны жители вырыли огромный ров, через него было трудно перебраться, потому что в нем стояла вода от дождей.

Вот мы с вами и убедились, что Кремль действительно был очень сильной крепостью. Не случайно никому не удавалось эту кре­пость покорить. Много-много лет назад построили этот красавец Кремль итальянские и русские мастера, но до сих пор он вызывает восхищение не только у москвичей, но и у всех, кто приезжает в Москву.

Чтение стихотворения Ф. Глинки «Москва», звучит песня О. Газманова «Москва».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiyabashni_kremlya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Башни Московского Кремля».

Цели занятия: расширит представления детей об истории Московского Кремля, строительстве Кремля; познакомить с планом Кремля, рассказать о названиях его башен, их назначении; воспитывать чувство любви и уважения к историческому наследию. Побуждать восхищаться красотой архитектурных сооружений, ансамблей, достопримечательностями.

Оборудование и материалы: комплекты открыток «Московский Кремль», схема Кремля, иллюстрации с изображениями башен Кремля и его общим видом.

Ход занятия

Воспитатель (выставляет перед детьми крупные иллюстрации с изображением общего вида Кремля). Ребята, вы узнали это место в Москве? Что это? (Кремль.) Многие из вас были с родителями в Кремле.

Я вам уже рассказывала о том, как возник Кремль. Теперь расскажите вы мне все, что помните: для чего был нужен Кремль, каким он был сначала... (Показ иллюстрации с изображением деревянного и белокаменного кремля.)

Сегодня мы с вами подробно рассмотрим, что же представляет собой Кремль. Мы уже говорили о том, что Кремль — это крепость.

-Внимательно посмотрите на иллюстрации и скажите: а как можно догадаться, что Кремль действительно крепость? (Высокие стены, бойницы.)

Да, стены Кремля и в самом деле очень высокие — с трехэтажный дом, а в некоторых местах — и с шестиэтажный. Конечно, перебраться через такие стены и сейчас очень трудно, а в давние времена было еще труднее.

Вы обратили внимание на узкие бойницы в стенах Кремля? Через них защитники крепости стреляли в нападавших врагов. На внутренней стороне стен находится боевая площадка. Здесь люди могли не только стоять, но и передвигаться от одной бойницы к другой. (Убирает иллюстрации с изображением Кремля и выставляет схему Кремля.) Посмотрите на эту схему. На ней очень хорошо видны все башни Кремля. Попробуйте их посчитать. (Помогает детям.)Итак, мы с вами насчитали 20 башен. -А как вы думаете, для чего нужны башни? (Предположения детей.)

Да, в башнях укрывались воины, жители города, там же находились продовольствие, вода, оружие.

-Посмотрите на схему внимательнее и скажите, все ли башни одинаковые? Какие вы видите башни? (Большие, маленькие, средние.)

-А одинаковая ли у них форма? (Есть башни прямоугольные, а есть круглые.)

-Посчитайте, сколько круглых башен в Кремле? (Три.)

-Где они находятся? (По углам.)

-А как вы думаете, почему именно по углам мастера поставили круглые башни? (Предположения детей.) Круглые башни были наиболее прочными, из них можно вести обстрел вкруговую, потому что врага видно не только впереди, но и вдоль всех стен.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей выйти и провести указкой вдоль стены от одной круглой башни до другой. Дети убеждаются, что действительно с круглых башен был более полный обзор.

В этих башнях были устроены колодцы, чтобы снабжать защитников водой во время осады Кремля. Одна из башен так и называется - Водовзводная. Она качала воду из Москвы-реки в кремлевские сады и дворцы. Это очень красивая и стройная башня.

По названиям башен можно узнать, для чего они предназначались. Вот, например, эта башня (показывает указкой) называется Угловая Арсенальная.

-Как вы думаете, для чего она была предназначена? Кто знает, что означает слово «арсенал»? (Предположения детей.)

Арсенал — это склад оружия. А вот эта башня называется Оружейная. Вы уже сами догадались, для чего она предназначалась.

А башня Набатная имеет свою историю. В давние времена люди повесили на нее колокол. В него били, когда надвигалась опасность. Однажды разгорелось большое восстание, кто-то ударил в колокол, и народ повалил в Кремль, где жила царица. Она подавила восстание, но так и не смогла дознаться, кто же бил в колокол. От злости она приказала отнять у колокола язык. «Казненный» колокол и сейчас  хранится в музее Кремля.

В Троицкой башне есть отводные башни-стрельницы, проездные ворота, глубокие подвалы, часы. В двухэтажных подвалах долгое время хранили оружие.

Рядом со Средней Арсенальной башней в Александровском саду горит Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата. Он горит в память о воинах, погибших в годы Великой Отечественной войны. К Могиле Неизвестного Солдата люди возлагают цветы.

-А как вы думаете, почему одна из башен называется Боровицкая? (Предположения детей.)

Эта башня получила свое название от слова «бор», потому что когда-то неподалеку шумел красивый сосновый бор. Вот одну из башен и назвали Боровицкой.

-А вот это — Тайницкая башня. Попробуйте догадаться, откуда такое название? (Предположения детей.)

Эта башня хранит очень важную для защитников крепости тайну — в ней находился тайный колодец. В старину, когда неприятельские войска окружали Кремль, его храбрые защитники брали из колодца воду. Кроме колодца в ней была отводная башня-стрельница с подземным ходом и проездными воротами к Москве-реке.

И, наконец, башня, которую вы все очень хорошо знаете (показывает указкой).

-Как она называется? (Спасская башня.)

-А как можно узнать Спасскую башню? (По курантам.)

Спасская башня — самая красивая башня Кремля. На ней располагаются главные часы нашей страны. Все люди сверяют по ним свои часы. Спасские ворота — главные ворота Кремля. В дни военных парадов из них выезжает командующий парадом.

Кремль занимает много места. Посмотрите на схему. Видите, везде проходит стена, и нигде нет даже маленького просвета.

-Как же можно войти в Кремль? (Предположения детей.)

Да, через ворота, которые строго охранялись.

-Посмотрите на схему внимательнее, сколько ворот вы насчитали? А где они находятся? (Пять. В самых больших прямоугольных башнях.)

-А почему именно в этих местах были сделаны ворота? Сделали бы ворота вдоль одной стены. Подумайте. (Предположения детей.)

 Ворота располагались так, чтобы в Кремль можно было войти со всех сторон, а жители могли быстро укрыться за стенами крепости, когда к их домам подступал враг. Ворота были сделаны из крепкого дуба или металла.

Но еще очень большое значение имело расположение Кремля.

-Посмотрите на схему, какую геометрическую фигуру напоминает расположение всех башен? (Обводит указкой вдоль всех стен.)

Да, действительно, треугольник, только не очень ровный. Давайте рассмотрим, что же находилось за стенами Кремля с трех его сторон.

-Вот с этой стороны что вы видите? (Протекает река.)

Да, это река Москва.

-А с этой стороны? (Тоже река.)

Да, это река Неглинка, которая сейчас находится под землей, течет в трубах.

А с третьей стороны жители вырыли огромный ров, через него было трудно перебраться, потому что в нем стояла вода от дождей.

Вот мы с вами и убедились, что Кремль действительно был очень сильной крепостью. Не случайно никому не удавалось эту крепость покорить. Много-много лет назад построили этот красавец Кремль итальянские и русские мастера, но до сих пор он вызывает восхищение не только у москвичей, но и у всех, кто приезжает в Москву.

Чтение стихотворения Ф. Глинки «Москва», звучит песня О. Газманова «Москва».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира и аппликации на тему:«Башни Московского Кремля»

Цели: Закрепить знания детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля. Дать знания о плане Кремля, названии его башен, их назначении. Воспитывать в детях любовь к родному городу....

Аппликация "Башня московского Кремля"

Костпект занятия посвященное Москве...

Беседа "Башни Московского кремля"

Беседа "Башни Московского кремля для детей подготовительной группы"...

Презентация "Башни Московского Кремля"

в материале представлена информация о Московском Кремле и его  башнях. Материал для подготовительной группы детского сада....

Конспект НОД "Башни Московского Кремля" в старшей группе

Конспект НОД предполагает повторение истории создания  Московского Кремля и ознакомление с некоторыми башнями Кремля. В завершении образовательной деятельности воспитанники,  работая реставр...

Методическая разработка Рисование в подготовительной группе Спасская башня Московского Кремля

Методическая разработкаРисование в подготовительной группе «Спасская башня Московского Кремля»Цель: Уточнить представление детей о Москве – столице России.Задачи:Формировать умение д...

Конспект занятия по нетрадиционной аппликации в старшей группе на тему "Спасская башня Московского Кремля"

Использование  нетрадиционной  аппликации  в  дошкольном  возрасте  способствует  развитию  мелкой  моторики, интеллекта, речевой активности и  художе...