Открытое занятие НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие к Снежной Королеве»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Стеклова Мария Анатольевна

Занятие НОД по речевому развитию

в старшей группе

«Путешествие к Снежной Королеве»

Задачи:

Расширение словарного запаса; обогащение словаря синонимами и антонимами; составление сложноподчиненных предложений с союзом «чтобы»; подбор родственных слов к слову «лед» и употребление их в речи;

Практическое употребление приставочных глаголов и предлогов «за», «из-за», «под», «над»;

Составление рассказа-описания с опорой на вопросы и картину; развитие пространственного восприятия; развитие внимания, памяти, логического мышления; развитие графомоторных навыков.

 

 

Оборудование и материалы:

 

Магнитная доска, магниты и наборное полотно; картинки с изображениями Снежной королевы и Снегурочки;

Картинки: льдина, ледянка, леденец, ледокол, ледоруб

Картина «Дом Снежной королевы»;

Мяч;

Два подноса – на каждом из них находятся детали для конструирования снеговика: три разных по размеру белых круга, ведро, метла, морковка, два маленьких  черных кружочка (глаза), две руки;

Карточки к упражнениям: «Путешествие», «Снеговики», «План», «К Снежной королеве», «Дом Снежной королевы», «Найди снегурочку по описанию»

Простые и цветные карандаши по количеству детей.

 

Содержание занятия:

 

  1. Введение в тему

 

Воспитатель:

- В своем сказочном доме живет злая Снежная Королева. Она не любит, когда люди радуются и смеются. Она очень не любит веселые праздники. Снежная королева узнала, что у нас был Новый год, и на праздник к нам приходил Дед мороз со Снегурочкой. Снежной королеве не понравилось, что они веселились вместе с нами и дарили нам подарки. И решила Снежная королева спрятать Снегурочку. А вы ведь знаете, что Деду морозу никак нельзя без Снегурочки, да и нам тоже как встречать следующий Новый год. Что же нам делать?

 

Дети:

-Надо искать Снегурочку, надо ее выручать.

 Воспитатель:

-Да, ребята, надо искать Снегурочку, но путешествовать мы будем, не выходя из детского сада. Нам придется выполнить все задания Снежной Королевы и ответить на все ее вопросы. Тогда она отпустит внучку Деда Мороза, и у нас будет настоящий праздник.

 

  1. Задание по карточкам.

 

Упражнение «Путешествие»

Дети садятся за столы. Воспитатель раздает карточки к упражнению и наборы карандашей.

Детям предлагается обвести те предметы, которые могут пригодиться для зимнего путешествия.

По окончании выполнения задания педагог задает вопросы.

 

Воспитатель:

-Скажите, что вы возьмете из предметов и для чего?

 

Дети:

-Я возьму варежки, чтобы не замерзли руки… и т.д.

 

Воспитатель:

-Что вам нужно во время зимнего путешествия?

 

Дети:

- Во время зимнего путешествия мне нужно… (перечисляют)

 

 

  1. Расширение лексики.

 

Педагог прикрепляет к магнитной доске картинку с изображением Снежной королевы.

 

Воспитатель:

- У снежной королевы «ледяное сердце». Как вы это понимаете? Что это значит? Какая она?

 

Дети:

- Снежная королева злая, недобрая, вредная, ни с кем не дружит, ни о ком не заботится…

 

Педагог прикрепляет к магнитной доске картинку с изображением Снегурочки.

 

Воспитатель:

- Снежная королева равнодушная, неприветливая, а Снегурочка какая?

 

Дети:

- Добрая, приветливая, ласковая, вежливая, хорошая, веселая…

 

Воспитатель:

- Еще Снегурочка дружелюбная. Что это значит?

 

Дети:

- Она любит друзей. Хорошо ко всем относится…

 

Воспитатель:

 - Иногда говорят – у человека «золотое сердце». Что это значит? Какой это человек?

 

Дети:

- Хороший, добрый, всем помогает…

 

  1. Подбор однокоренных слов к слову « лед».

 

Педагог снимает картинки с изображениями Снежной королевы и Снегурочки и прикрепляет к доске картинки, на которых нарисованы льдина, ледянка, леденец, ледокол, ледоруб.

Детям предлагается подобрать слова-родственники к слову «лед».

В случае затруднения педагог дает образец ответа или задает наводящие вопросы:

 

- Что это? (показывает на изображение льдинки)

-льдина.

- На чем дети катаются с горки (на ледянке)

- Как ласково назвать лед? ( ледок)

- А маленький кусочек льда? (льдинка)

-Фигура, сделанная изо льда, какая? (ледяная)

- Как называется эта конфета? (леденец)

-Корабль, который лед колет, называется….. (ледокол)

-Весной на реках тает лед и по воде плывут льдины. Говорят «лед идет». Это называется ледоход. Повторите.

- Если что-то покрылось сверху льдом, говорят – обледенело. Дорога может обледенеть, провода могут обледенеть…

- Специальный инструмент, которым лед рубят, называется….. (ледоруб)

 

  1. Составление предложений с однокоренными словами.

 

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть предметы, изображенные на картинках и придумать предложения. В случае затруднений помогает наводящими вопросами и подбором слов.

 

 

  1. Физкультминутка.

 

Все проходят в игровую зону и образуют большой круг.

 

-Поставьте ноги чуть шире плеч, повторяйте за мной слова и движения.

 

        

Вьюга веет над полями,

Поднимают руки, покачивают ими.

Над горами и лесами,

Ставят руки на пояс.

Вправо, влево посмотри.

Выполняют повороты вправо и влево

Сидят на ветках снегири

Машут руками, как крылышками.

Очень холодно зимой

«Ежатся от холода»

Птицам хочется домой

Приседают

Мы покормим снегирей

Имитируют «насыпание корма»

Птицам будет веселей!

Прыгают на месте, ритмично хлопая в ладоши.

 

  1. Подбор антонимов.

Педагог берет мяч и входит в центр круга. Детям предлагается внимательно выслушать слово, названное педагогом, поймать мяч, вспомнить и сказать слово наоборот и бросить мяч обратно.

 

- Добрая                   - Злая

-Хорошая                 - Плохая

-Грустный                 - Веселый

-Холодно               - Жарко

-Заледенел             - Растаял

-Мерзнуть              - Греться

-Прилетели            - Улетели

- Голодный            - Сытый

- Зима                     - Лето

- День                     - Ночь

- Стоять                  - Бежать

- Плакать                - Смеяться

- Грусть                  - Радость

 

       

  1. Составление целого предмета из частей. Игра «Собери Снеговика»

 

Детям предлагается подойти к двум столам, стоящим отдельно.

На каждом столе – поднос с набором деталей для конструирования снеговика.

Педагог делит детей на команды.

 

Воспитатель:

-Снежная королева взмахнула рукой, и снеговики рассыпались на части. Давайте поможем снеговикам – соберем их заново.

 

Два представителя команды выкладывают снеговиков из деталей на столе.

При выполнении задания оценивается аккуратность, скорость и взаимодействие членов команды.

После подведения итогов командной игры дети садятся за столы.

 

 

  1. Задание по карточкам. Упражнение «План»

 

Педагог раздает карточки к упражнению и объясняет, что идти к Снежной королеве надо по дорожке , нарисованной на плане. Путь начинается от стрелочки, а по дороге встретятся разные препятствия: речка, гора, яма, избушка на куриных ножках, в которой надо будет найти ключ от дома Снежной королевы, болото,  леший, лес.

 

Воспитатель:

-Расскажите, как вы доберетесь до дома Снежной королевы.

 

- Мы пойдем по дорожке , перейдем по мостику речку, поднимемся в гору (войдем в гору), сойдем с горы, перепрыгнем (перешагнем) через яму, подойдем к избушке, зайдем в избушку, найдем в избушке ключ от дома Снежной королевы, выйдем из избушки, обойдем болото, пройдем через лес и дойдем до дома Снежной королевы.

 

Рассказ составляет один из детей (самостоятельно или с помощью воспитателя), а затем остальные повторяют по цепочке.

 

 

  1. Задание по карточкам. Упражнение «Найди Снегурочку по описанию»

 

Педагог раздает карточки к упражнению и предлагает внимательно рассмотреть Снегурочек.

 

Воспитатель:

-Только одна из снегурочек настоящая, а остальные – заколдованные. Вам нужно найти Снегурочку, у которой две косички и короткое широкое платье, украшенное снежинками.

 

Дети выполняют задание.

 

Снегурочка была заколдована и спрятана в снежную башню. Как только дети все находят нужную снегурочку, начинает звучать музыка П. И. Чайковского «Святки» и начинает мигать гирлянда около башни, воспитатель спасает Снегурочку из снежного плена.

 

 

Итог занятия.

Педагог говорит, что дети выполнили все задания Снежной королевы, и она отпустила Снегурочку из ледяного плена.

 

 

 

Использована литература : Е. Л. Малиованова «Развитие речевых способностей. Лексико-грамматическая тема «Зима», конспекты занятий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе: СНЕЖИНКИ – ДОЧКИ СНЕЖНОЙ ТУЧИ

Данная разработка направлена на формирование у детей обобщенных  представлений  об  образовании снега. Занятие помогает развивать логическое и образное мышление, уст...

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в город бытовой техники»

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе«Путешествие в город бытовой техники»Программное содержание:Образовательные задачи:Познание:1....

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе«Путешествие в город бытовой техники»

Образовательные задачи:Обобщить знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о их значении в жизни человека, расширить представления об их устройстве.Формировать п...

открытое занятие нод по речевому развитию в старшей группе "достопримечательности дербента"

открытое занятие нод по речевому развитию в старшей группе "достопримечательности дербента"...

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. «Лаборатория профессора Пробиркина»

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе.Образовательные области:Коммуникация, познание, безопасность, здоровье.Цель: формирование начальных представлений о здоро...

Конспект открытого занятия по познавательно - речевому развитию детей подготовительной группы "Путешествие в страну добрых дракончиков" с использованием мнемосхем.

Цель: обогащение и активизация речевой практики детей, расширение словарного запаса, формирование у детей умения правильно строить высказывания.Задачи:учить соотносить признаки объектов к графическим ...