Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области " Коммуникация". Составление рассказа- описания " Любимая игрушка".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Задачи:  

- продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему;

- формировать навык создания синквейна;

- активизировать  словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй  речи;

- развивать слуховое и зрительное восприятие;

- развивать способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения;

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx695.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация».

                 Составление  рассказа-описания «Моя любимая игрушка».

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественно-эстетическая  деятельность, музыка, безопасность.

Задачи:  

- продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему;

- формировать навык создания синквейна;

- активизировать  словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй  речи;

- развивать слуховое и зрительное восприятие;

- развивать способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения;

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа: чтение стихов  А. Барто «Игрушки», рассматривание иллюстраций, изготовление игрушек методом оригами, художественно-эстетическая деятельность: обводка трафаретов и раскрашивание, дидактические игры: «Домино», «Лото» «Из чего сделаны?».

Оборудование и материал: игрушки (машина, мяч), алгоритм-схема описания игрушки, музыкальный центр, диск с музыкальным произведением, мольберт, сказочный персонаж Чебурашка.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

                                            (Звучит музыка)

Вос-ль: - Дети, рано утром к нам в группу принесли посылку, а чтобы узнать, что в посылке нужно отгадать  загадку:

 

- Этот милый, странный душка

  Безымянною игрушкой 

  Был когда - то в магазине, 

  Сказки ждал он на витрине. 

  И дождался. Стал известным 

  Своей сказкою чудесной. 

  Ты меня, малыш, послушай, 

  У него большие уши, 

  Он коричневого цвета, 

  Его любят все на свете, 

  Знает каждая дворняжка 

  Друга Гены - .....

Вос-ль: - Правильно,  это  Чебурашка. Чебурашка сказал мне, что  скучно  ему одному, а у нас в группе много  игр и игрушек. Давайте познакомим  Чебурашку с  разными играми и игрушками. Посадим его на стульчик, так чтобы Чебурашка видел,  как мы играем и занимаемся.

2.

Вос-ль: - А сейчас ребята, поиграем в игру. Я буду называть разные предметы и игрушки.  Вы хлопаете  в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек.  

(Машинка, кукла, кубик, юла, береза, матрешка, погремушка, воробей, лошадка, барабан, неваляшка, телевизор, самолетик, кораблик, мяч.)

Игра: «Внимательные ушки».

3.

 Вос-ль: - А вот еще одна игра.

Игра называется «Расскажи какие?»

(Мишка, матрешка,  самолетик)

Вос-ль: - Мишка какой? (Мягкий, плюшевый, коричневый, легкий.)

Вос-ль: - Как мы назовем  одним словом? (игрушки).

(Дети садятся на стульчики)

4.                  Составление рассказа описания по схеме 

                                          (Игрушка-машинка.)


«План описания по схеме игрушки»

Объяснить детям схему и как по ней описывать игрушку:

- Что это?

- Цвет

- Величина

- Материал, из которого сделана игрушка

- Форма

- Какая на ощупь?

- Какие детали есть у нее?

- Как с ней играют?

(Составление рассказа детьми о понравившейся игрушке, с помощью схемы.)

Вос-ль: - А еще Чебурашка наши дети  учатся составлять описательные рассказы  об игрушке по схеме (рассматривание схемы-алгоритма: название, цвет, из каких частей и материала сделана игрушка, ее назначение).

(Образец составление описательного рассказа воспитателем)

Вос-ль: - Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина, кузов, колеса. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют. (Машинку возят, катают.)

               (Составление описательных рассказов детьми.)

Вос-ль: - Чебурашка, а еще в нашей группе  много разных  игрушек: юла, барабан, куклы и самолетик. Посмотри, как наши ребята умеют превращаться  в  самолетики.

5.                                  Физминутка «Самолет».

                            (Показать игрушку – самолет.)

Самолет-самолет             (Разводят прямые руки в стороны и

                                                покачивают ими.)

Отправляется в полет.          (Вращают кулачками перед грудью и

                                                 рычат.)

Завели мотор – р-р-р,

Зарычал мотор – р-р-р,

Заворчал мотор – р-р-р,

Заурчал мотор – р-р-р,

Загудел самолет – у-у-у,                 (Разводят прямые руки в стороны и

                                                          тянут звук –у-)

И отправился в полет –у- у –у.       (Бегут друг за другом  по кругу)

Приземлился самолет,                   (Приседают на одно колено)

Вот и кончился полет.

6. 

Вос-ль: - Дети мы с вами отгадывали загадки об игрушках, играли в разные игры, составляли описательный рассказ об игрушках. А сейчас я предлагаю вам составить стихотворение. Стихотворения бывают рифмованные и не рифмованные. Вот такое  нерифмованное стихотворение  мы  сейчас составим об игрушке.

Вос-ль: - Но вначале  отгадайте загадку:

                         - Его пинают, а он не плачет,

                 Его бросают - назад скачет. (Мяч)

Вос-ль: - Картинка мяча.

(Составление синквейна) по игрушке-мячику:

Вос-ль: - Наше нерифмованное стихотворение будет состоять из нескольких строчек;

Вос-ль: - На  первой строке я выкладываю треугольник оранжевого цвета. Он обозначает слово- предмет. Что это? (Мяч.)

Вос-ль: - На следующей  строчке выкладываем два зеленых треугольника. Мы подбираем слова – признаки, которые отвечают на вопрос: какой мячик? (Резиновый, разноцветный.)

Вос-ль: - Далее строка состоит из трех треугольников красного цвета. Подбираем слова-действия. Что мяч делает? (Лежит, катится, прыгает.)

Вос-ль: - Следующая строчка, длинная полоска – это предложение. Предложение состоит из нескольких слов. Я предлагаю вам правильно составить предложение из слов: девочка, мяч, играет. (Девочка играет с мячом.)

Вос-ль: - И последняя строчка – это одно слово. Оно будет также обозначаться  так же треугольником оранжевого цвета. Назовите, к  какой группе предметов это слово относится? (Слово-ассоциация: игрушка.)

Вос-ль: - А сейчас послушайте, какое у нас получилось стихотворение:

- мяч;

- круглый резиновый;

- лежит, катится, прыгает;

- Девочка играет с мячом;

- игрушка.

7. Итог.  

Вос-ль: - Чебурашка, тебе понравилось у нас? Ребята, Чебурашке интересно, знаете ли вы как правильно надо ухаживать за игрушками? А чем мы сегодня занимались?

Последующая работа: отгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры «Лото», «Домино», «Из чего сделаны?», чтение художественной литературы: В. Катаева «Цветик-семицветик». ИЗО-деятельность на тему «Моя любимая игрушка»: рисование карандашами или продуктивная деятельность из пластилина.

Литература.

1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. :АРКТИ, 2002.

3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

Фото:

Рассказ Даниила о любимой игрушке

- Свои любимые игрушки мы принесли с собой, чтоб рассказать о них!