конспект занятия "Пелед, тузлане, шочмо Мланде!"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Короткова Римма Васильевна

конспект написан на родном марийском языке по ознакомлению детей с народными  музыкальными  инструментами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятий конспект средний группышто «Ковамын шондыкшо»

Темыже: «Пелед ,тузлане, шочмомланде!»

Цель: образовательные: продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы

Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к родной деревне, к культуре своего народа

Развивающие: развивать фонематический слух, мелкую моторику рук

Предварительная работа: экскурсия по деревне, беседа о достопримечательностях деревни Петъял, просмотр фотографий о деревне, просмотр книг с иллюстрациями национальной одежды и праздников, национальных музыкальных инструментов, игры на музыкальных инструментахбарабан(тумыр), гармонь (кармонь), дудочка (шиалтыш), коллективное рисование на тему: «Деревня»

Материалы к занятию: интерактивная доска, работа детей: картина деревни, красивый клубочек , икшывылан ситышын пукен – влак, деревенский сундук, гармонь, дудочка, барабан, фонограммы с их звуками

Ход занятия: дети заходят в группу, встают полукругом.

Восп.: Йоча – влак, чакрак шогалза, ончалза икте – весыдам, шриалтыза икте – весылан. А ынде ончалза доскашке.

На интерактивной доске появляется изображение деревни Петъял.

Восп.: Мом те ужыда?

Дети: Ял суретым.

Восп.: Кузе маналтеш тиде ял?

Дети: Тиде ял – Петъял.

Восп.: Чын. Тиде  ял – Петъял. А ко тиде ялыште шочын – кидым нолталза.( ко тиде ялыште шочын, тудо кидшым нолталеш – 7 икшыве).

 Келша мо тыланда Петъял ял?

Дети: Келша.

Восп.: Мо дене келша? Ончалза экранышке.(йоча- влак  каласкат) Вот тиде ялыште ила Марфа ковай. Тудо мемнам унала вуча. Марфа кова деке  унала  кайымыда шуэш мо?

Дети: Шуеш.

Восп.: Унала кайымеке, сурт озалан костенечым нангаяш кулеш.  Мом ме нангаена? (йоча – влак темлат)

Ме Марфа ковалан тушкан ыштыме суретнам нангаена.  А кузе корныжым кова деке муаш? Ончалза , мыйын кидыштем ший мундыра. Тиде ший мундыра мемнам Марфа кова деке намиен пурта, только йузо мут – шамычым каласаш кулеш. Айста мыйын почешем тушкан каласена: абра-кадабра….(ший мундыра пордын кая, кова денке миен шуэш). Тау тылат , ший мундыра, кова деке намиен шуктыметлан

Восп.:Салам лийже,  Марфа  кова. (йоча – влак саламлалтыт).

Марфа кова: Салам лийже, уныкам – влак. Пурыза, шичза ончыкырак. Мый тыланда сюрпризым ямдыленам. Тиде сюрприз -  влак шондыкыштем кият, те палшаш улыда , могай тиде сюрприз.   Икымше  сюрпризх нерген колыштына: (  кармонь  йук фонограмма шокта). Мо тиде шокта? (икмыняр  йоча деч йодеш)

Йоча –влак: Кармонь йук шокта.

Марфа кова: Чын, тиде кармонь.(шондык гыч кармоньым луктеш). Ончалза, тиде марий калыкын семузгарже. Тиде кармонь дене  марий суаныште, пайрем годым шоктат. А ко шоктен ончынеже? (кок йоча шоктен ончат). Молодцы! Ынде умбакыже колыштса – тумыр йук шокта. Ко пала – могай семузгрын йукшо шокта?

Йоча – влак: Тумыр йук шокта.

Марфа кува: Чын , тиде тумыр йук шокта. (шондык гыч тумырым, тоя – влакшым луктеш).Тумыр  - тиде  марий калыкын семузгарже. Тымырым пайрем годым, суаныште, концет годым кучылтыт. Ко пералтен ончынеже? ( кок йоча пералтен ончат). Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

"Меранын шочмо кечыже"

Сценарий драматизации марийской сказки "Меранын шочмо кечыже"....

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект праздника «Мый моткоч йӧратем –тиде шочмо элем!» (Люблю тебя, мой край, родной), посвященного 95 - летию образования Республики Марий Эл с детьми старших групп

Цель: воспитание патриотических чувств к родному краю, любви и бережному отношению к её природе, культуре марийского народа.Задачи: 1.     Обогащать знания детей о своей Республике...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...