Конспект НОД по развитию речи на тему "Дома и домики"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Макогонюк Ирина Николаевна

В данном конспект составлен по лексической теме недели "Мой город. Мой дом". В занятии используется прием составления описательного рассказа по мнемосхеме и ряд речевых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация»

Составление  рассказа-описания  «Дома и домики»

Интеграция образовательных  областей: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественно-эстетическая деятельность.

Задачи:

1.Учить составлять небольшие рассказы-описания с опорой на  схему.

2.Формировать умение выделять существенные признаки и основные части предметов.

3.Закрепить  навык образования относительных прилагательных и согласовании их в роде, числе,  падеже.

4. Упражнять в образовании формы множественного числа  существительных.

5.  Развивать графические  навыки, зрительное восприятие.

6.Воспитывать  любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток «Мой город - Сургут», беседы на тему: «Мой край родной», «Город в котором я живу»,  чтение художественной литературы: стихотворения «Дома бывают разные» О. Горчакова, «Сказка  про дом, который любил чистоту и уют»

М. Шкурина, отгадывание загадок по лексической теме  недели, сюжетно-ролевые  игры: «Дом», «Семья»,  просмотр  мульфильма «Домовенок Кузя»,

моделирование из геометрических фигур домов разных конструкций, конструирование из строительного материала.  

Оборудование:  игрушка - домовенок  Кузя,  мольберт, музыкальный центр,  схема-модель составления описательного рассказа  «Дом»,  Д/игра «Какой, какая?»,  «Один-много», «Мой дом»,   и/у «Соедини по точкая»

1. Мотивация:

- Ребята,  когда я  рано утром    зашла в группу, то услышала, что кто-то плачет. Вы хотите узнать  кто это?

  Загадка:

-Как в одной сторонке,
В маленькой избенке
Жил-был — не котенок,
Жил-был — не мышонок,
Даже не ребенок —  (домовенок)

- Домовенок  Кузя потерялся. Что надо знать, чтобы найти свой дом? ( домашний адрес).   А вы  знаете свой домашний адрес?   Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам. Какие здания можно увидеть на улицах нашего города? (Магазины, почта, аптека, больница, школа, библиотека, детский сад). Давайте сейчас  расскажем  домовенку  Кузе  из чего делают дома. поиграем в игру «Какой, какая,..»

 Д/игра «Какой - какая?» (дать полный ответ)
Дом из дерева. Какой? ...
деревянный 
Дом из камня. Какой? ...
Дом из кирпича. Какой? ...

Дом  из бетона. Какой? ...
Крыша из железа. Какая? ...
Окна из стекла. Какие? ...
- Ребята,  домовенок  Кузя очень хочет вернуться в свой дом, но не может вспомнить какой у него домик.  Поможем ему найти свой дом, расскажем,  какие бывают дома.  Для того   чтобы правильно рассказать  о доме мы будем использовать схему- модель. (Дети рассматривают алгоритм – схему: название, высота дома, из каких частей и материала сделан дом, его назначение).

Воспитатель предлагает образец составления описательного рассказа:

-Это дом. Он многоэтажный. У дома есть фундамент, стены, окна, крыша.  Он  сделан из бетона. Дом  нужен для того,  чтобы в нем жить.

Составление описательных рассказов детьми (3-4 ребенка)

Физпауза:      «Дом»

 - Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

- Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

- Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

- Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

- Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Присесть - руки в стороны)

- Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

- И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

- Дети, мы с вами говорили, что  дома состоят из разных частей. Бывает в доме одно окно и много …(окон)

Д/игра « Один и много»

- Домовенок Кузя принес  картинки с изображением  домов. Помогите ему дорисовать  недостающие части.

 И/у «Соедини по точкам» -  дорисовать  недостающие  части.

- Что Дима дорисовал у дома?

- Ребята, а чтобы дом всегда был красивый, что нужно  делать? (Беречь, не мусорить не пачкать, не рисовать на стенах)

- Ой, какие вы молодцы! Помогли Кузе  вспомнить свой домик. Рассказали, какие бывают дома. Вот за это  он   приготовил вам подарки - раскраски. (домовенок Кузя дарит …)

- Домовенку Кузе понравилось у вас в гостях, а  теперь  ему пора   возвращаться домой. Как в народе говорят: «В  гостях хорошо, а дома лучше».

Итог.  - О чем мы сегодня говорили?

Последующая работа: экскурсия по городу

Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов»

- Наступил вечер, стало темно. Нужно включить свет и тогда загорятся ярким светом окна в домах. Окунайте пальчик в желтую краску и приставляйте к окошку.

http://vospitatel.com.ua/images/d/dom-podborka-igr-i-uprajneniy-5.jpg

Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?»

Как свистит чайник? С-с-с.
Как звенит будильник? З-з-з.
Как капает вода из крана? Кап-кап-кап.
Как папа работает дрелью? Ж-ж-ж.
Как гудит пылесос? У-у-у.
Как гости стучат в дверь? Тук-тук-тук.

Пальчиковая игра «Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
(Дети ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)

Мы построим новый дом,
(Есть окошко в доме том.
Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)

Есть еще одно, повыше.
(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)

Есть труба вверху на крыше.
(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)

Дом готов, зовем гостей:
Приходите поскорей!
(Показывают приглашающий жест рукой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации «Домик пчелки» для подготовительной (коррекционной) группы

Цели занятия:- Закрепление правильного произношения звуков З – Ж, автоматизация их в стихотворной и связной речи. - Продолжение работы над звуко-слоговым анализом слов . - Составление ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домик для зайчика"

Программное содержание:Закрепить представление о понятиях «мебель», «посуда». Учить сравнивать предметы, обозначать наиболее точным словом их сходство и различие.Закреплять умение согласовывать сущест...

Конспект занятия по развитию речи на тему: магнитный театр «Строим домик в деревне»

Цель : познакомить детей с новой формой игры, обогащение словарного запаса используя названия предметов и предлоги над, под, на, в и др. Развивать у детей ценности жизни, такие как дружба, взаимоуваже...

Конспект ОД по развитию речи в группе раннего возраста «Книжкин домик»

ОД по развитию речи в группе раннего возраста, литературный жанр: поэзия А. Барто...

Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста «Чудесный домик»

Данный конспект может пригодиться для проведения занятия по развитию речи в группе раннего возраста. Во время занятия дети повторяют все, что они знают о петушке, зайчике и медведе. Вспоминают стихи и...

Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста №2 «Чудесный домик»

Цели:  Продолжать знакомство детей с дикими животными, расширять знания об окружающем мире.Задачи: Учить детей внимательно слушать. Проговаривать фразы за воспитателем. Выговаривать нужные з...

Конспект занятия по развитию речи детей ясельной группы «Домик для щенка Шарика".

Дети младшего дошкольного возраста очень активны и отзывчивы. Им интересна конечная цель - помочь нашему герою. НОД "Домик для щенка Шарика" развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас...