Весеннее путешествие по родному краю
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Сулимова Любовь Сергеевна

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 по развитию речи в старшей группе

«Весеннее путешествие по родному краю»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, охраняемыми видами растений и животных Нижегородской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Интеграция образовательных областей:  «Коммуникация», « Познание», «Социализация»,    « Чтение», «Здоровье», «Безопасность», « Физическая культура», «Музыка», « Художественное творчество».

Предварительная  работа: чтение стихов о Родине, заучивание некоторых из них, прослушивание песен о Родине, беседа о нашей Родине( как называется наша планета, наша страна, наш город ), рассматривание иллюстраций с природой, животными родного края, беседы о природе и животных родного края, о заповедниках и Красной книге  Нижегородского края, чтение и отгадывание загадок о деревьях и цветах, составление рассказов о животных (медведе, еже), чтение и объяснение пословиц о природе, рисование и лепка растений и животных родного края, игровое упражнение « Из следа в след», дидактические игры « Помоги птицам», « Найди лишнего животного», « Найди по описанию», «Чего не стало», проведение психогимнастики «Бабочки» , «В гармонии с природой».

Оборудование: иллюстрации весны,  растений ( осина, дуб, рябина, ель, берёза, подснежник, ландыш, одуванчик, нарцисс, тюльпан, колокольчик), птиц (ласточка, скворец, лебедь, журавль, клёст, дятел, ворона, синца),  мягкие игрушки (лиса, заяц, белка, ёж, медведь, слон, обезьянка), плакат с пословицей, карта заповедников и Красная книга Нижегородской области, схемы-модели «Весна», «Медведь», «Ёж», «Правила поведения в природе», декорации леса                   ( искусственная ель, нарисованные ель и берёза, силуэты разных птиц, солнышко, облачко, пеньки, цветы), запись песен М. Бернесса   «С чего начинается Родина?», Ю. Антонова « Не рвите цветы», мелодия «Полёт бабочки», грамзапись «Пение птиц, звуки леса».

Методы и приёмы: аутотренинг, прослушивание песни, беседа, чтение стихотворений, рассказы по схемам-моделям, использование наглядных пособий (иллюстрации, мягкие игрушки, плакат, декорации), сюрпризный момент, физкультминутка, дидактические игры, ТРИЗ, чтение и отгадывание загадок, рассказ воспитателя, динамическая пауза, релаксация, чтение пословицы, музыкальное сопровождение, выводы.

                                 Ход НОД :

1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

 (Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")

Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют планету, страну, область, город)

Да, мы с вами живём в Нижегородском  крае, для нас он родной.

Нижегородский край родной, на карте мира

Ты даже меньше чем кленовый лист.

У нас в сердцах, наш край Нижегородский милый.

Ты как цветок прекрасен, юн и чист.

Ребёнок:

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина - Это тоже Родина.

 (М. Пляцковский)

Воспитатель: Да, ребята, наша Родина – это и природа нашего края, которую мы должны беречь, охранять, заботиться о ней, а она отблагодарит нас своими дарами.

-- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Весна)

Давайте вспомним признаки весны (ответы детей по схеме-модели).

2. Путешествие по родному краю.

--Ребята, а хотите отправиться в весенний лес, увидеть природу родного края?

--Отлично! Мы отправляемся в природу, а значит, должны быть аккуратны и внимательны. Идём по дорожке «Из следа в след». Вот мы и  в лесу.( грамзапись «Пение птиц, звуки леса»)

А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Воспитатель: Посмотрите, как ослепительно сияет солнце, небо – синее- синее, а по нему плывут ,словно белые комья ваты, пушистые облака. Ребята , что вы чувствуете? Какие звуки вы слышите? А каких птиц вы знаете? Какие птицы называются перелётными? А какие – зимующими? (Ответы детей)

--Ребята, вы ничего не слышите? Кажется, где-то птицы галдят, шумят. Пойдёмте посмотрим. И правда, они спорят , кто из них –перелётные, а кто – зимующие. Давайте поможем им разобраться.  (Д/ и «Помоги птицам» )

--Птицы благодарны вам , ребята. Вот сколько много разных птиц живёт в нашем родном крае.

--Ребята, прислушайтесь, присмотритесь. Кажется, там зайчик спрятался за кустом, а вон белочка прыгнула с ветки на ветку. Скажите, что происходит с этими животными весной? (ответы детей).

--Посмотрите, похоже на берлогу. Кто в ней живёт?  Что с ним происходит? А какие ещё животные посыпаются весной? (Ответы детей)

--Ребята, расскажите , пожалуйста, об этих животных.( Рассказы детей по моделям-схемам о медведе и еже.)

--Ребята, посмотрите, здесь так много животных! Но кажется, кто-то лишний. Скажите, кто.       ( Ответы детей. Д/и « Найди лишнего животного»)

Воспитатель: А что происходит с растениями весной? (ответы детей)  Какие деревья растут в наших лесах? Мы это узнаем, если вы отгадаете загадки.

1) Никто её не пугает,                                           2)Весною зеленела,    

А она вся дрожит.  (Осина)                                      Летом загорала,

                                                                                     Осенью надела

                                                                                     Красные кораллы. (Рябина)

3)Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,                                            4)Что же это за девица?

Не боюсь ни гроз, ни туч.                                          Не швея, не мастерица,

Я кормлю свиней и белок-                                         Ничего сама не шьёт,

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)                            А в иголках круглый год? (Ель)

5) Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. .. (Берёзки).

--Наша белоствольная красавица нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины. Это  чудо-дерево. У неё единственной в мире – белая кора, тонкая, нежная. Дерево могло бы получить ожоги, а так не опасно: белый цвет отражает лучи. Прикоснитесь в жаркий день к стволу дерева – она остаётся прохладной. Народ полюбил её, ласково называет берёзонькой. А русские поэты написали много стихов о ней.

Ребёнок:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками

Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

Воспитатель: Какие весенние цветы вы знаете? Мы узнаем это, если вы отгадаете загадки:

1) На проталинке в лесу                                       2) На зелёной хрупкой ножке

Первым встретил я весну.                                        Вырос шарик у дорожки.

Я мороза не боюсь,                                                    Ветерочек прошуршал,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник)            И развеял этот шар. (Одуванчик)

3)  На зелёном шнурочке                           4) Мой цветок , как блюдце,

  Белые звоночки.                                            В середине – чашечка,

  Знают даже малыши ,                                   Чтобы пить могла росу

  То лесные. .. (Ландыши).                              Каждая букашечка. (Нарцисс)

5) На стебле зелёном                                    6) Эх, звоночек, синий цвет,

Рос красный бокал,                                           С язычком , а звону нет. (Колокольчик)

Нектаром он бабочек

Всех угощал. (Тюльпан)

Воспитатель: Сколько прекрасных цветов в нашем родном крае!  Давайте отдохнём на солнечной лужайке. (Дети садятся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке, на которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом.(звучит мелодия «Полёт бабочки»)

3.Беседа о заповедных местах нашего края.

Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".

Вопросы к детям:

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Что такое заповедник?

- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?

- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?

- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

( Ответы детей)

- Давайте вспомним  правила поведения в природе. ( Ответы детей по картинкам-схемам.)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель: Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком. Наша задача – любить и охранять природу родного края.

А наше путешествие по родному краю закончилось. Пора возвращаться в детский сад. Идём по дорожке « Из следа в след». ( Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы» )

- Ребята, скажите, что вам понравилось больше всего в путешествии по родному краю?( ответы детей )

- И теперь, ребята, мы с вами твёрдо знаем, что наша обязанность – любить и защищать свой родной край!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

 « Детский сад № 4»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 по развитию речи в старшей группе

«Весеннее путешествие по родному краю»

Подготовила и провела

Сулимова Л. С.

Арзамас, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Конспект физкультурного занятия в средней группе "Путешествие по родному краю"

Конспект физкультурного занятия в средней группе Путешествие по родному краю«Ехау казачник Бай»http://vip-file.com/downloadlib/604029490668051632565483-61656.60f4c7f41719e473822a3392d992/Заняти...

тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа

тема: «Путешествие по родному краю»   Программные задачи:    Продолжать учить пользоваться как  краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...

Конспект познавательной деятельности по развитию речи "Путешествие по родному краю".

Этот материал позволит обобщить знания детей в умении различать город и населенный пункт (станицу), устанавливать связь между образом жизни домашних животных и человека....

"Путешествие по родному краю"

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в средней группе...

НОД "Путешествие по родному краю"

Конспект НОД для детей с ОВЗ...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....