Конспект НОД " Составление описательного рассказа о насекомых" с технологической картой
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Хантимерова Ирина Александровна

                                           Технологическая карта

Тема: « Составление описательного рассказа о насекомых»

Программное содержание:  расширять представление детей о насекомых (о внешнем виде, питании, передвижении);

• совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа), слоговую структуру слова;

• уточнять и расширять словаря по теме: «Насекомые»

• упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;

• закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;

• развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

• продолжать развивать мышление, память, внимание;

• Воспитывать доброе и заботливое отношение к насекомым, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Деятельность педагога

Деятельность детей

 Сюрпризный момент. Организую приветствие

 

 

Предлагаю детям загадки по теме

 

Предлагаю детям совершить путешествие на весенний луг(звучит муз. Р.-Корсакова «полет шмеля» 

 

 

Предлагаю детям вспомнить, что они знают о насекомых

 

Предлагаю  детям высказать гипотезы ,каких насекомых они увидели на поляне.

 

Предлагаю высказать гипотезы

 

 

Предлагаю сделать описательный рассказ любого из насекомых по желанию

 

 

Предлагаю провести физ. мин. «Кузнечики»

 

Предлагаю Упражнение «назови ласково»

 

Предлагаю прослушать басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

 

 

Предлагаю вопросы по прочитанному.

 

Предлагаю зарисовать свои впечатления и сделать выставку работ

 

 

 

Подвожу итоги

Настраиваются на работу, на взаимодействие друг с другом

 

Дети проявляют заинтересованность , высказывают варианты ответов

 

Проявляют интерес ,получают эмоциональное наслаждение от музыки, предвкушают последующие события

 

Дети вспоминают , анализируют, сопоставляют

 

Размышляют ,анализируют, делают выводы. Формируют свою гипотезу

 

 

Высказывают свои гипотезы

 

 

Размышляют, описывают насекомое с опорой на картинку

 

 

 

Дети получают эмоциональную и мышечную разрядку.

 

Размышляют, дают ответы

 

 

Дети слушают, анализируют

 

 

 

Дети размышляют , отвечают на вопросы

 

Дети зарисовывают свои впечатления

 

 

 

 

 

Дети участвуют в обсуждении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе

  Тема «Составление описательного рассказа о насекомых»

Обучающие задачи:

* расширять представление детей о насекомых (о внешнем виде, питании, передвижении);

• совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа), слоговую структуру слова;

• уточнять и расширять словаря по теме: «Насекомые»

• упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;

Развивающие задачи:

• закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;

• развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

• продолжать развивать мышление, память, внимание;

Воспитательные задачи:

• Воспитывать доброе и заботливое отношение к насекомым, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

                                       Ход НОД

   Доброе утро ребята! У вас ,хорошее настроение? И у меня хорошее настроение. Давайте возьмемся  за руки и поделимся друг с другом хорошим настроением. Ребята я загадаю вам загадки, а вы попробуйте  догадаться о ком пойдет сегодня речь ?

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза

Называют ее…(стрекоза)

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей)

Воспитатель: Вы догадались о ком пойдет речь ?

Дети : Да ! О насекомых.

Воспитатель : Молодцы!  

Воспитатель: .А теперь я предлагаю  вам путешествие из холодной зимы на весенний луг . Поможет нам в этом фея-Весна. Закроем глаза  и полетим  ( звучит муз. «Полет шмеля» Р.- Корсакова ).Открываем глазки( на ковре лежат картинки насекомых и цветов ). Как здесь красиво

Фея- Весна  читает стихотворение: Веселый бал (Г. Галина)

Был открыт весною:

На трубе Комар играл,

Шмель мохнатый танцевал.

С Мушкой голубою.

И кружился ветерок,

Листьями играя.

И качался в такт цветок,

Свой зеленый стебелек

Стройно наклоняя.

Стрекоза легко неслась.

С Мотыльком нарядным.

Свой зеленый стебелек

Стройно наклоняя.

Стрекоза легко неслась.

С Мотыльком нарядным.

И Улитка приплелась,

И удобно разлеглась

Под листком прохладным.

Прилетел и Майский Жук,

С толстою Жyчихой,

И, толкая всех вокруг,

Он вошел в веселый круг,

Подбоченясь лихо.

Муравьи толпой пришли,

Шевеля усами,

И плясать они пошли!..

Лишь Паук сидел вдали,

Прячась за ветвями.

И сердился и ворчал:

«Что за новоселье, -Что еще такой за бал?»

Злой Паук не понимал

Счастья и веселья…

Вос-ль: Ребята каких насекомых мы видим на поляне? Выбрать на картинке любого из  насекомых и составить описательный рассказ.

Физминутка — Кузнечики

Поднимите плечики.

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

4.Дидактическая игра «Четвертый лишний»

- шмель, оса ,кузнечик, БЕЛКА

-богомол, бабочка ,ПАУК ,жук-олень

-пчела , ПЕСКАРЬ, мотылек, цикада.

   Упражнение «Назови ласково» 

Комар – комарик

Пчела - пчелка
Муха - мушка.

Жук- жучок

Слушание и пересказ басни с опорой на сюжетные картинки

- Послушайте басню. Дети слушают басню. Воспитатель задает вопросы по прочитанному.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет;

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

"Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!" -

"Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?" -

Говорит ей Муравей.

"До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах* у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило". -

"А, так ты..." - "Я без души

Лето целое все пела". -

"Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

- Пересказать вам помогут картинки (слайд, картинки по появляются поочередно, дети пересказывают по частям) .

Воспитатель : Молодцы ребята, хорошо отвечали .

Фея-Весна: К сожалению нам нужно возвращаться , зима вступает в свои права. Ребята не грустите , зарисуйте свои впечатления и сделайте выставку. А я свами прощаюсь до свиданья , до новых встреч!

                                           Технологическая карта

Тема: « Составление описательного рассказа о насекомых»

Программное содержание:  расширять представление детей о насекомых (о внешнем виде, питании, передвижении);

• совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа), слоговую структуру слова;

• уточнять и расширять словаря по теме: «Насекомые»

• упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;

• закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;

• развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

• продолжать развивать мышление, память, внимание;

• Воспитывать доброе и заботливое отношение к насекомым, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Деятельность педагога

Деятельность детей

 Сюрпризный момент. Организую приветствие

Предлагаю детям загадки по теме

Предлагаю детям совершить путешествие на весенний луг(звучит муз. Р.-Корсакова «полет шмеля»  

Предлагаю детям вспомнить, что они знают о насекомых

Предлагаю  детям высказать гипотезы ,каких насекомых они увидели на поляне.

Предлагаю высказать гипотезы

Предлагаю сделать описательный рассказ любого из насекомых по желанию

Предлагаю провести физ. мин. «Кузнечики»

Предлагаю Упражнение «назови ласково»

Предлагаю прослушать басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Предлагаю вопросы по прочитанному.

Предлагаю зарисовать свои впечатления и сделать выставку работ

Подвожу итоги

Настраиваются на работу, на взаимодействие друг с другом

Дети проявляют заинтересованность , высказывают варианты ответов

Проявляют интерес ,получают эмоциональное наслаждение от музыки, предвкушают последующие события

Дети вспоминают , анализируют, сопоставляют

Размышляют ,анализируют, делают выводы. Формируют свою гипотезу

 

Высказывают свои гипотезы

Размышляют, описывают насекомое с опорой на картинку

Дети получают эмоциональную и мышечную разрядку.

Размышляют, дают ответы

 

Дети слушают, анализируют

Дети размышляют , отвечают на вопросы

Дети зарисовывают свои впечатления

Дети участвуют в обсуждении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект НОД "Составление описательного рассказа по сюжетной картинке "Снеговик"

Образовательная область : Коммуникация.  Интеграция областей : Коммуникация, Музыка, Здоровье, Художественное творчество....

Конспект НОД в группе детей старшего дошкольного возраста №9 «Составление описательного рассказа о насекомых»

Цель: создание условий для формирования умения у детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя мнемотаблицу.Образовательные задачи:-  создать условия для формированя у детей навык...

конспект занятия " Составление описательного рассказа по картинкам"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы                  ГАПОУ МОК им ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми среднего возраста «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»

Приложение 4 к совместному проекту учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста...

Конспект НОД "Составление описательного рассказа по картинкам о зиме" для детей с ОНР подготовительной группы

Конспект НОД "Составление описательного рассказа по картинкам о зиме" для детей с ОНР подготовительной группы...