Конспект образовательной деятельности "Знакомство с Невой"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Малоземова Светлана Анатольевна

Наш город Санкт-Петербург расположен в дельте реки Невы. Наш поселок располгается на притоке - реке Ижоре, где она впадает в Неву. Здесь произошла битва Александра Невского со шведами в 1240 году. И познакомить детей с рекой Невой  с её историей, остравами и мостами было целью моего занятия. В конспекте дается описание реки как географического объекта. Дети знакомяться с такими словами: дельта рукав, русло, приток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo_s_nevoy.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22

Колпинского района  г. Санкт- Петербурга

Конспект

по социально-коммуникативному развитию

«Знакомство с Невой»

(старшая группа)

Воспитатель:

Малоземова Светлана Анатольевна

2015 год

Конспект образовательной деятельности

«Знакомство с Невой»

Цель: Дать детям представление о Санкт-Петербурге как о городе морском, речном.

Задачи:

  1. Дать детям представление о реке как о географическом объекте.
  2. Ввести в понятийный  словарь детей термины: исток, русло, дельта, рукав, приток, устье.
  3. Развивать творчество, воображение, фантазию.

Материал: фотографии города с высоты птичьего полёта,  с изображением мостов, каналов, речного и морского транспорта, герба, таз с водой, бумажные кораблики, флажки с буквами (н, с, е, а, в,  д)

Ход занятия:

Есть в нашем городе река, её зовут Нева.

И широка и глубока речная синева.

Нева волною в берег бьёт,

Нева к заливу лёд несёт.

Плывут на льду полны воды от чьих-то валенок следы.

Следы от лыж и от коньков, от снежных баб и от снежков.

Когда от ладожского льда освобождается вода,

То в эту воду с высоты, глядят как в зеркало мосты.

     Воспитатель: С высоты птичьего полёта хорошо видно, что Санкт-Петербург можно назвать городом рек и каналов. Самая главная река нпшего города? (Нева). Наш город называют по разному: город над Невой, город на Неве, а ещё говорят: невские берега, невские просторы.

    Протяжённость реки 74 км и протекает она по руслу. Место течения реки – это русло ( дети повторяют новое слово). Вытекает река, то есть берёт своё начало,  из Ладожского озера. Место, откуда вытекает  река называется -  исток (дети повторяют). Нева очень полноводная и стремительная река, она несёт свои воды в Балтийское море, на всём пути в неё впадают очень много рек: Ижора, Тосно, Мга – это притоки левого берега;  Черная речка, Охта – притоки правого берега. Реки, которые впадают, называются притоки (дети повторяют слово).  Нева впадает, она тоже приток, в Финский залив, это кусочек  Балтийского моря. При впадении  в Финский залив река Нева разбивается на множество речек-рукавов. Между ними находятся острова, кусочек земли, окружённый водой. Весь наш город стоит на островах, первоначально их было 101, а сейчас осталось-  42. Место впадения реки в залив называется – устье, а множество речушек-рукавов образуют – дельту реки (дети повторяют новое слово). В черте города Нева течёт на протяжении 28 км.

    Нева – удивительная красавица! Ранним утром в лучах восходящего солнца розовеют её воды, легкий туман парит над рекой. Днём быстрая рябь свинцовых волн разбивается о гранитные берега; в сумерках Нева пепельно-серая, загадочная. В нашем городе есть одна старинная традиция- теплоходные прогулки по Неве. Плещется за бортом вода, обдувает пассажиров свежий ветерок, открывается перед глазами прекрасная панорама города.

    Дидактическая игра: Давайте с вами попробуем составить слово «нева». Дети из предложенных букв составляют слово «нева».

Предлагаю вам ребята игру  «Регата на Неве».

 Цель: Развивать длительный выдох.

Ход игры: С силой дуть на кораблик. Чей кораблик  быстрее достигнет противоположного берега.

    Но иногда у обычно спокойной Невы «портится характер». Тогда она становится темной, тревожной, гневной. Сильные порывы ветра останавливают её бег,  и происходит наводнение. Как вы считаете, ребята, что это за явление природы? Так  А.С. Пушкин описал петербургское наводнение.

    Но силой ветра от залива

    Перегражденная Нева

    Обратно шла, гневна, бурлива

    И затопляла острова.

    Нева вздувалась и ревела….

    Котлом клокоча и клубясь

    И вдруг, как зверь остервенясь

    На город кинулась…

Наводнения бывают редко, а большую часть года у Невы спокойный характер. И она приносит огромную пользу людям, городу. С весны и до осени по Неве перевозят грузы. В морской порт приходят суда из разных стран и по Неве в ночное время они отправляются дальше в Ладожское озеро, и по рекам вглубь России.  В это время разводят мосты, что бы проплывали большие суда. На больших круизных теплоходах к нам в город приезжают турист со всего света. Вот почему на гербе нашего города изображены два якоря: морской –двузубый и речной- четырёхзубый.

   А ещё наша река и поилица, и кормилица. Объясните ребята значение этих слов.

В заключении нашей беседы, предлагаю игры «Подбери  правильно». Я буду называть слово, а вы должны продолжить.

Нева -  река

Финский - залив

Ладожское – озеро

Балтийское – море

Морской – порт.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22

Колпинского района  г. Санкт- Петербурга

Конспект

сюжетно- ролевая игра

 «Путешествие по Неве на водном трамвайчике»

(старшая группа)

Воспитатель:

Малоземова Светлана Анатольевна

2015 год

«Путешествие по Неве на водном трамвайчике»

Цель: расширить представления детей о пассажирском транспорте.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о своём городе.
  2. Способствовать развитию умения выбирать сюжет для игры.
  3. Закреплять у детей умение осуществлять игровые действия, действовать с воображаемыми объектами, используя предметы заместители.
  4. Продолжать учить детей вести ролевой  диалог во время игры.

Материал и оборудование:  модули для строительства теплохода, российский флаг,  якорь, спасательные круги, трап, штурвал, табличка с названием теплохода,  фуражка  капитана, морские воротнички, бескозырки, бинокль, касса, билеты,  микрофон;  карточки по распределению ролей: фуражка –капитан, штурвал – рулевой, бинокль – помощник капитана, билеты- кассир, стульчик – пассажи;   фотографии с видами Санкт-Петербурга.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций с видами Санкт-Петербурга;
  2. Беседа на тему «Город, в котором я живу»;
  3. Составление карты-схемы реки Невы;
  4. Чтение художественной литературы: Г. Юрмин «Все работы хороши», Л. Ермолаева,  И. Лебедева «Чудесный город», «Путешествие водной феи по Санкт-Петербургу».
  5. Изготовление атрибутов для игры( билеты на теплоход, табличка с названием, якоря, спасательные круги).

Ход игры:

Предварительные вопросы к детям:

  1. Из чего можно построить теплоход?
  2. Люди каких профессий работают на теплоходе?
  3. Какое название можно дать теплоходу?
  4. Как нужно вести себя, чтобы путешествие было безопасным?
  5. Какие правила на воде нужно соблюдать?

    Мы с вами уже говорили, что в нашем городе есть старинная традиция речных прогулок. И сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие  по  красавице Неве. Предлагайте, на каком водном транспорте мы поплывем? (ответы детей – катер, лодка, теплоход, корабль, яхта, пароход). Молодцы много назвали водных  транспортных средств, но остановимся на маленьком теплоходе, который называют, водный трамвай.  Как мы назовём наш теплоход? ( Ответы детей).

Название придумали, и теперь приступаем к постройке теплохода. ( Дети устанавливают борта из модулей, стульчики для пассажиров, прикрепляют спасательные круги, якоря, табличку с названием, штурвал, российский флаг).

    А теперь, когда наш трамвайчик готов, осталось распределить роли – кто кем будет на теплоходе. (Дети по очереди достают карточки с ролями).

   Чтобы попасть на теплоход надо приобрести билеты, дети покупают билеты, и занимают места согласно номеру билета.

Капитан: (дает команду рулевому). Поднять якоря, поднять флаг, держим курс по реке Неве в Санкт-Петербург.

Воспитатель берёт на себя роль экскурсовода. « Наша экскурсия начинается с посёлка Усть-Ижора, который находиться на берегу реки Ижора при впадении в Неву. Река Ижора приток реки Невы». Воспитатель показывает фотографии с видами посёлка, и рассказывает о них.

  Наша первая остановка – Рыбацкий проспект.

Капитан: Остановка Рыбацкий проспект. Спустить якоря! Спустить флаг.

Воспитатель: Почему он так называется?  Раньше здесь была рыбацкая деревушка, рыбацкая артель. И я вам предлагаю по играть в игру «Рыбаки и рыбки».  Игра начинается с считалки:

          У Летейного моста

          Я поймал в Неве кита,

          Спрятал за окошко,

          Съела его кошка.

           Помогали два кота –

           Вот и нет теперь кита!

          Ты не веришь другу?

          Выходи из круга.  (выбираются два рыбака)

Дети в хороводе: В воде рыбки живут

                               Нет клюва, а клюют.

                               Есть крылья, не летают,

                               Ног нет, а гуляют,

                               Гнезда не заводят, а детей выводят.

Дети разбегаются, а рыбаки держась за руки их ловят, берут в «захват». Пойманная  рыбка присоединяется к рыбакам.

    Капитан: Всех пассажиров прошу пройти на борт теплохода, мы отправляемся.  (дает команду рулевому). Поднять якоря, поднять флаг, держим курс по реке Неве.

    Экскурсовод: Уважаемые пассажиры, а теперь я хочу обратить ваше внимание на мосты нашего города, их насчитывается 308, и  мы проплываем под самым высоким  вантовым мостом, он называется Обуховский это не разводной мост, за ним идет Володарский, затем Финляндский железнодорожный  (почему он так называется, как вы думаете?),  мост Александра Невского- самый длинный мост города, его длинна – 629 метров;  Большеохтинский мост, Литейный и наконец Троицкий мост после которого мы подплываем, посмотрите налево, к  Петропавловской крепости, на каком острове она стоит? (Ответы детей). Показать фотографии Петропавловской крепости. Здесь я вам предлагаю сделать ещё одну остановку.  Расположиться  на пляже у Петропавловской крепости и с конструировать свои мосты через Неву.

    Капитан: Остановка Петропавловская крепость. Спустить якоря! Спустить флаг.

   Детям предлагается на выбор различный конструктор. Предлагается придумать названия своим мостам. В заключении  дети обыгрывают свои постройки в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы

Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...

Конспект занятия На тему: «Нева — главная река Санкт-Петербурга» с элементами экспериментирования (для старшего дошкольного возраста)

Тема: «Нева-главная река Санкт-Петербурга»Цель: продолжать знакомить детей с главной рекой Санкт – Петербурга,  её  особенностями, значением  для жителей города; ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...