Интегрированное занятие "Составление описательного рассказа по картине И.Я. Билибина "Баба Яга""
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Журинова Наталья Геннадьевна

Конспект занятий для средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisatelnyy_rasskaz_baby_-_yagi.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования города Лабытнанги"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  "ЯГОДКА"

Интегрированное занятие по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И. Я. Билибина «Баба Яга»

средняя группа

Воспитатель: Журинова Н. Г.

г. Лабытнанги,  МДОУ «Ягодка»

2010 год


Цель:

• Формировать представление о художественном образе Бабы Яги.

Задачи:

• Учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;

• учить составлять описательный рассказ по картине И. Я Билибина «Баба Яга», активизировать словарный запас.

• Воспитывать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй.

• обогащать музыкальный опыт в процессе прослушивания муз. Произведения П. И. Чайковского «Баба-яга».

• Учить различать средства музыкальной и изобразительной выразительности на примере образа бабы Яги;

• Закреплять умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через игру и изобразительную деятельность.

• Развивать мышление, воображение и творческие способности.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Материалы: картина «Баба яга», мольберт, книга русских народных сказок, магнитофон, пьеса П. И. Чайковского «Баба Яга», портрет П. И. Чайковского.

Предварительная работа: проговаривание чистоговорок, дыхательные упражнения, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций сказок, беседа о профессиях.


Ход занятия:

Подходим к столу, где лежит книга сказок.

Восп.: Посмотрите, какая красивая книга. В ней, наверное, живут сказки. Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да!

Восп.: Давайте посмотрим, что в ней. (Пробует открыть) Только что – то она не открывается. Может, нам нужно сказать волшебные слова? (чистоговорки, повторение стишков).

Чистоговорка:

Са-са-са-под кустом сидит лиса.

Су-су-су-было холодно в лесу.

Ву-ву-ву – в лесу видели сову.

Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.

Щу-щу-щу-я тебя в лесу ищу.

Открывает книгу.

Восп.: Ребята, да эта книга полна русских народных сказок. Как вы думаете почему они называются русскими народными? (ответы детей). Сказки придумывались русским народом давным-давно. Из поколения в поколение люди передавали их друг другу. А вы знаете, как они их передавали (ответы детей). Люди рассказывали их своим детям, а дети – своим детям. И так они дошли до наших дней и стали печататься в книгах. Ребята, а кроме книг, сказку можно представить и в произведениях живописи.

Показывает картину «Баба Яга»

Восп.: Посмотрите, какую картину я вам принесла. Что изобразил художник на этой картине?

Ответы детей.

Восп.: Расскажите, какая баба яга, какой вам она показалась?

Ответы детей.

Восп.: Ребята, а можно про Бабу ягу сказать, что она косматая? А что это значит? (Лохматая, растрепанная).

Восп.: А как вы думаете, какой у нее характер? (она злая, вредная, ворчливая, угрюмая, недобрая)

Ответы детей.

Восп.: А что же делает Баба яга (летит).

Ответы детей.

Восп.: Как вы думаете, куда она может лететь?

Ответы детей.

Восп.: Ребята, посмотрите, на заднем плане картины, за Бабой Ягой изображён лес, какой он?

Ответы детей.

Восп.: ребята, а давайте попробуем составить рассказ о Бабе Яге? О том какая она по внешности, по характеру, чем занимается на этой картине?

Рассказы ребят.

Ответы детей.

Рассказ воспитателя: да, глядя на эту картину мне тоже Баба яга показалась страшной, угрюмой, с большими костлявыми руками, тяжелым взглядом, растрепанными волосами, косматая, неряшливая. Сидит она в своей ступе, пестом погоняет, помелом следы заметает. И летит она в лесу дремучем, глухом да мрачном, где растут одни мухоморы и не видно зверя лесного. Осматривает, да поглядывает Баба Яга хмурым взглядом свои владения.

А теперь мы с вами поиграем:

Физ. минутка:

В тёмном лесе

(Качают вытянутыми вверх руками вправо-влево.)

Есть избушка,

(Складывают руки в виде крыши.)

Стоит задом наперёд. (Хлопают перед собой.)

А в избушке той

(Складывают руки в виде крыши.)

Старушка,

Бабушка-яга

(«Повязывают платок».)

Живёт.

Нос крючком

(Подносят правую руку к носу, сгибают указательный палец.)

Глаза как плошки,

(Прикладывают кулаки к глазам.)

Словно угольки горят.

Когти остры как у кошки,

(Сгибают-разгибают пальцы.)

И всего одна нога,

(Поднимают правую ногу, согнутую в колене.)

Не простая, костяная.

(Грозят пальцем одной, потом другой руки.)

Вот так Бабушка-яга!

(Трижды ударяют кулаками по коленям. Вытягивают руки вперёд.)

Восп. : Ребята, а вы знаете сказочный образ можно передать не только в книге, на картине, но и в музыке. Вот П. И. Чайковский – композитор, Что делают композиторы? Ответы детей. Давайте послушаем, как композитор через музыку изобразил Бабу Ягу.

(Звучит пьеса “Баба-Яга” П. И. Чайковского).

Восп.: Ребята, прослушав музыку, какой вы представили себе Бабу Ягу?

Ответы ребят.

(музыка резкая, быстрая, колючая, прихрамывающая, беспокойная, тревожная, исполняется на ф-но).

Восп.: Мы с вами узнали, как один образ (у нас была Баба яга) можно передать и в сказках, и на картине, и в музыке. А сейчас мы с вами пойдем и нарисуем избушку для бабы Яги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа по картине "Ранняя весна"

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Коммуникация"....

Составление описательного рассказа по картине для детей средней группы. Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область - Коммуникация

Думаю,  для многих педагогов  этот конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению описательного рассказа по картине  для детей средней группы станет полезным...

Занятие в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Кормушка для птиц».

конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы  - интеграция  -    развитие речи+продуктивная деятельность по изо (лепка) + экология...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок....