«Рассматривание картины Толстого Ф.П. «Букет цветов. Бабочка и птица» Составление описательного рассказа по картине детьми старшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Ознакомление детей с репродукцией картины Толстого Ф.П. «Букет цветов. Бабочка и птица»
- Расширять знания детей о творчестве известных художников.
- Закреплять определенные знания о Третьяковской галерее, о жанрах живописи.
- Расширять и закреплять знания детей о характерных особенностях натюрморта как жанра живописи.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи
- Закреплять умение отвечать на вопросы. Воспитывать желание любоваться картинами, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картинах с собственным настроением.
-Создать положительный эмоциональный фон, воспитывать культуру речевого общения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
«Рассматривание картины Толстого Ф.П. «Букет цветов. Бабочка и птица» Составление описательного рассказа по картине детьми старшей группы.
Подготовила воспитатель:
Хоружая И.И.
Санкт-Петербург
2025 г.
Рассматривание картины Толстого Ф.П. «Букет цветов. Бабочка и птица». Составление описательного рассказа по картине детьми старшей группы.
Цель: Ознакомление детей с репродукцией картины Толстого Ф.П. «Букет цветов. Бабочка и птица»
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить детей с репродукцией картины Толстого Ф.П. «Букет цветов. Бабочка и птица»
- Расширять знания детей о творчестве известных художников
- Закреплять определенные знания о Третьяковской галерее, о жанрах живописи
- Расширять и закреплять знания детей о характерных особенностях натюрморта как жанра живописи.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи
- Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения
Развивающие :
- Развивать ООД Знакомство с картиной Толстого Ф.П. «Букет цветов. Бабочка и птица»
художественный вкус, творческое воображение, эстетическое восприятие и видение, образное мышление
- Развивать умение общаться по поводу увиденного
Воспитательные :
-Воспитывать желание любоваться картинами, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картинах с собственным настроением.
-Создать положительный эмоциональный фон.
Словарная работа: живопись, жанр, бытовой (природный) натюрморт,
Материалы: Репродукция картины Толстого Ф.П. «Букет цветов. Бабочка и птица», мольберт, фонарик, дидактические игры «Собери натюрморт», «Подберём палитру».
Предварительная работа: виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею. Рассматривание репродукций картин различных жанров, обсуждение и составление описательных рассказов по ним. Проведение дидактических игр «Собери натюрморт» «Найди картину по палитре»
Ход занятия:
«Наступила Весна. Приметы Весны»
Воспитатель: Какая погода на улице! Тепло, светит солнышко. Какое время года наступило? Назовите приметы Весны.
Карты схемы – Весна.
Дети: Весна. Светит солнце. Травка зеленеет. Птички прилетают. Дни становятся теплее. Снег растаял, сосульки растаяли – появились лужи, ручейки. Кто знает стихотворение о Весне? Расскажите нам.
Дети читают стихи.
Воспитатель: Чудесные стихи о весне! Какие молодцы ребята! От ваших стихов, и в нашей группе появилась цветочная полянка. Давайте соберем цветочный букет! Раз, два, три – букет собери!
Дети собирают цветы и ставят в вазу! Рядом фотографии цветов!
Воспитатель: Какой красивый букет получился! А рядом с букетом фотографии знакомых вам цветов, которые начинают цвести весной и цветут до самой осени! Назовите правильно цветы! Кто сможет?
Дети: Космея, Левкой, бархатцы, мышиный горошек.
Воспитатель: Молодцы! Все верно! Такие сложные названия цветов запомнили! А подскажите пожалуйста, ребята! Кто бы мог написать картину с этими прекрасными цветами? Нарисовать этот весенний букет? Как мы называем человека этой профессии?
Дети: Художник, он пишет картины!
Воспитатель: Верно! Только послушайте загадку про жанр живописи! Если вдруг художник решит изобразить цветы, фрукты и другие предметы.
Ребенок читает загадку: дети отгадывают слово.
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу или грушу, или торт
Или все предметы сразу, знай, что это натюрморт.
Дети: Натюрморт!
Воспитатель: Правильно ребята! Молодцы!
Сегодня мы подробно остановимся на жанре живописи - натюрморт.
Воспитатель: Натюрморт может быть бытовой и природный. Бытовой натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов, предметов быта, музыкальных инструментов, мебели, посуды. В природных натюрмортах изображаются объекты живой природы: изображения фруктов, ягод, букет цветов в вазе, овощи, грибы и многое другое.
Художник, прежде чем нарисовать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга. Художник сам видит и позволяет увидеть нам, всю красоту окружающего мира, не только живую природу - но и так называемую, неживую, все предметы, что нас окружают. Сорванные цветы завянут, фрукты, ягоды люди съедят, мебель заменят, посуду уберут, а нарисованные художником они будут жить вечно, радовать нас.
Воспитатель демонстрирует картины на мольберте.
Перед вами натюрморты, которые мы с вами уже рассматривали и даже придумывали для них названия. Скажите пожалуйста кто написал эти художественные произведения?
Дети: Художник Федр Петрович Толстой.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Я хочу только дополнить, что Федор Петрович Толстой - знаменитый русский художник,
скульптор (объемные фигуры из камня, мрамора, глины) и медальер (человек который изготавливает медали), он прожил долгую жизнь - 90 лет. За свою жизнь граф Ф. П. Толстой написал множество замечательных картин. Одна из них сейчас перед вами.
Как, по-вашему, называется эта картина?
Дети: «Букет цветов, бабочка и птичка».
Воспитатель: В каком жанре она выполнена?
Дети: Натюрморт.
Давайте рассмотрим её внимательно.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем хотел рассказать нам художник в этой картине?
Дети: О красоте окружающего мира.
Воспитатель: Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину?
Дети: Радостное. Весеннее. На картине всегда нас будут радовать эти цветы, бабочка и птичка.
Воспитатель: Какие краски использовал художник? Яркие или приглушённые, теплые или холодные? Какими красками нарисованы цветы? Какими красками фон за букетом? Стол на котором сидит птичка?
Дети: Яркими красками нарисованы цветы: розовая космея, синий левкой, оранжевый бархатец, ярко-красный мак, бело-голубой мышиный горошек. Фон за картиной и стол – золотисто-коричневые. Темные на фоне ярких цветов, птички, гусеницы и бабочки.
Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года художник писал этот натюрморт? Как вы это поняли?
Дети: Когда цветут цветы! Весной или летом.
Образец воспитателя:
Перед нами красивый натюрморт с букетом цветов в простом стеклянном кувшине. Рядом изображены бабочка, птичка и гусеница. На золотсто-коричневом фоне неокрашенной стены мы видим скромный, состоящий из нескольких растений букет. Его поставили в прозрачную стеклянную вазу, чтобы видны были все части цветов от стебля до лепестков. Здесь нет ярких пышных роз или георгин. В букете простые незатейливые растения. Но они выражают настоящую природную красоту, не кричащую, а скромную.
В середине на переднем плане поместился розовый с голубой бусинкой в середине цветок космеи. Лепестки цветка прорисованы настолько живо, что хочется потрогать их.
Слева выше всех - красный с белым ободком мак, в середине которого торчат многочисленные тычинки. Ниже справа – оранжевый бархатец с ярко-жёлтой сердцевиной. Тут же скромный, насыщенно синий левкой и незатейливо простой мышиный горошек.
Воспитатель: А сейчас закройте глаза и представьте себе, что мы очутились в комнате где находится этот букет. Как она выглядит?
Ответы детей: Кажется небольшая комната, может быть спальня, простой мебелью, не окрашенными стенами, с маленьким окном, потому что света на картине не много.
Воспитатель: Ой, а за картиной спрятался кто-то! Чтобы он к нам попал, надо поиграть и его позвать!
Физминутка «Цветочек»
Волшебный цветок и фонарик.
Воспитатель: Смотрите, какой необычный цветок к нам пришел! Он хочет с нами поиграть! Давайте, назовем цветку, что еще изображено на картине?! Если вы правильно называете слово, которое обозначает изображаемый предмет, или живой объект на картине, то цветок повторит это слово и даст вам в руки фонарик, чтобы поближе рассмотреть то, что вы назовете!
По 2-3 человека с фонариком выходят к картине.
Предлагаю детям рассмотреть картину с помощью фонарика. Дети парами или по трое походят к картине. Когда ребёнок освещает часть картины лучом фонаря, становятся ярче краски и лучше видны мелкие детали. Дети увидели капельки воды на цветах и двух мух, тычинки в сердцевинах цветов и прожилки на листочках, отражение окна на вазе.
Воспитатель: Что еще вы видите на картине?
Дети: яркую бабочку, птичку, сидящую на карандаше, как на жёрдочке, гусеницу, ползущую по листочку, упавшему на стол.
Воспитатель: Если бабочка расположилась на стеклянной вазе, поближе к цветам, то птица, наоборот, отвернулась от неё, как будто ей всё равно. Её не интересует даже гусеница, которой можно без труда поживиться.
Воспитатель: Куда она смотрит, как вы думаете?
Дети: Куда-то в сторону, вдаль, возможно в окно.
Воспитатель: Птица смотрит куда-то вдаль, чего хочет она?
Дети: скорее всего она хочет улететь на простор из этой маленькой тёмной комнатки.
Рефлексия:
Воспитатель:
-Как называется картина, с которой мы сегодня познакомились?
-Кто её автор?
-В каком жанре написана эта картина?
-Вам она понравилась? Что понравилось больше всего?
- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
-Если вы оказались бы там, на картине, что бы вы сделали?
Волшебный цветок принес всем подарки! Смотрите, что спрятано там за картиной! Сундучок! Там подарки для ребят! Вы сегодня большие молодцы, прекрасно рассмотрели картину! От ваших рассказов стало все вокруг светлее! Мы увидели, что вокруг нас много красивых и прекрасных предметов! Мир вокруг прекрасен!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Кормушка для птиц».
конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы - интеграция - развитие речи+продуктивная деятельность по изо (лепка) + экология...

Конспект по речевому развитию "Составление описательных рассказов о животных" в старшей группе.
Конспект по речевому развитию в старшей группе.Обучение составлению описательных рассказов по "Системному оператору" технология ОТСМ-ТРИЗ....

Конспект НОД Познавательное развитие и развитие речи. Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе «Идёт волшебница Зима»
Конспект НОДПознавательное развитие и развитие речи.Составление описательных рассказов о зиме в старшей группе«Идёт волшебницаЗима»Цель:1. Развивать умение внимательно рассматривать картин...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."
Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

ООД Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» .Программа "От рождения до школы" Н.Е.Веракса.(подготовительная группа).
Цель: Обучение детей описывать пейзажную картину;Задачи:1. Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенн...

ООД Знакомство с картиной Толстого Ф.П. «Букет цветов. Бабочка и птица»
Цель: Ознакомление детей с репродукцией картины Толстого Ф.П. «Букет цветов. Бабочка и птица»...

Составление описательного рассказа о предметах посуды. Старшая группа.
Составление описательного рассказао предметах посуды. Старшая группа. Воспитатель И.А. ДевяткинаЦель: формирование умения детей составлять описательный рассказ о предметах чайной посуды с помощью мнем...
