Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» по опорным картинкам. Занятие по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Черникова Галина Викторовна

Цель: Закрепить представления детей о весне и ее приметах. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов. Продолжать учить пересказывать художественный текст по картинкам, излагать содержание близко к тексту. Активизировать словарь (насест, восковая келья). Развивать мышление, воображения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Опорные картинки к рассказу. Картинки с изображением времен года; звуковая схема слова «ВЕСНА»; буквы для выкладывания слова «ВЕСНА»; цветные карандаши; карточки для д/и «Что нужно весне? ».

Предварительная работа: Рассматривание картин: К. Юон «Мартовское солнце». Чтение художественной литературы: И. С. Никитин «Полюбуйся: весна наступает»; С. Я. Маршак «Весенняя песенка». Рисование на тему «Весна идет- весне дорогу! »

Ход занятия: Орг. момент.

- Дети, отгадайте загадки. (По мере отгадывания детьми загадок на доску выставляют соответствующую картинку с определенным временем года) .

Тройка, тройка прилетела. Несу я урожаи,

Скакуны в той тройке белы. Поля вновь засеваю,

А в санях сидит царица – Птиц к югу отправляю,

Белобока, белолица. Деревья раздеваю,

Как махнула рукавом – Я не касаюсь сосен

Все покрыла серебром. И елочек, я…

(Зима) (Осень)

Я соткана из зноя, Тает снежок,

Несу тепло с собою. Ожил лужок,

Я реки согреваю: День прибывает,

«Купайтесь! » - приглашаю. Когда это бывает?

И любите за это (Весной)

Вы все меня. Я – (Лето) .

- Назовите одним словом все то, о чем были загадки? (Времена года) .

- С какого времени года начинается календарный год? (Зима) .

- Какое время года наступает следующим? (Весна) .

- Какое время года наступает после весны? (Лето) .

- Какое время года заканчивает год? (Осень) .

Звуковой анализ слова «ВЕСНА».

- А о каком времени года мы будем говорить сегодня на занятии, вы узнаете, когда отгадаете его название по звуковой схеме слова.

(На доске выставляется звуковая схема слова «ВЕСНА») .

- Что можно сказать о первом звуке в слове? (Согласный) .

- Какой второй звук в слове? (Гласный) .

- Что можно сказать о третьем звуке в слове? (Согласный) .

- Что можно сказать о четвертом звуке в слове? (Согласный) .

- Какой последний звук в слове? (Гласный) .

- К названию какого времени года подходит эта схема? (Весна) .

Физминутка. (Солнышко лучистое)

Воспитатель: Я предлагаю послушать, как писал о ней Константин Дмитриевич Ушинский. Рассказ называется «Утренние лучи». (После чтения рассказа воспитатель выставляет опорные картинки, и дети отвечают на вопросы) .

Воспитатель: К какому жанру относится это произведение? Почему вы так думаете?

Дети: Это рассказ. В нем нет волшебства. Там все, как бывает в жизни.

Воспитатель: О чем говорится в рассказе?

Дети: О солнышке. О том, как оно будило все живое.

Воспитатель: Кого разбудил первый луч?

Дети: Первый луч разбудил жаворонка.

Воспитатель: Как проснулся жаворонок?

Дети: Он встрепенулся, выпорхнул из гнездышка.

Воспитатель: Что значит выпорхнул?

Дети: Это значит, очень быстро вылетел.

Воспитатель: На кого попал второй лучик?

Дети: На зайчика.

Воспитатель: А что сделал зайчик?

Дети: Он весело запрыгал по лугу добывать себе сочной травки.

Воспитатель: Куда попал третий лучик?

Дети: В курятник.

Воспитатель: А откуда слетели куры?

Дети: Куры слетели с насеста.

Воспитатель: А кто знает, что такое насест?

Дети: Это тонкие палочки на которых спят куры.

Воспитатель: Как повели себя курочки?

Дети: Они проснулись, слетели на землю, стали искать червячков.

Воспитатель: А четвертый лучик?

Дети: В улей.

Воспитатель: Как просыпалась пчелка?

Дети: Пчелка выползла.

Воспитатель: Откуда выползла пчелка?

Дети: Она выползла из кельи.

Воспитатель: Ребята келья - уединенное жилище. В данном случае жилище пчелки из воска.

Воспитатель: Куда попал пятый луч?

Дети: На постельку к лентяю.

Воспитатель: А что же он сделал?

Дети: Перевернулся на другой бок. И не хотел просыпаться.

Воспитатель: Послушайте рассказ еще раз и постарайтесь запомнить.

Воспитатель: А сейчас о каждом лучики мне расскажете вы ребята (приглашается пятеро детей, они выбирают картинку и рассказывают каждый об своем лучики)

Воспитатель: А может, кто то хочет пересказать весь рассказ?

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте мы с вами придумаем куда мог бы попасть шестой лучик.

Воспитатель: Ребята а я что то слышу, кто то идет к нам в гости (стук в дверь) Сейчас я посмотрю, а вот и шестой лучик он к нам пришел, его солнышко к нам послало.

Лучик: Здравствуйте ребята меня с гостинцами к вам солнышко послало, за то что вы не ленитесь, рано встает и делаете зарядку.

Воспитатель: Спасибо тебе лучик за тепло приходи к нам в гости по чаще или заглядывай в окошко!

Воспитатель: Сегодня на занятии вы хорошо потрудились, спасибо всем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Утренние лучи». Педагог Ивлева Татьяна Иосифовна

Задачи: Познавательное развитие:Расширять представления детей о временах года;Развивать познавательный интерес детей ко всему живому.Речевое развитие:Развивать навыки планирования пересказа текс...

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Технологическая карта занятия по речевому развитию, с прописанными методами и приемами, самоанализом занятиям....

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе "День Победы"

Технологическая карта занятия по развитию речи Ф.И.О: Адилова Дарья НиколаевнаТема занятий: «День Победы»Образовательные области: речевое развитиеВозрастная группа: старшая группаЦель...

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе Л.Н. Толстой "Прыжок"

Предлагаю вашему вниманию технологическую карту занятия по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет)

Представляю технологическую карту занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет)....

Конспект НОД ОО «Речевое развитие» в старшей группе Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Утренние лучи»

Конспект НОД ОО "Речевое развитие" в старшей группе Пересказ рассказа К.Д.Ушинского "Утренние лучи"...