Конспект НОД по Речевому развитию "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 

Предлагаю вашему вниманию НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Осень». Хочу поделиться опытом, как с помощью различных приемов и методов обучения можно способствовать вовлечению всех воспитанников в деятельность, проявлению активности и самостоятельности каждого ребенка на занятии.

                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                       Конспект НОД по Речевому развитию

  в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности        

                            для детей с нарушением речи                                            

                                                «Осень»   

Образовательная область: «Речевое развитие».   

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».

ЦЕЛЬ:

обобщить знания детей об осенних изменениях  и явлениях в природе.

Задачи: образовательные:  закрепить и упорядочить накопленные детьми   представления об осени.

Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление,

наблюдательность.

Речевые: развивать диалогическую, связную речь, закрепить словарь

детей: поздняя,  золотая,  листопад, изморозь.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе,  коллективизм,

уважение к товарищам.

Демонстрационный материал: Репродукции картин  И. Левитана  

«Золотая осень», «Поздняя осень», мнемосхема  « Осенние листочки».

Заготовка  «Дерево» нарисованное на  плакате формат А-3,

Раздаточный материал: кружочки зеленые, синие и красные.

Методические приёмы: игровая ситуация, соревнование, беседа-диалог,

рассматривание иллюстраций, анализ, подведение итогов.

Предварительная работа: 

 Наблюдение за осенней погодой во время прогулок. Разучивание стихов о    

осени: А.Плещеева; «Осень наступила»; М. Лесовая   «Золотой  дождь».     Беседы о приметах осени. Загадывание загадок об осени. Чтение коротких

рассказов М. П Пришвина: «Листопад», «Начало осени», «Осенние          листочки». Подвижные игры: «Листопад», «Раз, два, три! Этот лист бери»,    «Соревнования на осеннем лугу». Дидактические игры: «Осенние   приметы», «С какого дерева лист», «Кленовый листочек».

Организация и проведение НОД:

Звучит тихо фрагмент музыки П. И Чайковского «Времена года – Осень».

1. организационный момент

(дети в кругу)

Загадка:        Пусты поля,

                       Мокнет земля,

                       Дождь поливает.

                       Когда это бывает?     (Осенью).      

Воспитатель: Осень разной бывает: хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение. Давайте передадим друг, другу доброе настроение и настроимся на совместную творческую работу! Есть две осени. Одна золотая радостная, роскошно убранная, богатая урожаем. Другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словно Золушка. Зовут её поздней  осенью. Золотую любят, за щедрость, богатство лесов, полей, садов, за ясные дни, за обилие цветовых оттенков. Послушайте отрывок стихотворения:                          

                                    Лес, точно терем расписной,

                                    Лиловый, золотой, багряный,

                                    Веселой, пестрою стеной

                                    Стоит над светлою поляной.  И. Бунин.

- Какая это осень? (золотая осень)

-Лучезарны картины золотой осени, яркие  и красочные. Вместе с поэтом мы

 наслаждаемся этой «дивной порой».

- О какой осени говорит  автор стихотворения;       А. Плещеев

                                    Улетели в край далекий,

                                     Под иные небеса,        

                                     Птички вольные, покинув

                                     Обнаженные леса!

                                     Скучная картина!

                                     Тучи без конца,

                                     Дождик так и льется,

                                    Лужи у крыльца… (поздняя осень).

- Осень дивная, чудесная время  года воспетая многими поэтами. Ребята  если бы вы писали свои стихотворения, какие бы использовали слова для  описания  золотой осени в своем стихотворении (богатая, красивая, яркая, цветная, радостная  и т.д.)  Подберите слова для поздней осени. (дождливая, мрачная,

 скучная, темная, грустная,  и т.д. Поздняя  осень такая и почти совсем нет    

 листьев, лишь кое - где виднеются последние листочки. Давайте с вами  

 расскажем стихотворение «Осенние листочки» а поможет нам рассказать  

 стихотворение вот эта схема. (Мнемосхема «Осенние листочки»).                 

                                      Ветер по лесу гулял,

                                      Ветер листики считал,

                                      Вот дубовый, вот кленовый,

                                      Вот с рябины лист резной,

                                      Вот с берёзы золотой,

                                      Вот последний лист с осинки,

                                      Ветер бросил на тропинку.

(Предлагает детям  рассказать)

Загадка:  Мочит поле, лес и луг,

                  Город, дом и всё вокруг!
                  Облаков и туч он вождь,
                  Ты же знаешь, это - ...Ответ (Дождь)

Физ. пауза.  Д/игра « Передай движение» / Шум дождя/

Воспитатель: Осенью пасмурно часто идёт дождь. А вы знаете, почему идет дождик? Хотите узнать?

Опыт  «Делаем облако"
Наливаем  в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Кладем          

на противень несколько кубиков льда  и  поставьте его на банку. Воздух    

внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться.  Содержащийся  в нем     водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.  Оказывается, капли, нагревшись  на    земле, поднимаются вверх.  Встречаясь вместе, они увеличиваются, становят тяжелыми  и падают на землю в виде дождя.

Физ.Пауза.                                                                                 Ветер дует нам в лицо

закачалось деревцо, ветер тише, тише, деревцо всё выше, выше. (выполняют движения по тексту)        

   занимательные опыты для детей                     

Воспитатель: какие осенью деревья нарядные, красивые. Ох, что такое, что случилось, отчего грустит наше деревце, огорчается, чем мы с вами можем ему помочь??? Подвести детей к мнению, что нужно нарисовать листочки и украсить дерево всем вместе…

Воспитатель: Верное решение ребята! Но рисовать мы сегодня будем печатками, которые у нас в руках, мы будем делать оттиски, отпечатки листьев. Тихо звучит музыка  П. И. Чайковского «Времена года» - «Осень»

Итог:

 -Как вы думаете, теперь наше деревце довольно? Почему? А вы довольны?

 - Я могу  похвалить себя …

 -Я доволен собой, потому что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...