Конспект ООД "Кошачья семья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гуренок Светлана Павловна

Конспект образовательнорй деятельности целью которой являлось развить представления у детей о многообразии семейства кошачьих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_koshachya_semya.doc122.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности

в подготовительной  группе

в рамках проекта «Животный мир»

Гуренок С.П., воспитатель

Тема: «Семейство кошачьих»

(Интеграция  образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»)

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе поисково – исследовательской деятельности «Кошачье семейство»

Задачи:

- создать условия для развития представлений у  детей о разнообразии животных семейства кошачьих (сходство и различия в среде обитания, во внешнем виде, в повадках и т.д.);

- создать условия для понимания детьми того, что всё в нашем мире взаимосвязано, что всё живое на Земле приспосабливается к природным условиям, к природным зонам;

- создать условия для побуждения детей к речевой активности посредством установления простейших причинно–следственных     связей;

- способствовать диалогическому общению со сверстниками во время анализа и доказательства фактов;

- обеспечить условия для самостоятельного выбора партнёров, материалов при поисковой деятельности;

- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение ко всему живому.

Материалы и оборудование: картинки с изображением разнообразных животных («Кошкина» семья и др.), карта мира природных зон, набор заготовок моделей для зарисовки сходств и отличий кошачьих, материал для опыта: наждачная бумага, картон, бумага, простые карандаши, формочки с грифом,  ватные диски, схема опыта; разнообразный материал для творческой работы.

Организация детских видов деятельности:

  1. Общение ребенка со сверстниками
  2. Общение ребенка со взрослым
  3. Исследовательская  деятельность
  4. Продуктивная деятельность

Ход  деятельности:

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/  задачи

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

- - Давайте поприветствуем всех, друг друга и передадим другу хорошее настроение.

Дети в кругу

Условия для выражения детьми своих мыслей

Условия для поддержки речевой активности

В гости пришла кошка Маркиза.

- Знакомьтесь – это Маркиза. Она кто?

- У Маркизы есть друг собака Мухтар. Он уехал к своим диким родственникам в гости.  А  вот Маркиза задумалась, есть ли у неё дикие родственники?

И она обращается за помощью к вам, чтобы вы помогли ей их найти.

- Ребята, хотите ей  помочь?  

- Домашнее животное.

Слушание детьми проблемы Маркизы.

Готовность прийти на помощь Кнопочке

Условия для выражения детьми своих мыслей,  эмоций

Создание для детей ситуации выбора

Основная часть

Два набора картинок  разнообразных животных, среди которых много и из семейства кошачьих.

Два набора отобранных картинок с семейством кошачьих.

А-4 с окошками для зарисовки сходств и различий с использованием моделей.

Карандаши.

Мольберты.

Магниты.

- А как мы можем помочь Маркизе?

Давайте составим план, как мы будем действовать.

- О чём попросила нас кошка?

- Как мы можем её помочь?

Д/и: «Найди родственников»

- Картинки с животными есть на доске и  на столе. Кто где  желает поработать туда и идите. Первая группа выбирает и размещает картинки на мольберте, вторая оставляет родственников на доске.

Кошка: - А почему вы считаете, что  это мои родственники?

- Мнений  много, чтобы ответить на этот вопрос, что нужно сделать?

- Как нам быстрее собрать факты, доказывающие, что эти животные являются родственниками?

- Что ищет ваша группа?

- Как сохраняет предложенные версии?

Дети обсуждают, высказывают свое мнение, строят план действия: в группе есть множество картинок с изображением животных, среди них надо выбрать родственников кошки.

Дети  делятся на две группы

Дети в подгруппах самостоятельно отбирают  животных семейства кошачьих и размещают их на мольбертах и на доске.

Предположения детей

- Доказать.

- Одна группа ищет сходство, другая отличия и зарисовывает символами отличия и сходства в приготовленные листы.

Самостоятельная работа детей (по подгруппам с двумя наборами одинаковых картинок, результаты работы  отображают моделями в А-4)

Условия для развития умственных способностей (анализа, синтеза, сравнения)

Создание для детей самостоятельного  выбора

по симпатиям

Условия для развития умственных способностей (анализа, синтеза, сравнения)

Условия для взаимодействия детей друг с другом

Условия для  развития, стимулирования речевой активности

Условия для взаимодействия детей друг с другом

Условия для развития умственных способностей (анализа, синтеза, сравнения)

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Лист А-4 с моделями отличий и сходств животных из семейства кошачьих.

Мольберт.

Магниты.

Картинка  как кошка вылизывает себя

- Первая группа, что надо было вам найти?

- В чём сходства нашей маркизы с животными, которых вы отобрали?

- Вторая  группа, а вам что надо было найти?

-  Хоть они тоже все родственники, но мы видим, что они разные.

- Так чем же они отличаются?

- Есть ли дополнения друг другу?

- Как вы думаете, мы убедили, доказали Маркизе, Что эти все отобранные животные являются родственниками?

- Какой делаем вывод из всего вами сказанного ранее?

- А к какому семейству они все относятся?

 - Интересно, а почему представители семейства кошачьих чуют добычу, а они её нет?  

- Кошки регулярно вылизывают себя. Зачем, как вы думаете?

-  Это только наше предположение, что кошки языком себя чистят. А чтобы проверить, что мы можем сделать?

Дети сидят на стульях, по одному ребёнку из группы отвечает.

Сходства - все хищники,  общее  в строении; у всех острые зубы, есть усы, особенности зрения, слуха, строение хвоста, носа, общее в питании, на лапках есть подушечки,  на передней лапе пять когтей, на задних – четыре, в повадках, все принадлежат к классу млекопитающих.

Отличия – в размерах, в местах обитания, в голосе – издают разнообразные звуки: мяуканье, мурлыканье, вой, визг, рёв (ни лев, ни тигр, ни леопард, ни ягуар не могут мурлыкать – из-за строения в пасти); разная окраска, в скорости, по отношению к воде, как живут (семьями или в одиночку), в еде.

- Да.

- Что все животные, которых мы отобрали, они родственники нашей Маркизе.

- К семейству кошачьих.

Предположения детей.

- Так она удаляет с себя пыль, грязь и запахи и добыча её не чувствует.

- Провести опыт.

Условия для выражения детьми своих мыслей

Условия для развития умственных способностей (анализа, синтеза, сравнения)

Условия для  развития, стимулирования речевой активности

Условия для развития у детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи

Условия для  развития, стимулирования речевой активности

Условия для развития у детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи

Столы, карточка со схемой опыта, бумага, картон, наждачная бумага, грифы простого карандаша, канцелярские ножи, формочки под порошок от грифа, ватные диски.

Опыт: «Кошачье умывание»                                                              

- Перед вами разная бумага. Выберите нужную бумагу, которая нам послужит языком.

- Почему наждачная?

- «Язык» мы выбрали. Давайте составим план нашего опыта.

- Если мы затрудняемся представить опыт, что нам помогает всегда?

- Что получилось?

 - А смогла бы это сделать бумага или картон? Почему?

- А теперь давайте убедимся, что шершавый язык ещё и убирает у кошки лишнюю шерсть.

- Какой вы делаете из всего увиденного вывод?

- Выбор бумаги детьми.

- Она шершавая, как язык у кошки.

- Карточка со схемой проведения опыта.

Рассматриваем карточку, планируем этапы проведения опыта. Предполагаем конечный результат.

Проводим опыт.

- Наш «язык» очистил пыль, грязь и палец вновь стал чистым.

- Структура у них гладкая.

Проводим наждачной бумагой по ватному диску и делаем вывод,
что шершавая поверхность языка очищает пыль, грязь и выпавшие волосы, а также в результате  этого  процесса убирается запах.                                                                                

 Условия для развития у детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи

Условия для взаимодействия детей друг с другом

Условия для развития у детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи

Условия для  развития, стимулирования речевой активности

По логике,  мне удобно это включить в закл. часть.

- А кем и чем она может гордиться из своих родственников?

Ответы детей. Тигр и лев - самые большие, гепард – самый быстрый, леопард – самый хитрый и гибкий, у ягуара длина прыжка всех дальше.

Условия для стимулирования речевой активности

Заключительная часть

- Помогли мы Маркизе?

- Как помогли?                                                                                                         - Что нового вы узнали о «Кошачьей семье»?  

- Что ещё бы хотели узнать?

- А хотели бы вы Маркизе подарить альбом с её родственниками, чтобы  когда её друг Мухтар вернулся бы, то она показала бы ему своих диких родственников.

- У вас много разного материала, создайте портрет её  родственника из чего хотите а потом всё это соберите в альбом и подарите Маркизе.

                                                                                                       

Ответы детей.

Самостоятельная работа детей, по желанию.

Условия для стимулирования речевой активности

Условия для рефлексии деятельности

Создание условий для создания подарка для гостьи.

Создание условий для свободного выбора материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект посиделок «Семья домовёнка Кузи».

Конспект о том, как домовёнок Кузя выбирает себе семью, где он будет жить. В итоге он остаётся в детском саду у детей....

Конспект "Хоть семи еще нам нет, формируе мы бюджет"

Конспект для подготовительной группы...

конспект "Моя семья"

Образовательная область " Музыка"....

конспект" моя семья"

Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассмат...

конспект" моя семья"

Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассмат...

Конспект "Моя семья" средняя группа

Занятие для средней группы, включающее интеграцию образовательных областей: Познание, Социализацию, Коммуникацию, Физическую культуру, Чтение художественной литературы, Музыку....

Конспект"Моя семья"

Конспект Образовательной деятельности "Моя семья"...