Коммуникативные игры (статья)
статья по развитию речи на тему

Корелина Ирина Сергеевна

Коммуникативные игры  на  развитие навыков общения у детей дошкольного возраста. Зарисовки логопеда и  воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doo26_korelina.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Корелина И.С.,

воспитатель МАДОУ детский сад № 26

Ноздрачева Е.Н.,

учитель-логопед МАДОО детский сад № 26

Коммуникативные игры  на  развитие навыков общения у детей дошкольного возраста. Зарисовки логопеда и  воспитателя.

Актуальность введения педагогической технологии «Коммуникативные игры на  развитие навыков общения у детей дошкольного возраста» была определена эффективностью реализации комплекса задач личностного развития ребенка:  совершенствование психологических  процессов; развитие речемыслительной деятельности;  предупреждение речевых  проблем, и в конечном результате, положительное влияние технологии на социально-коммуникативное развитие ребенка – дошкольника, т.к.  проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в обществе.                                                            Поэтому, развивать эти функции лучше  с  детства (своеобразие мышления, целостность мировосприятия, непосредственность),  в форме игры (фрагменты повседневной жизни, где ребенок живет эмоциями). Используя игровой ресурс можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.

Цель и задачи технологии:

  1. Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками
  2. Формирование  коммуникативности – умения распознавать эмоциональные состояния окружающих, выражать собственные переживания.
  3. Развитие компонентов устной речи  в различных видах детской деятельности; практическое овладение  нормами речи.
  4. Воспитание социальных навыков: освоение способов решения конфликтных ситуаций.

Известно, что коммуникация - процесс установления  контактов между людьми, возникающий с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.    Это способность общаться, понимание и осознание себя.                    

 Коммуникативная игра - совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга.  

Итак, игровая  коммуникация в нашей педагогической технологии состоит из:

Пальчиковых игр, арт-терапии, ситуативного разговора, сюжетно-ролевых игр, моделирования и обсуждения речевых ситуаций, игры с правилами, диалога с куклами.

А система коммуникативных игр определилась в 4 тематических  блока и направлена на:

1. Умение активно слушать. Доминирующая образовательная задача: развиваем внимание к партнеру, слуховое восприятие,  наблюдательность

Подобран блок игр и разработаны авторские игровые упражнения. Например, «Чересчур», «Пум-пум», «Кто говорит», «Почему и потому», «Цепочка слов», «Неправильный телефон» и др.

2. Умение сотрудничать.  Доминирующая образовательная задача: слышать, понимать друг друга, снимают негатив от общения со сверстниками, воспитывают доверительное отношение друг к другу

Подобран блок игр и игровые упражнения. Например, «Обыграй превращения», «Холодно-горячо», «Подарки», «Сороконожка», «Волшебный стул», «Менялки» и др.

3. Умение высказываться.  Доминирующая образовательная задача: умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам

Подобран блок игр и игровые упражнения. Например, «Я – герой сказки», «Цепочка ассоциаций», «Разговор по телефону», «Сказки наизнанку», «Ласковое имя», и др.

4. Умение правильно перерабатывать информацию. Доминирующая образовательная задача: умение понимать, вникать в суть полученной информации, развивают способность аргументировать свою точку зрения

Подобран блок игр и игровые упражнения. Например, «Загаданное действие», «Интервью», «Если бы, вдруг…», «Пойми меня», «Через стекло», «Собери чемодан» и др.

По результатам педагогического наблюдения за воспитанниками во время взаимодействия со сверстниками и взрослыми, можно сделать вывод, что дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь, отличаются психологической тревожностью и неуверенностью. Соответственно ребенок, который недооценивает своих возможностей, скован, не уверен в себе, а  ребенок, который переоценивает себя, обычно высокомерен, заносчив.

Вот некоторые рекомендации для воспитателей по  развитию навыков общения у детей дошкольного возраста:

1. Способ общения с ребенком выбираем по ситуации

2. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков.  

3. Использовать элементы психотерапии:  пусть ребенок сам оценит себя.  Если самооценка окажется завышенной,  а оценка другого ребенка заниженной,  надо осторожно подвести к пониманию неправомерности выводов. Это дает возможность детям, неуверенным в себе,  почувствовать уверенность, а детям с завышенной  самооценкой не испытывать в дальнейшем стресс при неудачном  выполнении задания.

Таким образом, мы считаем, что  для воспитателя ДОО, который часто взаимодействует с детьми, с поведенческими и речевыми проблемами, совместная работа с логопедом, направленная на решение вышестоящих задач будет доступной и эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Коммуникативные игры- танцы для детей дошкольного возраств

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Музыкальная игра – самый органичный из всех видов...

Статья Коммуникативные игры как средство формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Петрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №28 Пушкинского района г. Санкт-Петербург...

Статья на тему: «Коммуникативные игры в ДОУ»

Цель: создание условий, способствующий организации эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений м...

Статья на тему "Коммуникативные игры-танцы в жизни детей!"

Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими сверстниками....

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...

Статья: «Коммуникативные игры – это серьезно!»

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нрав...