Знакомство детей с фольклорными произведениями
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Абаимова И.Н.

Занятие для детей 1младшей группы . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие знакомство с фольклорными произведениями в 1 младшей группе.

 Задачи :

 Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах.

 Расширять ориентировку в окружающем. Формировать познавательную активность.

 Побуждать детей выполнять игровые действия по показу воспитателя.

 Воспитывать доброе отношение к животным.

 Предварительная работа:

 1. Заучивание потешек.

 2. Рассматрмвание иллюстраций в книгах «Потешки».

 Методические приёмы:

 1. Сообщение цели (загадка про кота) .

 2. Чтение потешек про кота.

 3. Мелкая моторика (шнуровка сапожек) .

 4. Поездка в гости к петушку на поезде.

 5. Чтение потешек про петушка, курочку, цыплят.

 6. Игра «Курочка и цыплята».

 

 Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: «Мягкие лапки, а в лапках царапки, кричит «мяу».

 Дети: Кот.

Воспитатель: Правильно. А вот он и в гости к нам пришёл. Ночью кот мышей ловит, а днём греется на солнышке и мурлычет. Как он мурлычет?

 Дети: Мур-мур-мур.

Воспитатель: Давайте прочитаем про нашего кота потешку:

 Как у нашего кота,

Шубка очень хороша,

 Как у котика усы удивительной красы,

 Глазки смелые, зубки белые.

 Воспитатель: А теперь, Лена прочитает про киску:

Киска, киска, киска брысь.

 На дорожку не садись,

Наша деточка пойдёт

 Через киску упадёт.

Воспитатель: Дети, киска приглашает нас в гости к петушку, но прежде чем отправиться, давайте поможем ему зашнуровать сапожки, которые он нам принёс. (дети садятся за столы и шнуруют) .

 Молодцы, с заданием справились, теперь можно отправиться в гости к петушку. Поедим на поезде, я буду паровозом, а вы все вагончики. Застучали колёса, «чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух». Приехали. А вот и петушок нас встречает «ку-ка-ре-ку».

Дети рассказывают потешки про петушка и про курочку, играя пальчиками.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

 Масляна головушка, шёлкова бородушка,

 Что ты рано встаёшь, громко песни поёшь,

 Деткам спать не даёшь?

Курочка моя, умница моя, вот пшено, водичка,

Дай ты мне яичко, умница моя.

 Воспитатель: А как курочка зовёт цыплят?

Дети: Ко-ко-ко.

Воспитатель: Какие цыплята? А какая курочка?

 Дети: Цыплята маленькие, а курочка большая. Расскажите потешку про цыплят.

 Цып-цып-цыплятки, есть водица в кадке.

Кто меня боится, тем не дам водицы.

 Вот бегут цыплятки, не боятся кадки,

Возле кадки блюдце, все они напьются.

 Детки, вы все молодцы, хорошо играли, рассказывали потешки. Я очень вами довольна.

1111111111111

Автор: Шурыгина С.Л., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 55 «Чудесница» (Республика Коми, г. Воркута).

Программное содержание:

Закрепить у детей знания произведений малых фольклорных форм (потешек, пестушек, прибауток); знакомить детей с русской традиционной игрушкой; воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней; развивать любовь к русским народным потешкам, пестушкам. прибауткам; воспитывать коммуникативные навыки, стремление к сотрудничеству.

Материал: деревянные ложки, красивые платочки, плошки с маленькими ложками, русские традиционные игрушки, игрушка петушок.

Предварительная работа: разучивание потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песен, народных игр.

Методы и приёмы: сюрпризные моменты; игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом; применение выразительных средств речи; использование музыкальной наглядности.

Ход занятия:

Дети, одетые в русские народные костюмы, заходят в «Русскую избу» и садятся на лавочки вокруг стола. На столе на подносе лежат платочки и ложки, деревянные игрушки.

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие! А мальчики у нас как ясные соколы! А девочки как аленькие цветочки! Расселись удобно? Вот и хорошо! Сегодня хочу вам показать, как можно найти игрушку в предметах, которые нас окружают. Давным-давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках. У детей было столько игрушек, как у вас сейчас. Дети придумывали себе игрушки сами.

Воспитатель поднимает платок с подноса, на котором стоят разные деревянные игрушки. Дети их рассматривают и играют с ними. Воспитатель предлагает им сделать самим себе игрушку.

Воспитатель: Вот у меня ложка и платок, я сейчас сделаю куколку.

Воспитатель берёт платок, раскладывает его на столе и заворачивает в него деревянную ложку с глазками. Просит детей тоже смастерить для себя куколку.

Воспитатель: Вот и получилась у нас куколка. Давайте каждый назовёт свою куколку именем, побаюкаем её и поиграем с ней.

Дети называют имена своих куколок и поют им вместе с воспитателем колыбельную:

Баю-баю-баиньки,

Маленькие заиньки,

Катеньку качали.

Кате напевали:

Баю-баю! Баю-бай!

Спи малютка, засыпай!

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что наступило утро, встало солнышко, и мы нашу куколку будим.

Катя, Катенька, проснись!

Да с кроватки–то спустись!

Слышишь, крикнул петушок.

Дети пальчиками показывают петушка, воспитатель показывает игрушечного петушка и нараспев исполняет потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Кате спать не даёшь?

Как поёт петушок?

Дети: Ку-Ка-Ре-Ку!

Воспитатель:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, моя Катя!

Встань, моя дочурочка!

Потягушки, потянись.

Поскорей, скорей проснись!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться

Водичка, водичка!

Умой моё личико!

Чтобы глазки блестели!

Чтобы щёчки краснели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!

Воспитатель: Наша куколка проснулась, умылась и ей пора позавтракать. Сварим для неё кашку - малашку?

Дети: Да!

Дети берут плошки и ложки.

Воспитатель:

Варись, варись, кашка,

Варись, варись, малашка,

Кашка, кашка,

Кашка – малашка.

Кашку мы сварили –

Катю накормили.

Дети кормят куколку.

Воспитатель вместе с детьми читает потешки:

Эта ложечка за мамочку,

Эта ложечка за папочку,

Эта ложечка за дедушку,

Эта ложечка за бабушку,

Эта ложка за тебя!

Расти большой, вот такой!

Катя, Катя маленька.

Катенька удаленька.

Пройдись по дорожке,

Топни, Катя, ножкой.

Воспитатель предлагает детям пойти погулять с куколкой и поиграть с ней.

Проводится игра «Куколка и хоровод».

Воспитатель:

Вот присела на ворота

Говорливая сорока:

«Кра – кра –кра – кра,

Маленькому спать пора!»

В окна голуби взглянули

«Гули – гули – гули -  гули,

Надо маленькому спать,

Чтобы утро не проспать».

Надо положить наших куколок  в люльку и спеть колыбельную песенку, чтобы они быстрее уснули.

Воспитатель и дети исполняют колыбельную песню.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

Надо маленькому спать.

Чтобы утро не проспать.

Воспитатель: Наши куколки уснули. Давайте отойдём, не будем их будить. Вот какую игрушку можно сделать из простой ложки и платочка. На прощание хочу вас, гости дорогие, угостить сушками. Кушайте, на здоровье!

Воспитатель надевает сушки на пальчики детям, при этом приговаривает:

Этот пальчик  - дедушка, (на большой палец)

Этот пальчик - бабушка, (на указательный палец)

Этот пальчик – папа, (на средний палец)

Этот пальчик – мама, (на безымянный палец)

Этот пальчик – я!

Вот, и вся моя семья! (Дети сжимают и разжимают кулачки).

Дети благодарят хозяйку и прощаются.

11111111111111111

Фольклорное занятие для детей 1-й младшей группы "В гостях у Вани"

Иванова Тереза Гундыновна, воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи:

Обучающие: Закрепить у детей знания малых фольклорных форм.

Развивающие: Развивать любовь к русским народным потешкам, песенкам.

Воспитательные: Воспитывать у детей сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа: Чтение потешек, рассматривание картинок, разучивание колыбельных песенок, прибауток.

Демонстрационный материал: Игрушки: кукла Ваня, кот, собака. Деревянные ложки, плошки, русские традиционные игрушки. Интерьер русской избы, салфетки, музыкальные инструменты.

Методы и приемы:

Сюрпризные моменты.

Игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом.

Использование музыкальных инструментов.

Звукоподражание.

Ход занятия

Дети заходят в “Русскую избу”, рассматривают (печку, стол, лавочку, на столе стоят плошки, игрушки, деревянные ложки). Гостей встречает воспитательница в национальном наряде:

Уж вы, гости дорогие, добро пожаловать,

 Милости просим – заходите.

 Как уютно в нашей горнице

 Спозаранку печка топится

 Котик лапкой умывается

 Наша сказка начинается.

Стоит люлька. В люльке спит Ванюша.

Ведущий: В гости мы пришли к Ванечке. А где же Ванечка? (Подходят к люльке) Он еще спит. Наступило утро, встало солнышко. Давайте и нашего Ваню разбудим.

Дети: Разбудим.

Ведущий:

Ваня-Ванечка, проснись, да с кроватки ты спустись

 Слышишь, крикнул петушок, просыпайся мой дружок. (Кричит петушок.)

Как закричал петушок?

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Ведущий:

Вот проснулся петушок, встала курочка.

 Просыпайся мой дружок, встань мой Ванечка.

 Потягушки, потянись, поскорей скорей проснись. (Наливаем в тазик водичку.)

 Выходи, водица! Мы пришли умыться.

(Ванечка умывается, читаем потешку.)

Водичка, водичка! Умой мое личико!

 Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

 Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

(Дети проговаривают вместе с воспитателем.)

Ведущий: Ванечка умылся, поиграем с ним в ладушки?

Дети: Да. Поиграем.

(Хором поют и инсценируют песенку “ Ладушки”.)

Ладушки, ладушки.

 Где были? – У бабушки. (Хлопают в ладоши.)

 Что ели? – Кашку.

 Пили простоквашу. (Возят пальчиком по ладошке.)

 Кашу поели.

 Шу! – полетели! (Машут руками, изображая птичек.)

 На головку сели,

 Сели – посидели (Кладут ладошки на голову.)

 Прочь улетели! Да! (Изображая птичек, разбегаются по залу.)

Ведущий: Как вы хорошо поете и весело играете. Устали? Мы немножко отдохнем и сварим кашу.

Ваню нашего накормим. Берите ложки и плошки.

(Дети берут ложки и плошки.)

Ведущий:

Варись, варись, кашка,

 Варись, варись, малашка,

 Кашка, кашка,

 Кашка – малашка,

 Кашку мы сварили –

 Ваню накормили.

Дети: дети кормят куколку и приговаривают:

Эта ложечка за мамочку, это ложечка за папочку,

 Это ложечка за дедушку, Это ложечка за бабушку

 Это ложка для тебя.

 Расти большой, вот такой!

(Поднимают куколку вверх.)

Ведущий: Ваня с нами поиграл и кашку поел. Он устал немножко , нужно ему отдохнуть. Уложим Ванечку в люльку и споем ему колыбельную.

(Дети качают люльку и поют колыбельную.)

Баю-баюшки-баю,

 Баю Ванечку моего

 Приди, котик, ночевать

 Нашего Ванечку кочать,

 Нашего Ванечку качать,

 Качать, прибаюкивать

 Спи, усни,

 Угомон тебя возьми

 Баю-баюшки-баю.

 Баю Ванечку моего.

Ведущий: Тише, тише, наш Ваня уже уснул. Давайте отойдем, не будем его будить. На прощание угощаю вас вкусными пряниками. (Воспитатель дает детям корзину с пряниками, идут в группу.)

111111111111111

Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора для детей первой младшей группы.

Тема: «Экскурсия на птичий двор».

Программные задачи:  Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых говорится о домашних птицах.  Вызвать у детей радость от повторения знакомой потешки «Наши уточки с утра».  Упражнять детей в звукоподражании.  Развивать любознательность, память, внимание, речь. Обогащать словарный запас.  Воспитывать любовь к домашним животным.

Материалы к занятию:Птичий домик,  мягкие игрушки: курочка, цыплята, петух, гусь, маски с изображением курочек, цыплят, уточек.

Словарная работа: Петушок,  курочка- рябушечка, цыплятки, крыша, двери, окна.

Предварительная работа:Чтение потешек, пение песенок, загадывание загадок.

Ход занятия.

Воспитатель:Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию на птичий двор. Становимся друг за другом (паровозиком) и поехали! (Воспитатель поет, дети помогают. Музыкальное сопровождение) .

-Загудел паровоз,

И вагончики повез!

Чух-чух-чу-чу,

Далеко я укачу!

Дети: — Ту-ту-уу!

Воспитатель:Вот мы и приехали на птичий двор. Давайте отдохнем и поздороваемся.

Дети рассаживаются на стульчиках полукругом.

Коммуникативная игра:

-Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп. (Дети хлопают в ладоши).

-Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ. (Дети топают ногами).

-Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.

-Кругленькие щечки! Плюх-плюх-плюх.(Дети указательными пальчиками трогают щечки).

-Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок. (Дети показывают губки).

-Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк. (Дети показывают зубки).

-Здравствуй, мой носик! Би-би-би. (Дети указательным пальчиком дотрагиваются до носа).

-Здравствуйте, гости! Милости просим. (Дети разводят руки в стороны).

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый домик стоит! Что у домика есть? Дети: Крыша, дверь, окно.

Воспитатель: Интересно, кто в этом домике живет? Давайте постучим: тук-тук-тук.

Дети:: Тук-тук-тук. Кто в домике живет?

Воспитатель: Слышите, кто-то говорит: ко-ко-ко? Кто это?

Дети:- Курочка.

(Воспитатель достает из домика курочку, читает потешку) .

Курица — красавица

У меня жила.

Ах, какая умница

Курица была.

Шила мне кафтаны,

Шила сапоги,

Вкусные, румяные

Пекла мне пироги.

Воспитатель: Как курочку называют?

Дети:  Курочка – пеструшка, курочка – тараторочка, курочка- ряба.

Пальчиковая гимнастика: «Курочка»

Мама курочка пришла,(идём пальчиками от локтевого сгиба к кисти).

Лапкой землю погребла. (Гладим ладошку).

Червячка она нашла,(рисуем на ладошке волнистую линию — «червячка»).

И цыплятам отдала.(Пальчики собираем в кулачок).

Воспитатель: Слышите, кто-то пищит: пи-пи-пи.

Дети: — Цыплята!

(Воспитатель достает из домика двух цыплят. Рассматривают их) .

Воспитатель: Цыплята какие?

Дети: Маленькие, желтые.

Воспитатель: Как они пищат?

Дети: — Пи-пи-пи.

Воспитатель:Что курочка им говорит?

Дети:Ко-ко-ко. Не ходите далеко.

Воспитатель: Курочка с цыплятами приглашают нас с вами погулять по двору.

Физкультминутка.

-Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки!

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко!

Лапками гребите!

Зернышки ищите! » (Дети повторяют движения за воспитателем).

Воспитатель: Давайте покормим курочку с цыплятками. (Дети показывают, как кормят, протягивая ладошку).

Воспитатель: Кто еще живет в домике? Тук-тук-тук. (Дети повторяют: тук-тук-тук).

(Слышится ку-ка-ре-ку) .

Воспитатель: Кто так кричит?

Дети: — Петушок.

(Появляется петушок). Дети рассматривают петушка.

-Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй! »

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке — гребешок,

Вот какой он, петушок.!

Воспитатель: — Какую же песенку он поёт?

Дети:  Ку-ка-ре-ку.

Воспитатель: Какой у петушка клюв?

(Далее дети показывают гребешок, бородушку, хвост, шпоры).

Воспитатель: Давайте и петушку насыплем зернышек! Клюй, петушок! (Дети повторяют: «Клюй! Клюй! »).

Воспитатель: Кого еще можно встретить на птичьем дворе? Тук-тук-тук. Кто в домике живет? (Слышится: га-га-га) .

Воспитатель: Ой, ребятки, кто там?

Дети: — Гусь. (Появляется гусь из домика) .

Воспитатель: Белые гуси к ручейку идут,

 Белые гуси  гусяток ведут,

 Белые гуси вышли на луга,

 Крикнули гуси: «Га-га-га».

Воспитатель:  Как гусь кричит?

Дети: — Га-га-га.

Воспитатель: Какой гусь?

Дети: — Белый.

Воспитатель: Клюв какого цвета?

Дети: — Красный.

Воспитатель:  Как он клювик открывает?

Пальчиковая гимнастика.

 Гусь стоит и все гогочет. (Дети показывают пальчиками обеих рук, как гусь открывает клювик.

Ущипнуть, наверно, хочет.

— Га-га-га! Дети: — Га-га-га!

Воспитатель:  Давайте вспомним и расскажем потешку:

Наши уточки с утра… Дети: — Кря-кря-кря.

Наши гуси у пруда… Дети: — Га-га-га.

Наши курочки в окно… Дети: — Ко-ко-ко.

Наш индюк среди двора… Дети: — Бал-бал-бал.

Наши гуленьки вверху… Дети: — Гру-гру-гру.

А наш Петя поутру нам споет… Дети: — Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель:  Кого же мы видели из домашних птиц?

Дети:  Курочку — ко-ко-ко, цыплят – пи-пи-пи,  гуся — га-га-га,  петушка — ку-ка-ре-ку.

Воспитатель: Мы угощали птичек зернышками, они тоже приготовили нам корзинку с баранками.( Воспитатель раздает баранки, читает потешку).

Ах, качи-качи- качи,

Все баранки- калачи,

Все баранки-калачи

С пылу, с жару, из печи!

Воспитатель:  Теперь нам пора, уезжаем детвора! (Дети встают друг за другом, паровозиком.

 Загудел паровоз,

И вагончики повез!

Чух-чух-чу-чу,

Далеко я укачу! Дети: — Ту-ту-ууу!

Оставить комментарий:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей раннего возраста в фольклорных произведениях.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 Колпинского района Санкт-Петербурга  Гендерное воспитание детей раннего возраста  в фольклорных произвед...

Фольклорные произведения и народные традиции в воспитании детей до года

Как передать маленькому человечку большую мудрость наших предков? Как рассказать ему о том, что источник воды священен и нельзя его загрязнять, что нельзя ломать деревья и жечь леса? Когда нужно начин...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ...

Знакомство детей с фольклорными произведениями.

. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь, словами и строками  народных поэтических творений. Воспитывать интерес к наблюдению и бережное, заботливое отношение к домашним птицам....