Методическая разработка воспитателя подготовительной группы Белинской Татьяны Анатольевны "Влияние сказок К.И. Чуковского на формирование познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Белинская Татьяна Анатольевна

Важную роль в развитии дошкольника играют сказки К. И. Чуковского. Интересные персонажи, образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей. Увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, которая является прекрасной альтернативой компьютеру и телевизору.

Произведения К. И. Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belinskaya_tatyana_anatolevna.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка играет исключительно важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.

В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Художественная литература развивает у детей желание обращаться к ней не только для развлечения, но и для приобретения знаний.

Важную роль в развитии дошкольника играют сказки К. И. Чуковского. Интересные персонажи, образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей. Увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, которая является прекрасной альтернативой компьютеру и телевизору.

Произведения К. И. Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Данный проект направлен на формирование читательской культуры детей, поможет привить детям любовь к книге, развить творческие, познавательные и речевые способности. Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. Увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, родной речи, станет неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

Цель:

- активизация познавательно-речевого развития детей через знакомство с творчеством   русского писателя К. Чуковского; приобщение детей к богатствам русской художественной литературы.
Задачи:

Дети:

- познакомить с творчеством К. Чуковского, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

- создать условия в группе для поддержания интереса детей к творчеству

К.И.Чуковского (оборудование книжного уголка, театральной зоны с костюмами героев сказок К.Чуковского);

- формировать эмоционально-образное восприятие произведений;

- формировать умение выразительно читать отрывки из сказок, инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности;

- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

- развивать познавательные и умственные способности, речь детей;

- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок;

- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений; способствовать воспитанию у детей добрых чувств;

- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- обогащать и расширять словарный запас детей;
- воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к литературным источникам;

- мотивировать детей и родителей на развитие традиции семейного чтения, а так же на выполнение творческих работ по прочитанному материалу.

Родители:

- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемые результаты:
- формирование разносторонних знаний о произведениях автора;

- формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;

- формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него;

- развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них;

- развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения;

- развитие интереса к творчеству К. Чуковского;  к художественной литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;

- популяризация семейного чтения.

Результат: презентация проекта, участие в конкурсах, выставках, театрализованных постановках.

Этапы проведения :

I. Подготовительный этап:
1. Информационно-накопительный:

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

- разработка плана проведения мероприятий .
2.Анкетирование родителей:
- анкета для родителей с целью выявление мотивации познавательно-речевого развития детей с использованием детской литературы  «
Организация домашнего чтения в семьях».
3. Подготовка наглядного и дидактического материала:
- подбор литературных произведений К. Чуковского для детского чтения;

- подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- консультации для родителей: «Мир сказок К. Чуковского. Что надо знать родителям»,  «
Мама, папа, я – читающая семья», «Чтение в жизни ребенка», «Роль родителей в приобщении детей к чтению»,«Ребенок и книга»;
II. Продуктивный этап:
1. Организационно-практический
- оформление уголка чтения «Сказочная страна К. И. Чуковского»;

- беседы о жизни и творчестве К.И.Чуковского;

- оформление ширмы-передвижки «Добрые сказки К. Чуковского»;
- оформление совместной книги детей и родителей «В гостях у дедушки Корнея»;

- оформление картотеки загадок по сказкам К. Чуковского;

- изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов;

- слушание музыкальной сказки композитора М.Красева «Муха - Цокотуха»;

- организация выставок творческих работ.
2. Совместная деятельность с детьми:

- слушание различных сказок К.И.Чуковского;

- словесное рисование детьми характеров героев, обстановки и т.д.;

- разучивание и выразительное чтение отрывков из сказок К.И.Чуковского;

- пересказ прочитанных сказок, их инсценировка;

- рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам К.И.Чуковского;

- просмотр мультфильмов с использованием видео и компьютерной техники: «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Бармалей», «Путаница», «Федорино горе»;

- игровая деятельность: Игры-драматизации по сказкам «Телефон», «Мойдодыр», «Котауси и Мауси»; игры: «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети», «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко», «Испорченный телефон»; сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница»;

- иллюстрирование прочитанных сказок в процессе совместной деятельности«Нарисуем сказку»;

- продуктивные виды деятельности: лепка, оригами, работа с природным материалом, рисунок различной техники исполнения и т.д.;

- театральное представление «Муха- Цокотуха»;
- конкурс детского творчества «Дорогами сказок К. И. Чуковского»;
- выставка детских работ «Мой любимый персонаж».
3. Совместная деятельность с родителями:

- чтение сказок с детьми дома;
- помощь в организации литературно-творческой среды в группе;

- наглядная информация для родителей (стенды, выставки и т.д.):
советы родителям «Почитайте сказки детям»;составление памяток для родителей «Как научить ребенка любить и беречь книги?», «Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг?»,оформление папок-передвижек и наглядного материала  по теме «Роль сказокК. Чуковского в воспитании ребёнка»;

- викторина для детей и родителей «Сказки  дедушки К. Чуковского»;
- выставка «Любимый герой из произведений К. Чуковского»;
- работа по подготовке и организации театрального представления«Муха– Цокотуха»;

- совместная деятельность родителей и детей в изготовлении поделок, рисовании иллюстраций к сказкам;

- создание книжек-малышек;
- привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций для постановки инсценировок и музыкальной сказки.
III. Итоговый этап:
1. Презентационно - завершающий
- презентация итогов проекта в форме театрализованной деятельности по мотивам сказки «Муха - Цокотуха»;
- конкурс чтецов «Любим, знаем, читаем наизусть»; 

- обобщение материалов проекта в виде выставки семейных работ по произведениям К. Чуковского «В гостях у сказки»;
- оценка реализации проекта (подведение итогов проекта, награждение активных участников).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО воспитателей младших групп (г. Волжск РМЭ) по теме "Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста".

выступление на городском методическом объединении воспитателейс просмотром видеоролика постановки сказки "Колобок на новый лад..."...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                  «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...

Самообразование по теме "Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора"

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его...

Тема самообразования: «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                       Тема самообразования:«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредс...