Мнемотехника. Использование мнемодорожек в старшем дошкольном возрасте.
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Зуева Елена Николаевна

В презентации раскрываются основные задачи мнеметехники и принципы работы с мнемодорожками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_2.pptx699.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МНЕМОТЕХНИКА Использование мнемотехники в дошкольном возрасте

Слайд 2

О развитии речи дошкольников. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Слайд 3

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. План высказывания. Последовательность размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания помогает детям строить рассказ. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Данным требованиям удовлетворяет мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Задачи мнемотехники: Развитие связной речи; Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); Развитие мелкой моторики рук; Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемо-таблиц, что делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Слайд 4

Мнемотаблицы . Общие задачи для мнемотаблиц : Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания). Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, целое; умение систематизировать Развитие логики Развитие образного мышления Умение связно мыслить, составлять рассказы Тренировка памяти Развитие смекалки Содержание информации Воспроизведение графически Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде . Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга) , медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете , чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 5

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам .

Слайд 6

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно. Игра “Снежная куча”. Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”. Есть слово ласковое, маленькое – снежок. Есть слово длинное – снегопад. Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком). Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка. Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик. Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка. Есть слово – цветок – подснежник. Есть слово - птица - снегирь.

Слайд 7

П рименение модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Слайд 12

М немотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Слайд 13

Использованные материалы. 1. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 64 с. 2 . http ://ds82.ru/doshkolnik/2774-. html 3. http :// www.boltun-spb.ru/mnemo_all_name.html 4. http ://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/mnemotekhnika-v-doshkolnom-obrazovanii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия c использованием здоровьесберегающих технологий / старший дошкольный возраст/ Тема : «Читайка»

Цель : создание условий для социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающей технологии (старший дошкольный возраст). Тема: «Азбука безопасности»

Тема мероприятия с детьми в рамках комплексно-тематического планирования  «Правила дорожного движения».Рекомендации  по использованию данного конспекта в других ОУ: Данный конспект рекоменду...

Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас,неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление.В дошкольном возрасте ...

«Использование мнемотехники при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ рассказыванию»

Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступле...