Занятие по развитию речи "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Осень

Цели: закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»; у ч и т ь   п о д б и р а т ь слова-действия к названиям растений и птиц; синонимы к глаголам.

О б о р у д о в а н и е: сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. С. Остроухова.

Р е ч е в о й   м а т е р и а л : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, курлыкают, убирают, срывают, выкапывают и др.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Педагог читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

Б е с е д а   п о   в о п р о с а м :

– О каком времени года говорится в стихотворении?

– Назовите осенние месяцы.

– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

– Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

– Что стало с листьями на деревьях?

– Куда улетают птицы?

– Что делают на полях?

3. Подбор слов-действий.

Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы – улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.

Ветер – тучи разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.

 

Пальчиковый т р е н и н г.

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся на кончиках пальцев  ног, руки – в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся    приседают,

И под ногами шуршат, шелестят,      движения руками вправо-влево,

Будто опять закружиться хотят.        поднимаются, кружатся.

4. Подбор синонимов.

Педагог предлагает подобрать синонимы к глаголам, например: высохли цветы – увяли, пожелтели, засохли.

5. Беседа по картине «Золотая осень» И. С. Остроухова.

– Какое время года видите?

– Какие листья на деревьях?

– Почему картина называется «Золотая осень»?

– Что означает слово «листопад»?

6. Итог занятия.

 

 

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

Осень

Цели: учить составлять рассказы об осени с опорой на карточки-схемы; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

О б о р у д о в а н и е : карточки-символы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Активизация внимания.

– Пусты поля, мокнет земля, листва опадает. Когда это бывает?

– Кто догадался, о каком времени года мы будем учиться составлять рассказ?

3. Рассказ педагога об осени (с использованием карточек-символов).

 

4. Работа с карточками-символами.

Педагог перемешивает карточки-символы и предлагает разложить их в той последовательности, в которой он задает вопросы.

– Как осенью греет солнце?

– Какой дует ветер?

– Что появляется на небе?

– Какой осенью моросит дождь?

– Какими становятся деревья и кусты?

– Куда улетают птицы?

 

5. Самостоятельная работа.

Педагог предлагает детям самостоятельно составить рассказ (используя опорные карточки-символы).

6. Итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

Осень

Цели: закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»; учить   подбирать слова-действия к названиям растений и птиц; синонимы к глаголам.

Оборудование: сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. С. Остроухова.

Р е ч е в о й   м а т е р и а л : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, курлыкают, убирают, срывают, выкапывают и др.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Педагог читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

Б е с е д а   п о   в о п р о с а м :

– О каком времени года говорится в стихотворении?

– Назовите осенние месяцы.

– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

– Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

– Что стало с листьями на деревьях?

– Куда улетают птицы?

– Что делают на полях?

3. Подбор слов-действий.

Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы – улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.

Ветер – тучи разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.

Пальчиковый т р е н и н г.

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся на кончиках пальцев  ног, руки – в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся    приседают,

И под ногами шуршат, шелестят,      движения руками вправо-влево,

Будто опять закружиться хотят.        поднимаются, кружатся.

4. Подбор синонимов.

Педагог предлагает подобрать синонимы к глаголам, например: высохли цветы – увяли, пожелтели, засохли.

5. Беседа по картине «Золотая осень» И. С. Остроухова.

– Какое время года видите?

– Какие листья на деревьях?

– Почему картина называется «Золотая осень»?

– Что означает слово «листопад»?

6. Итог занятия.

 

 

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

Осень

Цели: учить составлять рассказы об осени с опорой на карточки-схемы; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

О б о р у д о в а н и е : карточки-символы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Активизация внимания.

– Пусты поля, мокнет земля, листва опадает. Когда это бывает?

– Кто догадался, о каком времени года мы будем учиться составлять рассказ?

3. Рассказ педагога об осени (с использованием карточек-символов).

4. Работа с карточками-символами.

Педагог перемешивает карточки-символы и предлагает разложить их в той последовательности, в которой он задает вопросы.

– Как осенью греет солнце?

– Какой дует ветер?

– Что появляется на небе?

– Какой осенью моросит дождь?

– Какими становятся деревья и кусты?

– Куда улетают птицы?

5. Самостоятельная работа.

Педагог предлагает детям самостоятельно составить рассказ (используя опорные карточки-символы).

6. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами".

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами"....

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...