ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.Содержание словарной работы в процессе ознакомления дошкольников с предметами, с жизнью и трудом взрослых.
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Гайворонская Диана Наримановна

Процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с исследованием предметов, соответствующих этим словам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_vospitateley_no6.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

учитель-логопед Гайворонская Диана Наримановна

МБДОУ №1 «Малыш» г.Невинномысск 2015г.

1. Содержание словарной работы в процессе ознакомления дошкольников с предметами.

            Пятый год жизни.  В активный словарь вводятся названия всех предметов, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Основное внимание уделяется углублению знаний о предметах. В активный словарь вводятся слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные отношения. Детей приучают точно по смыслу их употреблять. Также вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда и т.д.), на основе выделения существенных признаков и обобщения по ним.

        Шестой год жизни.  В словарь вводятся слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства по степени выраженности (светло-красный, темно-зеленый, кисловатый, желтоватый, тяжелее, легче, холоднее, теплее, теплый, горячий, прочный, прочнее, размокает, не размокает, размокает медленно и т.п.). Также включают в словарь названия материалов и их признаков (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло, фарфор и т.п.). Продолжается работа по формированию новых элементарных понятий и введению соответствующих им словесных обозначений (транспорт, инструменты и т.п.). Проводится работа по дифференцировке освоенных понятий, и соответственно пополняется словарь (одежда летняя, одежда зимняя, посуда столовая, посуда чайная, посуда кухонная и т.п.)

           Седьмой год жизни.  Особое внимание уделяется точности словоупотребления при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов (кисло-сладкий, горько-соленый; ткань – зимняя, ворсистая, легкая, плотная и т.п.). Продолжается работа по формированию новых понятий и дифференцировке известных (водный, наземный, воздушный, легковой, грузовой, пассажирский транспорт; садовые, столярные, портновские инструменты и т.п.).    

2. Содержание словарной работы в процессе ознакомления дошкольников с жизнью и трудом взрослых.

            Пятый год жизни. Вводится более широкий круг названий профессий (машинист, летчик, капитан, матрос, водитель, учитель, почтальон, портной, швея). Вводятся названия трудового оборудования (у повара – кастрюли, ножи, сковородки и т.д., у дворника – лопата, метла и т.п.).

          Шестой год жизни. Вводится более широкий круг названий профессий людей, работающих в строительстве (крановщик, каменщик, маляр, электрик), в сельском хозяйстве (тракторист, доярка, комбайнер),  на предприятиях по шитью одежды (портной, закройщик, швея) и т.д.  Вводятся названия разных видов техники (пылесос, стиральная машина, экскаватор, подъемный кран, трактор и т.п.). Вводятся слова, обозначающие отношение людей к технике, к труду (старательно, дружно, умело, бережно и т.п.).

          Седьмой год жизни. Вводится более широкий круг названий профессий в сельском хозяйстве, на транспорте, на стройке, на заводах, воинские профессии, профессии, связанные с обслуживанием населения и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему: «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями»

Любой труд делает человека   более радостным, более творческим,  умным, культурным, образованным....

Методика словарной работы в процессе ознакомления с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимае...

Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями

Презентация для консультации для педагогов ДОУ в рамках реализации годововй задачи по ранней профориентации дошкольников Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процес...

Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с явлениями социальной жизни.

Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с явлениями социальной жизни....

Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.

Подготовка педсовета – это кропотливая работа по созданию творческой, свободной обстановки, всестороннего обсуждения вопроса .Эффективность и действенность педсовета прямо пропорционально зависи...