Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Мы любим цирк!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Занятие направлено на развитие всех сторон речи детей старшегодошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе

«Мы любим цирк!»

Калугина Л.Ф., воспитатель

Программное  содержание:

Продолжать учить распространять предложения путем ввода определений и других второстепенных членов предложения;

Совершенствовать фонематический слух: учить детей находить и называть слова с определенным звуком.

Закреплять произношение звуков «Р», «Рь», «Л», «Ль» в словах и фразовой речи ,умение различать эти звуки на слух, определять их местоположение в слове.

Подвести к пониманию переносного смысла некоторых выражений , имеющих отношение к характеристикам качеств.

Упражнять в образовании названий детенышей животных . Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать ответы других детей, не перебивая.

Развивать воображение , слуховое восприятие.

Предварительная работа:

Посещение циркового представления  в детском саду;

Составление письма клоуну Жене;

Чтение стихов, рассказов о животных;

Рассматривание иллюстраций с изображением животных.

Методические  приемы:      

Использование наглядности (письмо, фотографии, картинки с

изображением животных);  художественное слово; напоминание; вопросы, поощрение, помощь детей, звуковой анализ слов ; дидактические игры «Назови животных, в названии которых есть названный звук», «Добавь слово», «Объясни выражение»

Демонстрационный материал:

красочный конверт с изображением цирковой атрибутики;  письмо от клоуна, мольберты, мяч.

Раздаточный материал:

подносы по количеству детей с наборами картинок животных

ХОД   НОД

Воспитатель : Ребята , к нам в группу пришло письмо (показывает ),Как вы думаете, от кого оно?

Предполагаемые ответы детей : из цирка, от клоуна, от дрессировщицы Воспитатель: Как вы догадались, что письмо из цирка?

Предполагаемые ответы детей: по картинке, которая изображена на конверте, прочитали обратный адрес ; мы писали письмо клоуну -пришел ответ.

Воспитатель: Правильно, дети! Письмо пришло из цирка. К нам в детский сад приезжал цирк. Мы с вами познакомились с клоуном Женей, дрессировщицей Нелли. Недавно мы написали им письмо, и вот пришел долгожданный ответ.

Ребята ,скажите, какое у вас настроение, когда вы думаете о цирке? Предполагаемые ответы детей: хорошее ,радостное, доброе, красочное, веселое,

сказочное, бодрое.

Воспитатель : Я с вами совершенно согласна. Когда мы произносим слово «Цирк», вокруг сразу становится ярче, веселее. Ведь цирк - это всегда праздник.

   Что же нам пишет клоун Женя? (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Из вашего письма я узнал ,что вы дружные, весёлые и добрые дети. Любите животных, заботитесь о них. У многих из вас есть домашние животные. Это очень хорошо! У нас в цирке появились новые животные. А какие -попробуйте догадаться сами. В названии всех животных есть звуки Л ,Ль , Р, Рь » Ребята , что это за звуки? Дайте им характеристику.

Предполагаемые ответы детей: это согласные звуки, звонкие, Р,Л —твердые, Рь, Ль - мягкие.

Воспитатель : Подумайте и назовите животных, в названии которых есть звуки Р, Л, Рь, Ль .Пожалуйста, называйте громко, ясно, выделяя в словах эти звуки.

   Предполагаемые ответы детей : рысь, морж, тигр, зубр, черепаха , жираф,

барсук, верблюд, крокодил, лиса, лев , олень, тюлень, соболь, суслик, шакал,

лошадь, белка, волк, слон, лань и др.

Воспитатель: Ребята , может кто-то из вас хочет загадать загадки об этих животных или прочитать стихи?

  Дети по желанию читают стихи ,загадывают загадки. Воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и громко произносили звуки Л, Ль. Р, Рь.

Воспитатель: Много вы знаете животных, в названии которых есть эти звуки! Однако, в цирке у клоуна Жени таких животных меньше. Он прислал нам портреты разных животных, а вы отберите из них те , в названии которых есть звуки Р, Л , Рь , Ль.

    Дети работают индивидуально со своим набором картинок. Относят картинки на два мольберта.

     По ходу выполнения задания воспитатель просит детей охарактеризовать звук ( твердый или мягкий), определить его местонахождение в слове ( в начале, середине или конце слова)

      По окончании работы воспитатель предлагает детям проверить правильность выполнения задания еще раз.

     Предлагает детям прочитать названия этих животных на табличках и поместить таблички возле картинок.

Воспитатель: Ребята , клоун Женя прислал нам интересную игру «Добавь словечко». Я буду начинать предложение, а тот кому я брошу мяч — будет заканчивать. Не забывайте произносить  звуки Р, Л, Рь ,Ль четко, громко , ясно.

У верблюдицы сынок есть ... верблюжонок

У доброго жирафа ... жирафенок

У тигрицы - полосатые  ... тигрята

У зебры — длинношеие... зебрята

У слонихи есть ласковый ... слоненок

У сильной львицы - маленькие ... львята

А у мамы — конопатые ... ребята                  

Воспитатель: Ребята, клоун Женя пишет, что очень часто людей сравнивают с разными животными или его поведением ,внешностью, чтобы показать ,какой это человек, какими чертами внешнего сходства с этим животным обладает ,или похоже двигается, ест, ведет себя с другими. Какие сравнения вы можете вспомнить?

   Предполагаемые ответы детей: задирается, как петух ; хитрый, как лиса ;

кривляется, как обезьяна и др.

Воспитатель: Клоун Женя просит объяснить, какому человеку подходит такое сравнение — львиная грива. О каком человеке это можно сказать?

Предполагаемые ответы детей : у этого человека на голове пышная .огромная прическа, много волос.        

     Льет крокодиловы слезы        

Предполагаемые ответы детей: человек, который обманывает ,проливает лживые слезы.

      Идет , топает , как слон.

Предполагаемые ответы детей : о человеке с тяжелой походкой

Черепаший шаг.

 Предполагаемые ответы детей: о человеке, который очень медленно ходит.

Воспитатель: Как интересно вы объяснили выражения! Ваши ответы мы обязательно запишем и отошлем клоуну.

Воспитатель: Ребята, в письме клоун Женя обращается к вам с огромной просьбой: помочь ему сделать рекламу для предстоящего представления - цирка зверей. Для этого вам нужно придумать длинные  красивые предложения о том, что могут делать звери на арене.

   Что выражает предложение? Из чего состоит предложение?

 Предполагаемые ответы детей: предложениями мы выражаем мысли, чувства предложение состоит из слов.

Воспитатель: в предложении нужно сказать : КТО? КАКОЙ ОН? ЧТО

ДЕЛАЕТ? КАК ДЕЛАЕТ?  

Дети составляют предложения.

    Варианты предложений: Могучий лев смело прыгает через горящий обруч.

Добрый лев Бонифаций показывает веселые фокусы. Пятнистый жираф ловко крутит цветные обручи на своей длинной шее. Огромный слон бесстрашно идет по канату. Сильный слон бесстрашно жонглирует тяжелыми гирями.

Грозные тигры легко прыгают с тумбы на тумбу. Маленький тигренок бесстрашно раскачивается на качелях. Полосатые зебры весело играют с мячом. Веселая черепаха быстро едет на самокате. Кенгуру ловко прыгает через скакалку. Добрый носорог катается на роликах .

Воспитатель вместе с детьми проводит анализ предложений.    :

Воспитатель: Вечером мы напишем ответ на письмо, в котором сообщим, что справились со всеми заданиями. Я уверена, что наши красивые предложения помогут работникам цирка составит хорошую рекламу и много людей придет на цирковое представление. А вот и сюрприз от клоуна Жени: он прислал нам фотографии, на которых мы изображены вместе с ним, Нелли и питоном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Путешествие в весенний лес"

Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Путешествие в весенний лес"...

Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Кто в лесу живёт"

Конспект НОД по "Речевому развитиею в подготовительной группе "Кто в лесу живет"...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»

Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем полученные знания и умения детей по звуковой культуре речи. Обобщаем знания детей о понятиях...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с интеграцией областей: художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие. На тему: «День Матери»

Воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери. Выполнение поздравительной открытки для мамы с элементами оригами....

Конспект занятия по речевому развитию «Родной свой край люби и знай» для старшей группы

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств за родной край, где они живут, за свою малую Родину....