НОД Солнечное творчество речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Королёва Татьяна Анатольевна

 

Совершенствовать умение детей логически излагать свои мысли; отвечать на вопросы по содержанию сказки полным ответом.

Развивать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощь различных интонаций;

Закреплять умение детей узнавать и изображать чувства, и отмечая их характерные особенности;

упражнять в составлении рассказов, используя схемы;

воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_solnechnoe_tvorchestvo.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного занятия

О.о.Коммуникация- развитие речи

в подготовительной к школе группе

на тему: «Солнечное творчество»

    Программное содержание:

Совершенствовать умение детей логически излагать свои мысли; отвечать на вопросы по содержанию сказки полным ответом.

Развивать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощь различных интонаций;

Закреплять умение детей узнавать и изображать чувства, и отмечая их характерные особенности;

упражнять в составлении рассказов, используя схемы;

воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.

   Предварительная работа:

Беседа о дружбе;

Изучение различных эмоциональных состояний людей: радость, грусть, удивление, злость;

Знакомство с пословицами о природных явлениях;

Драматизации сказок;

Составление рассказов по схемам.

   Словарная работа:

Ввести в активный словарь детей слова и выражения:  дружба; договариваться; уступить; обидные слова; разрешить спор; состояние погоды; эмоции; мимика; чувства.

   Материал к занятию:

графические карточки с изображением эмоций;

принадлежности для рисования

картинки с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер и т.д.)

для игр: клубок ниток, «карусель с лентами», зеркало;

зеркала для всех детей с наклеенным силуэтом зайчика.

 Организация занятия: традиционная; дети сидят на стульях в кругу.

Звучит аудио запись песни «Если с другом вышел в путь!» муз. Шаинского

 (1 куплет)

Воспитатель: Ребята, о чем поётся в этой песне?

Дети: О дружбе, о друзьях

Воспитатель: А кто такие настоящие друзья? Почему с другом не страшны ни снег, ни дождь?

Дети: Потому, что одному всегда страшно, а с другом нет. С другом всегда веселее.

Воспитатель: А настоящие друзья ссорятся или нет?

Дети: иногда ссорятся, но быстро мирятся.

Воспитатель: А вы когда – нибудь ссорились с другом? Расскажите.

 Ребёнок: У меня есть друг. Его зовут Дима. Мы с ним играем, ходим друг к другу в гости. Когда мне или ему покупают игрушки, мы показываем их, даем друг другу поиграть.

 Однажды я пришёл в детский сад с новой машинкой. Ко мне подошёл Саша и попросил её у меня для того, чтобы посмотреть. Дима увидел это и сказал: «Не давай ему, я твой друг, а не он» А я ответил: «Он ведь только посмотрит». Дима крикнул: «Ну тогда я с тобой не дружу», и ушёл к другим мальчикам.  А я ему в ответ сказал: «Ну и ладно, найду себе нового друга». После этого мы весь день не разговаривали, и не играли вместе. На другой день Дима подошёл ко мне и сказал: «Прости меня, я вчера тебя обидел, давай мириться».  И мы помирились.

(2 – 3 рассказа детей)

Воспитатель: Скажите, ребята! Если ссору вовремя не остановить, во что она может обернуться?

Дети: Дети могут подраться между собой, наговорить друг другу много обидных слов.

Воспитатель: А как можно избежать ссоры?

Дети: не говорить друг другу обидных слов, не придираться к другу по пустякам.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу сказку, а вы внимательно её послушайте.

«В незапамятные времена жили на небе только Солнце и Луна. Жили они жили да так друг друга полюбили, что поженились. А поженившись, и дочку дождались. И назвали её Землей.

«Земля! – звала мама.

«Земля!» - звал отец.

Много-много лет Солнце и Луна жили прекрасно, но в один злосчастный   день они взяли и поссорились.

- Коли ты такое горячее, брошу я тебя! – рассердилась Луна.

-А, если ты и дальше будешь холодной, я жить с тобой не буду! – ответило Солнце

-Ладно! – сказала Луна. Только дочка со мной останется.

-Нет, со мной! – возразило Солнце

-Нет, со мной! – еще раз возразила Луна

-Нет, со мной – сказало Солнце. Хочешь, чтобы она с тобой замерзла?

-А с тобой сгорела – отвечала Луна!

Никак столковаться не могут, и позвали они тогда Бога Грома и Молнии, чтобы он их спор разрешил.

Бог Грома и молнии: Пусть будет так: Солнце будет нянчить свою дочку днем, а Луна – ночью.

С тех пор так и исполняют его  волю. Днем нянчиться  со своей дочкой Солнышко, а ночью Луна её пестует. А когда  Луне некогда, светят  над Землёй её сёстры – звездочки. Все Землю любят да лелеют. Солнце согревает, Луна баюкает, звёздочки играют с ней, дождик омывает».

Воспитатель: Ребята, о чем эта сказка?

Дети: эта сказка о том, как поссорились Солнце и Луна

Воспитатель: А каких героев этой сказки вы запомнили?

Дети: Солнце, Луна, Земля, Бог Грома и Молнии.

Воспитатель: Как звали дочку Солнца и Луны?

Дети: Земля.

Воспитатель: Почему они поссорились?

Дети: Потому, что они не смогли договориться.

Воспитатель: Кто и как разрешил спор?

Дети: Бог Грома и молнии.

Воспитатель: Вспомните, с какими разными оттенками  в голосе обращались Солнце и Луна к дочке (радостно, грустно, озабочено, предупредительно, сердито)

Воспитатель: Попробуйте так же позвать её сначала голосом Луны (высоким), затем голосом Солнца (низким). (Далее  воспитатель показывает графические карточки с изображением эмоций, среди которых – эмоции злости)

Воспитатель: Ребята, выберите ту эмоцию, которая бывает в момент ссоры.

Дети отмечают характерные признаки этого состояния, затем упражняются в показе злости перед зеркалом.

        Далее дети. Рассуждая вместе с воспитателем приходят к выводу, что рассказывая  сказку определённым голосом и с определённой мимикой, можно очень хорошо отразить любое настроение персонажа)

Воспитатель: А кто из вас, ребята, хотел бы попробовать себя в роли рассказчика и героев сказки?

(Дети рассказывают сказку по ролям, воспитатель хвалит их за исполнительство)

Воспитатель: Дети, подумайте, как можно было Солнцу и Луне избежать ссоры?

Дети: можно было договориться, кто когда будет нянчить Землю, уступить друг другу.

Воспитатель: правильно, дети!

А я хочу ответить на вопрос такими словами:

«В жизни всякое бывает –

Знают это все всегда.

Рядом с радостью и счастьем

Ходят горе и беда.

Если кто-то обижает,

Спорит, ссорится порой,

Можно просто уступить –

Будет вам совет такой!

- скажите, ребята, что по вашему мнению самое главное на планете?

Дети: чтобы все дружно жили, что б было мирным небо и ярко светило солнце.

Воспитатель: Да, совершенно верно! Без солнца, без его тепла нет жизни на земле. О солнце много разных песен и стихов, загадок, пословиц, сказок. А я вам предлагаю поиграть с Солнышком.

(проводится физкультминутка «Солнечная карусель»)

В центре – «Солнышко», от него отходят лучики – желтые ленточки. Дети берутся  за ленты и начинают игру.

«Солнце , солнце засветилось

Каруселька закружилась.

Всё кругом, кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите

Солнце село за горой

Отправляемся домой.

(Дети ходят по кругу и проговаривают слова громко)

(заканчивают игру тихим голосом)

-А сейчас я хочу узнать, какие вы  помните пословицы и поговорки о солнце?

У меня есть «Волшебный клубок». Условия игры такие: клубок передаёте по кругу и каждый из вас, к кому идет клубок, называет пословицу или поговорку  о солнце.        

Клубок разматывается.

А смотать клубок вы сможете, если назовете пословицы о земле, луне, звездах.

(дети сидят на ковре по кругу. Первый ребёнок берёт конец нити, называет пословицу или поговорку и передает клубок следующему и т.д.)

Дети называют пословицы:

-солнце зимой как мачеха: светит да не греет.

-солнце как печка – всех согревает;

-солнечные лучи как золотые мечи: дорогу себе пробивают;

-солнечные лучи – словно золотые вожжи, везде вхожи;

-солнечный луч тянется как золотая нитка;

-Солнце – князь Земли, Луна – княжна;

-солнышко усмехается, словно девица весной  

- Месяц на небе словно золотая дужка висит;

- Звезды, как угли пылают;

- Кометы,  словно мётлы, небо подметают;

- Земля – мать кормилица;

- Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь;

- Без хозяина земля – круглая сирота;

- Земля переодевается, словно человек.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много вы знаете пословиц. У меня для вас есть картинки с различными состояниями погоды. Посмотрите на них и назовите  эти состояния. (Дети рассматривают, определяют: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, холодно, тепло, жарко)

- возьмите каждый по картинке и подумайте: какие чувства вызывают состояние погоды на вашей картинке.

Дети:  – радостны,  хорошие, грустные, невесёлые, тоскливые, весёлые и т.д.

Воспитатель: что хочется делать, когда испытываешь такие чувства?

Дети: смеяться, петь, кричать, грустить, веселиться, скучать, улыбаться, бегать, хмуриться и т.д.

Воспитатель: я вам предлагаю составить рассказ на бумаге, используя схемы.

Будете обозначать солнце в виде круга,

тучу – овалом,

дождь – треугольником,

цветы, спрятавшиеся от дождя – маленькими квадратами,

цветы, раскрывающиеся на солнце – большими квадратами,

детей – человечками.

Можете придумать и свои схемы.

Дети составляют рассказы схемами, звучит лирическая музыка.

Возможные варианты рассказов детей.

1. Была солнечная погода. Дети гуляли по улице, любовались цветами. Вдруг огромная туча закрыла солнце, и пошёл дождь. Дети разбежались по домам.

2. На улице шёл дождь, но дети не расстроились. Они надели сапожки, взяли зонтики и пошли гулять.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хоть и говорят, что у природы нет плохой погоды, вы в своих рассказах больше всего отразили солнечную погоду.

Чей же рассказ вам больше всего понравился?

Дети отвечают на вопрос воспитателя.

Заключение:

Чтобы наше занятие надолго осталось у вас в памяти, предлагаю поиграть с солнечными зайчиками.

(Дети играют с зеркальцем, на котором наклеены силуэты зайчиков в «прятки», «догонялки»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по интеграции областей: художественное и эстетическое творчество, речевое развитие. Сказка о грибке Красная Шляпка.

Знакомство детей с профессией художник - иллюстратор. Краткий анализ особенностей творчества наиболее известных художников - иллюстраторов. Сочинение сказки и создание детьми иллюстраций....

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» «Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в процессе восприятия живописи)

Конспект НОД  по ОО «Речевое развитие»«Наша Майна в стихах и на картинах»   (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества ...

«Солнечные лучики» технологическая карта НОД (интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» с участием музыкального руководителя) для второй младшей группы

laquo;Солнечные лучики» технологическая карта НОД (интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»  с участием музыка...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Рецензия ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского речевого творчества.

Рецензия   Тема:  «Подводный мир»Дата: 18.11.2022Направленность: ОД по речевому развитию: составление творческих рассказов по картине. Технология развития детского...