Конспект интегририванного занятия по речевому развитию "Колючий ёжик"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Познакомить с ежом, характерными признаками, средой обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon занятие47 КБ

Предварительный просмотр:

Галимова Гюзель Мидихатовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №9 «Рябинушка»,п.г.т. Кукмор Кукморского муниципального района  Республики Татарстан

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Колючий ёжик»

Цель: Продолжать знакомить детей с животными нашей местности. Познакомить детей с диким  ежом, жизнью лесного обитателя, его  характерными признаками, средой обитания, особенностями внешнего вида, повадками.

Задачи:

Образовательные: Учить детей высказывать свои впечатления по поводу содержания картины, составлять (с помощью воспитателя) небольшой рассказ, учить задавать вопросы, отвечать на вопросы предложением. Активизировать словарь детей.

Развивающие: Развивать  внимание, речь, любознательность, мелкую моторику рук, аккуратность в работе с пластилином.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение и интерес к диким животным.

Словарная работа: колючий, иголки, поохотиться, дикое животное.

Материал: мультимедиа, картинки с изображением насекомых, мышей, пластилин, палочки, маска ежа, маски мышей, обруч, резиновые ежи по количеству детей, доска, игрушечный ёж.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, загадывание загадок, просмотр слайдов, продуктивная деятельность, игра.

Предварительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций, беседа о диких животных, чтение рассказов, сказок,  разучивание игр.

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, какие дикие животные живут у нас в лесах?

Дети: Волки, медведи, зайцы, лисы …

Воспитатель: Угадайте, о каком животном говорится в загадке?

Вместо шубы лишь иголки

Не страшны ему и волки

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно…

Ребята, вы разгадали загадку? Кто это такой колючий?
Дети: Это ёжик. (Ответы детей)
Воспитатель:  Как вы догадались?                                                                                               Дети:  Он колючий. (Ответы детей)                                                                                                           Воспитатель: Правильно, это ёж.                                                                                               Слайд 1.                                                                                                                             Воспитатель:   Где живет еж?                                                                                                    Дети: В лесу. (Ответы детей)                                                                                                                               Слайд 2.                                                                                                                                 Воспитатель:  Какое это животное: дикое или домашнее?                                                     Дети: Дикое.  (Ответы детей)                                                                                                                   Воспитатель: Чем отличается еж от других животных?                                                      Дети:  Он колючий. (Ответы детей)                                                                                                                 Слайд 3.                                                                                                                                                                                                                                   Воспитатель: Ребята, зачем нужны иголки для ёжа? (Ответы детей)                                   От каких врагов защищают ежа иголки?  (Ответы детей).                                                  Слайд 4.                                                                                                                                              -Как иголки защищают ежа?  (Ответы детей).                                                                               Воспитатель: Ёж очень гибкий зверёк.   При встрече с  опасным зверьком он сворачивается клубком,  становится круглым, как мяч, – ни головы, ни ножек не видно. Никто не может одолеть ёжа!  Зверь покрутит, повертит ежа, исколет себе лапы и уходит.                                   Слайд 5.                                                                                                                                   Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а ежи чем питаются?  (Ответы детей).                                             Воспитатель: Ежи  питаются улитками, слизнями, жуками, мышам, ягодами и фруктами.                  Слайд 7.                                                                                                                                                 А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплой норке устланном травой, мхом и листьями. Спящий ёж выглядит так - зверек сворачивается в клубок, лапки и нос оказываются прижатыми к брюшку, а хвост прижимается к мордочке. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Спит зимой колючий ёжик
В тёплой норке под кустом,
И ему не страшен дождик,
Снег холодный,
Волк голодный,
Что живёт в лесу густом.

Даже хитрая лисица
Не найдёт ежиный дом.
Пусть колючему приснится
Луг зелёный,
Гриб ядрёный,
Лето с ласковым теплом.

Будет серенький клубочек
До поры весенней спать.
Зазвенит весны звоночек,
Ёж проснётся,
Развернётся
И пойдёт еду искать.

 Ребята, давайте рассмотрим картину, где изображена семья ежей.                                        Слайд 8.                                                              

 – А теперь вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
– На лесную полянку гулять вышли … (ежи).
– Это мама … (ежиха), она … (большая, колючая).
– А это … (ежата), они … (маленькие).
– На спине у ежей … (колючки – иголки).
– Ежи пришли на полянку … (поохотиться).
– Они нашли … (улитку и жука).

 Дидактическая игра “Выбери лакомство для ежа”.

    На столе лежат картинки. Дети по очереди подходят, берут лакомство, которое любят ежи и прикрепляют на доску.

 Подвижная игра “Еж и мыши”.

Еж –ребёнок, стоит в кругу и выполняет движения согласно тексту. Дети-мыши, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

“Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик – всюду тишь,
Чу! Скребется где-то мышь!”

Дети присаживаются, скребут пальцами по полу, затем тихонечко бегут по кругу и пищат: пи-пи-пи. Ежик в это время прислушивается , приглядывается. Затем мышки присаживаются на корточки – прячутся. Выбегает на носочках из круга еж, сложив ручки на груди, ищет мышек.

Воспитатель:

“Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!”
Еж, не найдя мышек, возвращается в норку.

(Игра повторяется 2 раза.) 

Дидактическое упражнение “Закончи предложение”.

Кошка домашнее животное, а ёж…(дикое).
Еж спит днем, а охотится … (ночью).
Медведь большой, а еж … (маленький).
Белка живет в дупле, а еж … (в норе).
У волка волчата, а у ежихи … (ежата).                                                                                         Цыплёнок пушистый, а еж … (колючий).

 Воспитатель:  Ребята, я предлагаю, слепим из пластилина ежат. Возьмём пластилин, скатаем шарик, вытянем мордочку и натыкаем иголки на спину, чтобы смогли ежи защититься от лисы и волка.
Чтобы у нас всё красиво получилось, разогреем наши пальчики гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика с резиновым ёжиком
 - Я, с ежонком поиграю, - прокатывают между ладошек
Меж ладошек покатаю,
А потом сожму рукой, - сжимают
Ой, колючий ты какой! - разжимают
Ёжик, ёжик, не колись! - гладят
Ты со мною подружись! - сжимают обеими руками
Воспитатель: А сейчас приступайте к работе. 

Продуктивная деятельность (лепка)                                                                         Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришла мама-ежиха. Она ждёт своих ежат.
Подойдите все со своими работами к маме-ежихе. Молодцы! Вы хорошо потрудились. Ёжики получились у всех разные, но все они похожи на маму-ежиху
.

Подведение итогов.                                                                                                                        - Ребята, что нового узнали о ежах?                                                                                               - Кому расскажите о них?

                                                                                           

   Литература.

  1. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш “Знакомим с литературой детей 3–5 лет”.
  2. И. Е. Аверина “Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ”.
  3. Т. М. Бондаренко “Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада”.
  4. Г. Я. Затулина “Конспекты комплексных занятий по развитию речи”. Вторая младшая группа.
  5. Л. Н. Смирнова “Развитие речи у детей 2–3 лет”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»

Книга – есть жизнь нашего времени.                                            ...

Конспект интегрированного занятия по речевому и художественно - творческому (нетрадиционные техники лепки) развитию с детьми средней группы.

Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой труд в искусство, в красоту для себя и окружающих. В своих работах (планетолеты) дети использовали изученные и уже известные им нетрадиц...

конспект игры-занятия "В гостях у Ёжика"

Конспект игры-занятия для второй младшей группы. Расширяет познавательную сферу развития детей и закрепляет правильную артикуляцию звуков....

Наши занятия Конспект открытого занятия в старшей группе «Ёжик» с использованием нетрадиционной техники рисования «печать мятой бумагой»

Закрепить полученные знания об образе жизни и повадках ежа.- Ответы детей на поисковые вопросы воспитателя.- Чтение сказки А. Суконцева «Как ежик шубку менял». Ответы на вопросы по содержа...

Конспект музыкального занятия в средней группе "Ёжик в гостях у ребят"

Данный материал направлен на развитие музыкальных и творческих способностей детей (с учётом возможностей каждого ребёнка) посредством различных видов музыкальной деятельности....

КОНСПЕКТ Интегрированного занятия по ИЗО «Ушастый ёжик» в старшей группе

Интегрированного занятия по ИЗО «Ушастый ёжик», в старшей группе...