Главные вкладки

    Статья "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в семье"
    статья по развитию речи (старшая группа) на тему

    Кокина Марина Владимировна

    СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВНЫХ ЭТАЛОНОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rechevoe_razvitie_v_seme-1.docx22.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в семье

    Речь – чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.

    В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный словарный запас. Родителям следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

    В дошкольном возрасте (3-7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем 5-6 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом, позволяющим ему свободно вступать в контакт с людьми.

    Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова, знакомится с ударением, с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения. В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет обратить серьезное внимание развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми, все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и

    социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития.

    Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

    Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что: они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

    Существует много игр, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте…

    Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

    Используйте для занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Нужно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей, частей. Например: «Вот автомобиль. Что у него есть? » - «Руль, сидения, дверцы… »

    Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? » Можно просто спросить: «Какай он? » Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

    Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх. Спросите у ребенка:«Что бывает высоким? » - «Дом, дерево, человек… » - «А что выше – дерево или человек? Может ли быть человек выше дерева? Когда?

    «Подбери словечко»

    Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

    В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

    Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер) ; «старый»… (дом, пень, человек, ботинок) ; «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть) ; «старая»… (мебель, сказка, книга, бабушка) ; «свежее»… (молоко, мясо, варенье) ; «старое»… (кресло, сиденье, окно) .

    «Скажи наоборот»

    Цель: расширение словаря антонимов.

    Дедушка старый, а внук …

    Дерево высокое, а куст …

    Море глубокое, а ручеёк …

    Дорога широкая, а тропинка …

    Перо легкое, а гиря …

    Летом нужна летняя одежда, а зимой …

    Пирожное сладкое, а лекарство …

    Ночью темно, а днем …

    У волка хвост длинный, а у зайца …

    Хлеб мягкий, а сухарь …

    Чай горячий, а лед …

    Летом жарко, а зимой …

    «Кто кого обгонит? »

    Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

    Всё зависит от Вашей фантазии. Задаём вопрос ребенку: «Кто кого обгонит? »

    Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху) .

    Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу) .

    Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд) .

    Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед) .

    Человек и машина… (Машина обгонит человека) .

    «Похожие слова»

    Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

    Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

    Приятель - друг - враг;

    Грусть - радость - печаль;

    Еда - очистки - пища;

    Труд - завод - работа;

    Танец - пляска - песня;

    Бежать - мчаться - идти;

    Думать - хотеть - размышлять;

    Шагать - сидеть - ступать;

    Слушать - глядеть - смотреть;

    Трусливый - тихий - пугливый;

    Старый - мудрый - умный;

    Бестолковый - маленький - глупый;

    Смешной - большой - огромный.

    «Два приятеля»

    Цель: развитие словаря синонимов.

    Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький, смелый - (храбрый, прекрасный - (красивый) .

    «Семейная олимпиада»

    Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

    В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

    Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой? », «какая? », «какое? », «какие? »(трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная) . Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

    «Два брата»

    Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

    Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

    Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

    Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

    Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

    Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

    «Назови ласково»

    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

    Послушай, как красиво звучит:

    Цветок красный, а цветочек красненький.

    Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

    Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

    Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

    Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

    Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

    Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

    Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

    Дом низкий, а домик … (низенький).

    Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая) .

    «Выбери правильное слово»

    Цель: развитие мышления, речевого внимания.

    Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

    Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

    Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

    На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

    Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

    Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).

    Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

    Поезд едет по (дороге, воде, рельсам) .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в семье

    Речь – чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребен...

    Влияние социально-психологического климата семьи на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

    Важный показатель благоприятного психологического климата семьи-стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу,...

    Математический проект "Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста"

    Цель данного проекта:  повышение уровня  математического развития детей старшего дошкольного возраста   через организацию взаимодействия детского сада и семьи  в соответствии ...

    Взаимодействие Доо и семьи по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста ( Презентация)

    Взаимодействие Доо и семьи по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

    Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

    Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

    Опыт работы по теме «Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждение и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»

    Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».Становление педагогичес...