Путешествие в Страну Звуков
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Лычакова Татьяна Фёдоровна

Речевое развлечение для детей старшей коррекционной группы на тему "Понятие  о звуке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_zvukov.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 64»

План-конспект

интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности

Тема: Понятие о звуке. Речевое развлечение в старшей группе для детей с ТНР: «Путешествие  в Страну Звуков на ковре- самолете».

                                                                      Составила:

                                                                      учитель-логопед Лычакова Т.Ф.

                                                       

                                                 Ноябрь 2014 г.

ЗАДАЧИ:

Речевое направление : Дать понятие о звуке и звуковой  структуре слова.Учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный. Развивать фонематический слух , зрительное и фонематическое восприятие.Обогащать словарь детей  новыми словами: пиктограмма, древний, пещера, пешеходы, паутинка. Развивать диалогическую форму речи. Стимулировать собственные высказывания детей.

Познавательное направление: Дать представление о древних людях , способах их общения.

Совершенствовать способы и приемы обследования предметов ( на мокром песке можно рисовать)Развивать слуховое внимание и память при воспроизведении неречевых звуков. Развитие мышления, воображения, творческих способностей.

Социально – коммуникативное направление: Совершенствование коммуникативных навыков.Развивать активность, инициативу,  самостоятельность в игре. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивать способность слушать стихотворный текст, эмоционально реагировать на его содержание. Воспитывать умение  согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Физическое направление: Развитие координации и точности действий, способности поддерживать равновесие. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве.

Предупреждение утомляемости детей,удовлетворение  потребности детского организма в двигательной активности. Стимуляция проприоцептивных ощущений. Развитие артикуляционной и мелкой моторики активизация биологически активных зон.

Коррекционное направление : Развитие произвольности и самоконтроля. Снятие психо-эмоционального напряжения. Коррекция страха темноты, преодоление неуверенности в себе. Развитие волевой регуляции.

Материалы: листы бумаги, ножницы, мяч, книга, ковер, небольшой плоский камешек с пиктограммой, игрушки- предметы: волк, мышка, лиса, жук, мак, дом, белые квадратики по количеству детей ( 4 шт. на каждого ребенка), машина-игрушка, картинки ( ослик, индюк, утка, аист, баран, жук, кот, петух, мак, дом), схемы слов, дорожка из полиэтилена 40 х 100 см, темное покрывало, 3 больших стула, 3 « ладошки» из цветного картона: красная, желтая, синяя, чайные ложки( 2штуки на ребенка), аудиозаписи голосов животных.

Этапы НОД

Действия педагога

Действия воспитанников

Организационный

момент «Слушай и отгадывай»

Включение в игровую    ситуацию

Предлагает детям отгадывать различные звуки с закрытыми глазами.

Показывает камень с пиктограммой. Предлагает отправиться в путешествие

Закрывают глаза , слушают звуки, отгадывают

Дети отгадывают пиктограмму.

Артикуляционная гимнастика

Читает стихи и показывает упражнения

Дети выполняют упражнения.

Знакомство с понятием « звук»

Рассказывает о девочке из Страны Звуков, представляет ее детям

Дети определяют по звукам животных, соединяют звуки в слова. Выкладывают звуковые схемы слов.

Динамическая пауза

По инициативе детей

выполняются действия по тексту

Имитируют движения по тексту.

Пальчиковая гимнастика « Здравствуй»

По инициативе детей выполняются движения с пальчиками

Дети выполняют действия по тексту

Выделение начального гласного звука в слове. Игра « Умная машина»

Предлагает детям определить

первый звук в названиях животных

Дети называют первые гласные звуки в названиях животных

Выделение конечного согласного звука в слове.

Игра «Паутинка» (преодоление неуверенности в себе Игра « Темная пещера»( коррекция страха темноты) Игра « Кричалки, шепталки, молчалки» ( развитие наблюдательности, умение действовать оп правилам, развитие волевой регуляции)

Предлагает найти пропавшие звуки  в конце слов, проглоченных Дракошей- Звукоедиком.

Предлагает пройти  по мостику- паутинке, поиграть в игру, зайти в темную пещеру и найти там пропавшие звуки.

Просит детей вернуть звуки  в звуковую схему слов

Выполняют игровые задания

Закрепление понятия «звук».

Игра « Узнай слово»

Предлагает девочке Янсон произносить слова протяжно.

Дети узнают и называют слова

Самомассаж ложками (стимуляция дозревание корковых отделов речедвигательной системы, улучшение качества артикуляционных движений)

Предлагает вернуться  домой . В дороге  выполнить самомассаж лица чайными ложками. Показывает действия и читает при этом стихи

Дети выполняют упражнения самомассажа.

Оценка деятельности детей в течение НОД

Комментирует оценку деятельности детей, предлагает сюрприз

Делятся впечптлениями.

Организационный момент.

- Ребята, давайте поиграем в игру « Слушай и отгадывай» Закройте глаза и отгадайте , что я делаю .( Хлопаю в ладоши, рву бумагу, режу бумагу ножницами, играю с мячом, листаю книгу)

-Вы хлопаете в ладоши, рвете бумагу. Режете бумагу ножницами,  играете с мячом и….

-Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

- Мы слышали.

- Правильно, вы слышали звуки.

Введение в игровую ситуацию.

- Ребята, сегодня  утром я нашла у себя этот камешек .На нем рисунки – пиктограмма.

Так в древности писали люди, они еще не знали букв. Давайте попробуем узнать , что тут написано. (Разбираем пиктограмму)

-А ведь это приглашение в сказочную страну Звуков. Давайте мы в нее отправимся на волшебном ковре – самолете. Занимайте места на ковре.

     

             Артикуляционная гимнастика.

Если в сказку всем  сердцем поверить,

(приоткрыть рот)

В мир волшебный раскроются двери !

Вы туда без труда попадете

( удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе : « лопаточка»)

На волшебном ковре- самолете,

На летучем большом корабле

( поднять боковые края и кончик языка : « чашечка»),

Или с Бабой Ягой на метле,

( кончик узкого языка ритмично движется  вправо – влево : « часики»

На плоту по молочной реке

( широкий расслабленный язычок : « лопаточка»)

И верхом на Коньке – Горбунке,

( поцокать языком : « лошадка»)

Можно в сказку влететь на Жар- птице,

( широкий язык движется вверх- вниз: « качели»)

Можно на Колобке закатиться,,

( круговые движения кончиком языка вокруг губ)

Можно въехать , как слон на еже.

( покусать кончик языка).

Ой! Мы, кажется, в сказке уже….

Знакомство с понятием « звук». « Путешествие в древние времена сказочной Страны звуков».

-Давным –давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных., но говорить не умели

Нас встречает девочка по имени Янсон.  Она живет в лесу, в своем племени. Янсон любознательная, внимательная, умная. Это она нам прислала приглашение. Янсон любит гулять по лугам и лесам, прислушивается к разным звукам. По издаваемому звуку она может определить животное.

-Давайте вместе с Янсон  отгадаем животных.( Запись звуков животных)

_Как шипит змея? Ш-ш-ш.

_ Как фыркает ежик? Ф-ф-ф

- Как воет волк? У-у-у.

- Как звенит комар? З-з-з

- Как жужжит жук? Ж-ж-ж

-Как долбит дятел? Д-д-д.

- Давайте вместе с Янсон поучимся соединять звуки, чтобы из них получились слова.

- Шшшууум, дддыыым, Получились слова.

- Слова состоят из звуков.  Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.

- У Янсон есть волшебная веточка. Она касается веточкой предмета и слово протяжно звучит.

                      « Вы молчите, я молчу,

                          И веточка молчит.

                         Предмета веточка коснется-

                          Сразу слово зазвучит.»

(Янсон касается веточкой предметов-волка, лисы, мака, жука,. Дети протягивают слова)

 - Вместо звука Янсон рисовала веточкой на песке квадратик ( Янсон выкладывает белый квадрат-звук на пол)

- Слово « жук» Янсон записала так( выкладывает 3 белых квадратика)

- И мы с вами будем обозначать звук квадратиком.( Дети выкладывают из квадратиков слова: мак, сок, дом, жук)

                            Динамическая пауза.

- Давайте немного отдохнем .( Ребенок проводит упражнения с речевым сопровождением)

                             Перед нами луг широкий,

                              А над нами лес высокий.

                             А над нами сосны, ели

                              Головами зашумели.

                               Грянул  гром ( хлопок)

                               Побежали быстро в дом.

                               

                          Пальчиковая гимнастика. « Здравствуй»

                   

                             « Здравствуй , солнце золотое!

                              Здравствуй  , небо голубое!

                               Здравствуй, вольный ветерок!

                                Здравствуй, маленький дубок!

                                Мы живем в одном краю –

                                 Всех я вас приветствую!»

Выделение начального гласного звука в слове.

- Мы сейчас поиграем в игру « Умная машина». Умная машина сигналит пешеходам первым звуком их названия. Волку  --В,  мышке –М.

- Как сигналит машина  ослику -, аисту --, индюку -- , утке -- ?

Выделение конечного согласного звука в слове.

 

- У Янсон есть друг Дракоша- Звукоедик. Его так зовут потому , что он любит проглатывать звуки в словах. Он прячет звуки в пещере , где живет.

Чтобы попасть в пещеру , нужно пройти по мостику –паутинке, стараясь не упасть  с него.

Потом нужно забраться в пещеру , достать  звук, обозначенный белым квадратом  и вернуть звук на место в звуковую схему слова ( бара. . индю. , пету. , ко. , жу. . ма. .)

Дети проходят по тканевой дорожке , которую держат двое взрослых на высоте 6 см от пола.

- Мы подошли к пещере дракона.Может быть Дракоша в пещере?  Давайте проверим.

Игра « Кричалки, шепталки, молчалки» . Показываю детям 3 картонные ладошки- красную, желтую, синюю.

- Внимательно следите за ладошками, которые я буду показывать. Если увидите красную ладошку—можно прыгать и кричать, желтую—можно только шептать, медленно передвигаться, если покажу синюю—нужно замереть на месте.

( показываю ладошки, дети выполняют правила)

- Вот мы свами пошумели , пошептали, помолчали. В пещере тихо, Дракоши там нет. По очереди заходим в пещеру, достаем  звуки-квадратики и возвращаем их на место в схемы слов. ( Дети выполняют задание)

Закрепление понятия « звук». Игра « Узнай слово»

 

- Из чего состоят слова? ( из звуков)

-- Янсон соединяет звуки в слова  и произносит их протяжно. Какие слова у нее получились? ( Янсон проговаривает : сссооок, нннооос)

- Произнося слова протяжно и внимательно прислушиваясь вы научитесь слышать все звуки в слове.

 - А сейчас нам пора возвращаться  домой. Попрощаемся с Янсон. Пройдите на наш волшебный ковер самолет .Мы прилетим в детский сад к обеду .Чем мы будем есть суп?(ложками) Чтобы не скучать в пути – выполним самомассаж ложками .

Дети вместе с логопедом выполняют упражнения самомассажа ложками.

 

Итог. – Вот мы и прилетели домой в детский сад. Вы хорошо поработали, все старались и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза , вытяните вперед правую руку.( каждому ребенку в руку кладется конфета).            

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...

«Звук И. Путешествие в страну звуков с Винни Пухом и Осликом Иа»

«Звук  И. Путешествие в страну звуковс Винни Пухом и Осликом Иа»...