занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_skazkam_na_attest.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад № 662 компенсирующего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Интегрированное детско - родительское занятие

(совместная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР)

« Путешествие в страну сказок»

(информационно-компьютерные, здоровьесберегающие технологии, ЭОР)

Супрун. И. А.,

                                                                                         Воспитатель

Кронштадт

26.03.2013 г.

Цель: привлечение родителей к участию в коррекционно- образовательном процессе по познавательно- речевому развитию детей  с задержкой психического развития и повышение их педагогической компетентности.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Закреплять  знания  детей и родителей о сказках.
  2. Уточнять, обогащать и закреплять  знания детей по лексическим  темам  «Дикие животные», «Герои сказок».
  3. Познакомить родителей с разнообразными играми, заданиями  и упражнениями, способствующими развитию познавательной сферы и здоровьесбережению.

Коррекционно – развивающие задачи:

  1. Активизировать  познавательные процессы  (внимание, восприятие, воображение, мышление, память).
  2. Совершенствовать  и расширять  речевые  возможности детей.
  3. Развивать общую и мелкую моторику  рук.
  4. Способствовать развитию  эмоциональной  сферы ребенка с ЗПР.

Оздоровительные задачи:

  1. Использовать здоровьесберегающие упражнения и приёмы (пальчиковая гимнастика, координация речи с движением, гимнастика для глаз), стимулирующие здоровый образ жизни;
  2. Воспитывать  желание использовать их в повседневной жизни.

Воспитательные:

  1. Доставить удовольствие от совместной деятельности детей и взрослых.
  2. Воспитывать  интерес к русским народным сказкам.
  3. Формировать  умение слушать друг друга.
  4. Вызвать  у родителей желание  собственного участия  в преодолении

нарушений в развитии у ребёнка.

Предварительная работа.

Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций по сказкам  в книжном уголке. Показ фланелеграфных и настольных театров к р.н. сказкам. Разучивание с детьми ролевых диалогов. Драматизация отрывков из сказок. Создание мультимедийной презентации.

Оборудование: ноутбук, плазменный экран, диск с записями песен о сказках, презентация к занятию,  конверты с разрезными картинками (на каждого ребенка),  карточки с текстом событий из сказок,  рабочие листы с точечным изображением героев сказок, цветные  карандаши, книжки - раскраски.

Ход.

  1. Вводная часть

Дети и родители входят в группу и встают полукругом (звучит песня « Приходите в гости к нам» 1 куплет. На экране картинка - слайд №1)

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами совершим путешествие в чудесную страну сказок. Успех путешествия зависит от нашего настроения, потому что волшебная страна сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнёмся друг другу! Ребята, улыбнитесь  своим родителям. А ваши любимые родители улыбнуться вам. Как стало светло от ваших улыбок.

Воспитатель.               А теперь пора тихонько

                                      Нам места свои занять,

                                      В мир волшебных приключений

                                           Путешествие  начать.

  1. Основная часть

   Беседа о сказках.

Воспитатель. Ребята, как называются сказки, которые сочиняет народ? (Народные)

А как называются сказки, у которых есть авторы? (Авторские). Назовите, пожалуйста, писателей, сочинителей сказок? Родители могут добавлять ответы детей. (А.С. Пушкин, Шарль Перро, П. П. Бажов, К.И. Чуковский и другие).        

        Ребята, какие слова можно сказать о сказке, какая она? (Дети и родители подбирают прилагательные: чудесная, забавная, поучительная, добрая, интересная, загадочная, мудрая, радостная, волшебная).

        Под звуки песни «Приходите в гости к нам» (Там гуляет черный котище учёный) в группу входит кот (воспитатель).        

        

Кот. Здравствуйте детишки! Здравствуйте взрослые!  Вы наверно узнали меня? (Да). Я -  кот учёный из Лукоморья, что ходит по цепи кругом. Я очень люблю русские народные сказки и  часто их рассказываю. А с вами я хочу поиграть в игру и узнать, хорошо ли вызнаете сказки. Игра называется «Исправь ошибку». Я буду говорить названия сказок, а вы должны меня исправить.

Игра « Исправь ошибку»

     Слайд №2

  • «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
  • «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
  • «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
  • «Крылатый, хвостатый, да масленый» – «Крылатый, мохнатый, да масленый».
  • «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».
  • «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

Кот. Какие вы молодцы. С заданием справились и ничего не перепутали.

Кот. А сейчас мы поговорим о некоторых из этих сказок. А о каких, вы должны будете угадать. Помогут вами в этом задании родители. ( Дети совместно с родителями разыгрывают эпизоды из сказок)

По окончанию  каждого диалога  сказки после ответов детей осуществляется проверка ответов на экране с помощью слайдов  №3 -7

Инсценировка эпизодов сказок.

Слайд № 3.Теремок

Ребёнок: « Теремок – теремок! Кто в тереме живёт?»

Родитель: «Я, мышка – норушка! А ты кто?»

Ребёнок: « А я лягушка – квакушка».

Родитель: «Иди ко мне жить»

Слайд № 4 Лиса и волк

Ребёнок: « Что кушаешь, сестричка?»

« Рыбку»- отвечает родитель.

Ребёнок: « Может поделишься со мной?»

Родитель: « Ишь, хитрый какой! Налови сам, да и ешь, сколько хочешь»

Ребёнок: « Да мне лапами неудобно ловить!»

Родитель: « А ты не будь прост, попробуй поймать на хвост. Отпусти его в прорубь. Сиди да приговаривай: ловись рыбка мала и велика»

Слайд № 5 Заюшкина избушка

Родитель: « Заинька – серенький. Была у меня избушка ледяная. Пришла весна, избушка растаяла, пусти на крылечко погреться».

Ребёнок: « Проходи лисонька».

Родитель: « Заинька – серенький. Была у меня избушка ледяная. Пришла весна, избушка растаяла, пусти в сенечки  погреться».

Ребёнок: « Ну, заходи лисонька».

Родитель: « Заинька – серенький. Была у меня избушка ледяная. Пришла весна, избушка растаяла, пусти на печку погреться».

Ребёнок: «Ладно, уж, лисонька, залезай ».

Родитель: « А теперь заинька уходи по добру, по - здорову. А то я тебя съем»

Слайд № 6 Маша и медведь

Ребёнок: « Ой, кажется,  я заблудилась. Что же мне теперь делать? Вот избушка стоит.  Посмотрю – ка  кто в ней живёт»

Родитель (появляется): « Ага, будешь теперь у меня жить, печку топить, кашу варить, меня кашей кормить».

Слайд № 7  Крылатый, мохнатый да масленый

Ребёнок (бежит и поёт):  Прыг – скок,

Прыг – скок,

Я – масляный бок,

На сметане мешан,

На маслице жарен!

 Прыг – скос,

Прыг – скок,

Я – масленый бок!

Родитель: « Ты куда блинок, бежишь – спешишь?»

Ребёнок: « На охоту»

Родитель: « А  какую ты блинок песенку поёшь?

Ребёнок  повторяет песню.

«Хорошо поёшь. Так, говоришь, на сметане мешан?» - спрашивает родитель.

Ребёнок: « На сметане да с сахаром»

Кот. Вот и  сказки отгадали и героев всех назвали.

              Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

Игра «Собери разрезную картинку»

 Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

           

Кот. Молодцы ребята. И с этим заданием справились.

Мы картинки собирали наши глазоньки устали.  Не пора ли отдохнуть? Давайте  все вместе,  выполним гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.      

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель: Настало время проверить, знаете ли вы содержание сказок. Вам надо будет восстановить правильный порядок событий в предложенной сказке. Родители вам будут активно помогать. ( Раздаются карточки с текстом событий сказок)

Игра « Восстанови последовательность событий»

Слайды  №8-12

«Лиса и заяц».

  • Зайчик встретился с медведем.
  • Петушок выгнал лису.
  • У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.
  • Зайчик встретился с собакой.
  • Лиса выгнала зайца.

«Теремок»

  • Пришёл медведь.
  • Пришла лиса.
  • Пришёл волк.
  • Прискакала лягушка.
  • Мышка увидела в теремок.

«Лиса и волк»

  • Волк опустил хвост в прорубь.
  • Сидит лиса на дороге, да рыбку кушает.
  • Сидит лиса да приговаривает: "Битый небитого везёт".
  • Залезла лиса в избу и  опрокинула кадку с тестом.
  • Дед наловил рыбу.

« Крылатый, мохнатый, да масленый»

  • Пошёл блин в лес на охоту.
  • На лесной опушке в тепленькой избушке жили были воробей крылатый, мышонок лохматый, да блин масленый.
  • Воробей дрова навозил и давай на мелкие щепки ломать.
  • Сидит мышонок на лавке плачет, шубка повылезла, хвостик дрожит.
  • Снова принялся каждый за своё дело.

«Маша и медведь»

  • Увидели бабушка и дедушка Машу и обрадовались.
  • Влезла Маша в короб.
  • Пришёл медведь и увидел Машу.
  • Вошла Маша в избушку.
  • Пошла Маша в лес и заблудилась.

Воспитатель: Дети с родителями засиделись. А давайте мы подвигаемся вместе с героями сказки «Теремок» и с нашим учёным котом.

Физминутка «Теремок»

 

В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок
(присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили
(поклон)
Там и мышка
(руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк
(показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый
(изобразить мишку)
Раздавил он теремок

Своей огромной лапой (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались
(бег на месте)
А потом собрались снова (садятся на места).

Воспитатель .Сейчас присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Вас ждёт интересное задание.  Ребята вам надо будет соединить точки и узнать по контуру героя, который у вас получился.  А ещё необходимо  вспомнить, в каких сказках он встречается.

(Кот раздаёт листы с заданиями и походу выполнения заданий даёт советы)

Игра «Нарисуй по точкам героя»

     

Воспитатель. Вы старались, рисовали. Ваши пальчики устали. И пора им             отдохнуть. ( Кот выполняет вместе с детьми и родителями)
         

Пальчиковая гимнастика

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

И про Машу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Герои наших сказок потерялись. Давайте поможем им найти свою сказку. Внимательно посмотрите на экран и скажите кто лишний в этой сказке?

Игра «Найди лишнего героя»

Слайды № 13-23.

Дети смотрят на экран, называют лишнего героя, затем на слайде появляется правильный ответ.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Сегодня мы узнали, что вы любите сказки, помните сказочных персонажей. Мы с вами будем продолжать знакомиться с новыми сказками, чтобы узнать много интересного. А сейчас наш кот учёный подготовил для ребят сюрприз.

(Кот дарит детям книжки – раскраски с русскими народными сказками. Дети благодарят кота.  Он прощается и уходит.)

Воспитатель. Ну, а нам пора прощаться и со сказками расставаться.

Звучит песня «Приходите в гости к нам» (3 куплет). Дети с родителями выходят из группы.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимующие птицы"

Это занятие может заинтересовать логопедов, дефектологов, воспитателей, как логопедических, так и массовых групп.Дорогие коллеги!  Буду рада, если этот материал вам пригодится и благодарна за ваш...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему"Перелётные птицы"

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, который может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям логопе...

Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе в ходе исследовательского проекта: «ВОДА» Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАКОВ И ОСАДКИ»

Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе в ходе исследовательского проекта: «ВОДА»Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАКОВ И ОСАДКИ» Программные задачи:...

Занятие по Развитию Речи и Ознакомлению с окружающим миром "Кормушка"

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Тема: «Зимующие птицы» рассматривание ССК на тему «Кормушка»Работа по книге Ильяковой «Как помочь птицам зимой»...

занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Тема : "Овощи"

Занятие развивает речь детей, расширяет знания детей об овощах....