«Развитие связной речи: обучение рассказыванию»
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

 

Цель консультации:

Дать методические рекомендации к проведению занятий, направленных на развитие связной речи у обучающихся старшего и подготовительного возраста.

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, можно выделить умения и навыки связной речи, так как от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие обучающегося и приобретение им учебных знаний, умений в системе школьного обучения. Речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп

«Развитие связной речи: обучение рассказыванию»

Цель консультации:

Дать методические рекомендации к проведению занятий, направленных на развитие связной речи у обучающихся старшего и подготовительного возраста.

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, можно выделить умения и навыки связной речи, так как от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие обучающегося и приобретение им учебных знаний, умений в системе школьного обучения. Речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

При развитии связной речи развивается и активизируется слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление.

Связная речь имеет несколько функций:

- познавательная;

- коммуникативная;

- регулирующая;

- фиксирующая.

Формы связной речи:

1) Монолог: - самостоятельное высказывание;

- произвольность;

- развёрнутость;

- соблюдение логической последовательности.

2) Диалог: - желание 2-х говорящих людей;

- умение слушать и восторгаться;

- артистичность;

- эмоциональность.

В соответствии с ФГОС и с образовательной программой дошкольного образования система работы по развитию речи у обучающихся в старшей группе должна быть ориентирована на диалогическую форму речи.

Следует уделять внимание целевым ориентирам:

- обучению рассказыванию (пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием);

- на творческое рассказывание материала для развития воображения и наглядно-образного мышления;

- на сочинение небольших сказок без опоры на литературные тексты по заданной теме;

- на умение составлять рассказы на заданные темы из личного опыта;

- на составление концовок к хорошо известным народным сказкам.

В ходе работы с обучающимися 7-го года жизни решаются следующие целевые ориентиры по развитию речи:

- развитие умения интересно, связно, последовательно описывать случаи из своей жизни;

- обучение соблюдать логику развития сюжета;

- совершенствование умения понимать и передавать в речи связи между явлениями, делать выводы;

- обучение давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;

- обучение говорить не торопясь, громко и чётко, развивать интонационную выразительность речи.

Цель развития речи: научить логически последовательно и грамматически правильно излагать мысли, точно и образно передающие содержание.

Требования к результатам освоения программы:

Обучающиеся должны:

-уметь: самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;

- пользоваться прямой речью, обращениями;

- пользоваться предлогами и союзами в предложениях;

-знать: различие женского, мужского и среднего родов у существительных, глаголов, прилагательных;

- владеть: интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

У обучающихся с ОНР можно выявить уровни недоразвития речи:

I уровень недоразвития связной речи: обучающийся не может правильно разложить 3 картинки последовательно, не развита планирующая функция речи, не видит логическую последовательность событий.

II уровень недоразвития связной речи: картинки раскладывает правильно, но не может рассказать последовательно, предложение неполное или нераспространённое, наблюдаются аграмматизмы.

III уровень недоразвития связной речи: раскладывание картинок в правильной последовательности, но рассказ неразвёрнутый, логически незаконченный.

IV уровень развития связной речи: относительная сформированность связной речи.

Работу над умением составлять рассказы следует вести:

- описание;

- повествование;

- рассуждение.

Ведётся работа над составлением рассказов по одной картине, по сериям картин, по схеме.

Работа над построением фразы (предложения) :

В. К. Воробьёва выделяет 16 классов последовательности в работе над структурой предложения, Л. Н. Ефименкова выделяет 8 классов структуры построения предложения.

I. Простое предложение: при этом ребёнку задаются наводящие вопросы:

1) ___ =. (Птица поёт.)

2) ___ = _ _ _. (Девочка рисует цветок.)

3) */*/*/* ___ = _ _ _. (Маленькая девочка рисует цветок.)

4) ___ = */ */*/* _ _ _. (Девочка рисует красный цветок.)

5) */*/*/* ___ = */*/*/* _ _ _. (Маленькая девочка рисует красный цветок.)

6) ___ = _. _. _. (Дети гуляли в лесу.)

7) ___ = */*/*/* _. _. _. (Дети гуляли в сосновом лесу.)

8) */*/*/* ___ = */*/*/* _. _. _. (Маленькие дети гуляли в сосновом лесу.)

Каждая фраза предполагает грамматику:

1) Изменение по родам, числам, согласование существительных и глаголов.

(Девочки пели. Девочки и мальчики поют.)

2) Падежная работа без предлогов (В., Т. и Р. Падежи). (Видели слона. Пишет ручкой. Слон – слона, карандаш – карандаша) .

3) Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.

4) и 5) см. пункты в «работе над простым предложением» - отработка умений в закреплении падежных форм, согласования слов.

6) знакомство с предлогами, составление предложений с предлогами. Отличие предлогов от слов.

7) и 8) - закрепление материала.

II. Работа над сложносочинённым и сложноподчинённым предложением:

Кроме выше сказанного следует учитывать, что:

- в каждом классе ведётся работа над однородностью членов;

- надо усвоить структуру фразы: ___ и =.

- во фразе должна быть интонация (обучение структуре и интонации зависит от вопроса логопеда);

- надо следить за фонетико-фонематической стороной речи (слух, восприятие, представление);

- надо обучать строить схемы к предложениям, для развития грамотной речи.

Монологическая речь, одним из видов которой является пересказ, более сложна, чем диалогическая:

- развёрнутость;

- требует лучшей памяти;

- требует внимания к содержанию и форме речи.

Для того, чтобы она понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространённые предложения, более точный словарь.

Пересказ - это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Цель пересказа: обучение созданию внутреннего речевого плана высказывания.

Обучающийся излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора (словарь, синтаксические конструкции, композиция, интонационная вывразительность). Следует помнить, что пересказ – это не передача текста наизусть, в нём должны присутствовать элементы творчества. Нужно осмыслить текст, предложить его свободно, но с сохранением основной лексики автора.

Виды пересказов:

1) подробный;

2) близкий к тексту;

3) с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица) ;

4) по аналогии (с заменой героя, места и времени действия) ;

5) пересказ фрагментов;

6) инсценированный пересказ.

Цели занятий по развитию связной речи при пересказах:

1) обучение пересказыванию текстов, с соблюдением последовательности событий, с созданием внутреннего плана высказывания и речевого смысла;

2) развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, логического мышления, познавательных интересов;

3) развитие монологической речи;

4) развитие техники чтения (при наличии карточек для чтения рассказов).

Ход занятия:

1) чтение + показ картинок;

2) составление предложений по каждой картинке;

3) пересказ по цепочке всего текста;

4) пересказ 1-го обучающегося с опорой на картинный план;

5) пересказ 1-го обучающегося с опорой на картинки «через одну» (перевернуть картинки через одну) ;

6) пересказ 1-го обучающегося без опоры на картинки;

7) разложи картинки по порядку;

8) пересказ после разложения картинок в нужной последовательности;

9) прочитай рассказ по карточке и разложи картинки по порядку.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Конспекты занятий по развитию связной речи путем рассказывания по серии сюжетных картин у старших дошкольников

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи.Своевре...

Конспект занятия по развитию связной речи (обучение пересказу по сказке Сутеева В.Г. "Под грибом"

Обучение пересказу в старшей группе для детей с ТНР в игровой форме....

Конспект НОД по развитию связной речи. Творческое рассказывание в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Сказка для домовёнка Кузи».

Тема: «Сказка для домовёнка Кузи».Цель: создать условия для творческой речевой активности детей с помощью сказочного материала.Задачи:*учить придумывать сказку; последовательно, эмоциональ...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Презентация «Организация и методы обучения дошкольников развитию связной речи – обучение рассказыванию»

Семинар - практикум "Формирование связной речи у детей дошкольного возраста"...