Конспект проведения НОД по развитию монологической речи. Обучение рассказыванию в группе старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Беляева Ольга Владимировна

Материал предназначен для проведения занятий по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monologicheskaya_rech.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по развитию монологической речи обучение рассказыванию в группе старшего дошкольного возраста.

Тема: «Весна»

Цель: Формирование умения у детей целенаправленному рассматриванию картины - целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов. Формирование умения составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. 

Образовательная: Расширять и обогащать знания детей об особенностях весенней природы; Формировать умение рассказывать о содержании сюжетной картины; стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

Развивающая: продолжать развивать речь как средство общения; активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Весна»; обогащать речь прилагательными; совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательная: Воспитывать культуру речевого общения в условиях коллективного взаимодействия.

Оборудование: магнитная доска, схема-мнемотаблица «Весна»картина «Зимние развлечения», мяч.      Предварительная работа: чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме; наблюдение за погодой на прогулке;

Словарная работа:

Активизация: солнечная, пасмурная, теплая, ручейки.

Обогащение: слякоть, прохладная, проталины.

Этапы проведения и время

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические указания и приемы

1Организационно-

Мотивационный этап

Этап постановки проблемы

Предлагаю детям встать в круг. Давайте за руки возьмемся, друг другу вместе улыбнемся.

Игра «Скажи со словом "весенний»

Я буду бросать каждому мяч и задавать вопрос, вы должны ответить . Например, я бросаю Любе мяч и спрашиваю Какое сейчас время года? Все должны ответить полными предложениями – сейчас на улице весеннее время года и так по кругу, все внимательно слушаем и отвечаем на мои вопросы правильно. После этого я обращаюсь к детям: Какая погода сегодня на улице?

Какое сегодня небо?

Что делает  солнце?

Что можно делать на прогулке весной?

Какие бегут по асфальту ручьи?

Да ребята, весной погода теплая, солнечная, пасмурная, прохладная, слякоть.

Давайте хором проговорим эти слова.

Ребята, сегодня нам пришла телеграмма от детей, которые живут в Антарктиде, они не знают, что такое «Весна» Я хочу отправить им письмо, а вы должны мне в этом помочь. Сегодня мы с вами поговорим о весне, вы будете составлять рассказ по картине, а я записывать на листочек, потом мы отправим ваши рассказы детям, живущим в Антарктиде.

Все дети и воспитатель встают в круг, приветствуют друг друга.

- Сегодня на улице теплая весенняя погода

- Весеннее небо

- Весеннее солнце греет

- пускать караблики

- По асфальту бегут весенние ручейки

Приветствие

Словесная игра

Актуализация знаний

Хоровое и индивидуальное проговаривание

Сюрпризный момент

Проблемная ситуация

Основная часть

2. Этап ознакомления с материалом

Дети, садимся на стульчики. (Перед детьми мольберт, картина «Ранняя весна»). Сейчас, внимательно посмотрите на картину и скажите какое время года запечатлено? Почему вы так думаете?

-Что делают дети?

-Посмотрите на девочку в красном пальто, что вы можете сказать о ней? 

- Почему растаял снег?

Правильно, появились проталины, побежали ручейки.

-Что делают мальчики? 

-Расскажите про девочку, которая сидит на скамейке.

Дети садятся на стульчики. Внимательно слушают воспитателя, рассматривают картину.

- На картине весна, потому что снег который лежал на земле тает.

- Гуляют возле детского сада

Девочка сорвала цветочки на проталинах, там где растаял снег

Солнышко ярко светит и греет, поэтому снег тает.

- Мальчик в полосатой шапочке пускает кораблик в ручейке, а второй смотрит на кораблик

Установка на рассматривание

Вопросы

Добиваться от детей полных ответов

Рассматривание

Картины

Последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов

Этап практического решения проблемы

А сейчас придумайте рассказ по картинке "Ранняя весна"

По плану:

Какое время года наступило?

Что делают девочки?

Что делают мальчики?

 Им весело вместе?

Первый рассказ, который я запишу, нам расскажет Арина.

Умница, спасибо, Ксения хочет добавить рассказ Арины?

При затруднении рассказывания детьми,  даю образец рассказа

Рассказ по картинке "Ранняя весна"

Наступила ранняя весна. Солнышко ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились проталины, побежали ручейки.

Дети оделись и вышли на прогулку. Девочка Таня сорвала цветок, она принесет его в группу и поставит в воду, а девочка Маша взяла с собой на прогулку Петрушку и рассказывает ему о весне, она хочет сделать куличики из последнего снега.

Мальчики Ваня и Дима смастерили кораблик из бумаги и пускают его в ручейке. Детям интересно и весело на прогулке. (Если дети рассказывают хорошо, воспитатель не предоставляет образец рассказа.)

Физкультурная пауза:

 «Весна пришла»

Солнце, солнце высоко

(На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло

(Легкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей,

(Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните,

(Ходьба по кругу).

А сейчас пришло время немного поиграть! Игра « Угадай действие»

Сначала Я буду движениями изображать какое- ни будь весеннее развлечение, или действие на пргулке а вы ребята должны сказать какое. Потом изобразит кто то из вас, кого я выберу. Понятно? Начинаем играть.

Изображаю что пускаю караблики

Изображаю, что нюхаю весенние цветы

Греюсь на солнышке

Дышу весенним воздухом

Играю в мяч и т.д.

Арина :

Наступила весна. Таял снег, побежали ручьи. Однажды теплым весенним днем , дети пошли гулять . Мальчики пускали кораблики, Люба сидела на маленькой скамейке рядом, и наслаждалась весенним теплом, после долгой зимы.

Ксения дополняет рассказ. - У детей на картине радостное, веселое настроение, потому что они улыбаются

Дети повторяют движения которые выполняет воспитатель.

Играют в игру

Индивидуальная

работа

Рассказ детей по картине

Вопросы

Наводящие

Уточняющие

Игра малой подвижности

Объяснение правил

Физминутка

Малоподвижная игра.

Объяснение действий

Показ

3. Заключительная часть

Ну что ребята, получилось у нас составить рассказы, чтобы написать письмо детям в Арктику? Вы помогли мне?

Что было трудным для вас? Что нам помогло в составлении рассказа?

Я записала ваши рассказы, вложу их в конверт и отнесу на почту. Спасибо вам ребята, вы все молодцы! Очень хорошо составляли описательные рассказы по картине, отвечали полными ответами.

- Да получилось!

- Нам помогла картина, на которой изображена весна в составлении рассказа

- Было немного трудно отвечать полными предложениями.

Вопросы

Беседа

Похвала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста.

Цели:  Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Приключение Белоснежки»

Цели:  Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...

Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»

Цель  проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Гг».

Цель занятия: Знакомство с новой буквой Гг. Звуком [Г].Программное содержание.Коррекционно – образовательные задачи: Совершенствование навыка звукового, слогового анализа. Совершенствовани...

Конспект занятия по развитию речи с детьми логопедической группы (старший дошкольный возраст).

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста . Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные при...

Конспект занятия по познавательному развитию "Любимые мультфильмы" в компенсирующей (логопедической) группе старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по познавательному развитию "Любимые мультфильмы" в компенсирующей (логопедической) группе старшего дошкольного возраста...