Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи, тема: «Путешествие в сказочную страну» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Снеткова Елена Геннадьевна

Занятие с применением технологии наглядного моделирования, для детей подготовительной группы,  проводится в виде увлекательного путешествия по сказкам, где дети на протжении всего занятия выполняют задания, а в конце сочиняют сказку "Кот, Петух и Лиса" на новый лад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна   «Детский сад комбинированного вида «Теремок».

Автор: Снеткова Елена Геннадьевна, воспитатель первая квалификационная категория

                                               

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи

Тема: «Путешествие в сказочную страну»

Интеграция  образовательных областей:

  • «Речевое развитие»,
  • «Социально – коммуникативное развитие»,
  • «Художественно – эстетическое развитие».

Методическая цель: Продолжать способствовать овладению детьми творческой продуктивной речевой деятельностью.

Задачи:                 

  1. Обучающая:
  • Учить находить правильное  решение  в различных проблемных ситуациях;
  • Закрепить умение  детей сочинять и «записывать» сказку, используя картинки         схемы, последовательно и связно рассказывать придуманную сказку;
  • Формировать умения  детей, анализируя поведение и состояние литературного героя, понимать и использовать в речи слова, обозначающие личностные характеристики героев.
  • Способствовать освоению детьми языковых средств выразительности.
  • Закрепить умения  детей придумывать свои сказки путем изменения сюжета известных сказок, характера знакомых сказочных героев и введения новых персонажей.
  • Развивающая:
  • Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость,  умение детей работать с условными заместителями персонажей сказок, подбирать их по величине, цвету, характеру персонажа;
  • Развивать социальные чувства, а так же навыки возрастного  общения;        
  • Развитие любознательности и творческой активности.

Связная речь: 

  • Закрепить умение использовать в речи образные  выражения, свойственные, для сказок.
  • Грамматика: - упражнять детей в построении предложений;
  • Звуковая культура речи: учить передавать интонацией характерные особенности героев сказки.         

  1. Воспитательная:

Воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость,  культуру речевого общения,       умение слушать, внимание, выдержку.

Словарная работа: Ковёр-самолёт, «Жили-были», «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…», «Тут и сказочки  конец, а кто слушал, молодец!», Петя-Петушок, Лиса-рыжая плутовка и т.д.

Материал к занятию:

  • Презентация к занятию;
  • Книга сказок;
  • Иллюстрации из сказок «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, Петух и Лиса»; карточки-схемы;
  • Цветок с загадками;
  • Знак-схема направления;
  • Волшебная палочка;
  • Музыкальное сопровождение: «В гостях у сказки», музыкальная игра «Ёлочки-пенёчки»;
  • Листочки бумаги в виде полосок, фломастеры;
  • Картинки с изображением сказочников.

Предварительная работа: 

  • Чтение и рассказывание русских народных сказок;
  • д/ игры: «Что сначала, что потом», «Угадай, что за сказка»,                          « Разложи по схеме» и т.д.;
  • Игры-сочинялки по сказкам, « Сказку вместе сочиняем», игра «Сказку «запиши» и расскажи», « Винегрет из сказок».
  • Игры в настольные, кукольные театры к русским народным сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка";
  • Разучивание слов к инсценировке сказки «Кот, Петух и Лиса»;
  • Изготовление книжек-малышек по сказкам;
  • Рисование на тему: «Мои любимые сказки».

                                        Ход занятия:

I часть

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки! А теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы, я очень рада, что в это осеннее утро у всех хорошее, весёлое настроение.

(Стук в дверь)

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто это может быть?

(Открыв дверь, дети обнаруживают осенний листок, висящий на ниточке в проёме двери).

Воспитатель: Дети, что это может означать?

(Предположительные ответы детей, рассмотрев осенний листок, приходят к выводу, что это письмо)

Воспитатель: Нам пришло необычное письмо, давайте  его прочтём:

«Здравствуйте, дети! Злой волшебник заколдовал и спрятал книгу сказок, сказки все перепутались и сказочные герои не могут попасть в свою сказку. Помогите, нам, ребята! «Лесные жители».

Воспитатель: Что же нам делать?

(Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Я тоже так думаю, нам надо помочь жителям сказочного леса вернуть книгу  сказок.

-Но для этого нам надо отправиться в путешествие в сказочный лес, которого нет ни на одной карте мира.

Воспитатель: Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы, преодолеть все препятствия? Тогда в путь! У меня убедительная просьба: не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй».

Воспитатель: Так, как у нас необычное, сказочное путешествие, на каком транспорте можно отправиться в сказочный лес?

(Предполагаемые ответы детей: на сказочном, волшебном транспорте)

 Воспитатель: А какой сказочный транспорт вы знаете, на котором можно отправиться в сказочный лес?

(Предполагаемые ответы детей: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, ступа Бабы Яги, летучий корабль).

Воспитатель: Что бы быстрее оказаться в сказочном лесу, давайте отправимся в путешествие на ковре – самолёте.

Все скорее становитесь

Дружно за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Путешествие  будем начинать.

Воспитатель: Пока мы летим на ковре - самолёте, давайте поиграем в игру.  Пальчиковая гимнастика: «Любимые сказки».

(Дети поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Звучит музыка: « В гостях у сказки».

Воспитатель: Дети, вот мы и в сказочном лесу. В нем все необычное и волшебное.

- Смотрите, указатель направления дороги: налево пойдешь – пропадешь; направо пойдешь – в яму упадешь; прямо пойдешь – книгу сказок найдешь.

- Куда нам ребята нужно идти? (прямо)

«Стоп! Шагать теперь постой!  Поляна цветов перед тобой! В одном цветке на каждом лепестке загадки. Когда испытания пройдёшь, то книгу сказок ты найдёшь.

Задание №1.        

Воспитатель: Перед нами необычные телеграммы, надо угадать, кто их написал?

1) “Спасите, нас съел серый волк” - (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

2) “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” – (Курочка-Ряба )

3) “Все закончилось благополучно, только

мой хвост остался в проруби» - (волк из сказки «Лиса и волк»)

4) “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” -  (герои сказки «Теремок»)

5) “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” -  (Машенька из сказки «Маша и медведь»)

6) “Помогите, мой брат превратился в козленочка” -  ( сестрица Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

7). «Ах, я доверчивая простота, сплоховал немножко, не послушался кота, выглянул в окошко» - (Петушок из сказки «Кот, Петух и Лиса»)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! А вот и книга сказок! Хотите ее открыть? Тогда  поудобней располагайтесь на полянке, чтобы рассмотреть книгу сказок.  (Открываем книгу, в которой нет страниц)

Воспитатель: Все страницы сказок исчезли, надо сказки расколдовать и вернуть в книгу сказок.

II часть

Задание № 3 «Заколдованные сказки»

Воспитатель: Посмотрите, дети, перед вами заколдованные сказки, их надо расколдовать, к каждой схеме надо подобрать сказку, если вы не ошибётесь и сделаете всё правильно, герои наших сказок попадут в книгу сказок.

(слайд № 1 сказка «Репка», изображённая с помощью геометрических фигур, одного цвета, но разные по высоте)

Воспитатель: Почему вы решили, что это сказка «Репка»?

(Предполагаемые ответы детей)

(слайд № 2 иллюстрация сказки «Репка»)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно определили сказку!

Как поменялся бы сюжет сказки, если бы в сказку попал серый волк? Щука?

- А если бы мышка первой была возле репки?

(Предполагаемые ответы детей).

(слайд № 3 сказка «Теремок», изображённая с помощью цветных кружков)

Воспитатель: Почему вы решили, что это сказка «Теремок»?

(Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Как изменился сюжет сказки, если бы медведь нашёл первым в теремок?

(Предполагаемые ответы детей)

(слайд № 4 иллюстрация сказки «Теремок»)

Воспитатель: Сказочные герои сказки «Теремок» благодарят вас за то, что вы расколдовали их.

 (Предполагаемые ответы детей)

(Слайд № 5 сказка «Волк и семеро козлят», изображённая с помощью овала и треугольников)

Воспитатель: Как вы догадались, что эта сказка «Волк и семеро козлят»? (Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Вот сколько вы знаете сказок, давайте распределим странички сказок в нашу книгу.

(Дети размещают иллюстрации сказок в книгу)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается, все в кружочек становитесь, крепко за руки держитесь!

 Физминутка:  музыкально-хороводная игра «Ёлочки-пенёчки»

Воспитатель:  Посмотрите, здесь на лесной полянке, ещё одна заколдованная  сказка. Давайте посмотрим отрывок из этой сказки и угадаем, что же это за сказка?

Инсценировка отрывка сказки «Кот, Петух и Лиса»

Лиса: Здравствуй Петя, Петушок

Золотой гребешок.

Петух: Расскажи-ка Лисонька

Где была?

Расскажи-ка милая

Как дела?

Лиса: За тобою бегала Петя, Петушок

Пролила немало я горьких слез.

Петух: Ты меня любезная извини

И свою любовь ко мне сохрани

Лиса: Как же не любить тебя милый Петя

Сколько зим потрачено, сколько лет.

Наконец сбываются все мечты

Лучший мой обедик - это ты!

Ведущий: Тут петух не утерпел и слетел

К плутовке рыжей

Подошел он к ней поближе

А лиса не будь плоха

Хвать глупого петуха

Петушок кричит и бьется

А лиса над ним смеется.

(Появляется кот).

Кот: Что за шум, здесь происходит

Кто кричит?

Кого здесь ловят?

Эй, лиса

Ты петуха отпусти.

Лиса: Вот ваш Петя берите.        

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это за сказка?

(Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель:  Сколько всего героев в этой сказке? Давайте изобразим героев этой сказки с помощью схем-фигурок.

(Дети по очереди выходят и рисуют на доске фигурки - схемы героев).

Воспитатель: Назовите характерные особенности внешнего вида героев

(Предполагаемые ответы детей: у Петушка есть гребешок, клюв и хвост из перьев, у Кота усы и длинный хвост, у Лисицы пушистый хвост и острый нос)

Воспитатель: Вы изобразили внешний облик героев, а сейчас я предлагаю одной линией изобразить характер героев этой сказки.

Игра « Изобрази характер одной линией».

Воспитатель: Какой по характеру Петушок в сказке?

- А у Кота, какой характер?

- А лиса, какая по характеру?

Воспитатель: Молодцы, ещё одну сказку   расколдовали, давайте поместим её в книгу сказок. Сказки мы расколдовали, сказочные герои и лесные жители благодарят вас!

 Ш часть

- Дети, посмотрите, я нашла волшебную палочку,  я предлагаю вам превратиться с помощью волшебной палочки в сказочников и мы тоже с вами сможем сочинить сказки. Наши сказки будут жить в этой книге сказок. Попробуем?

- Давайте сочиним  сказку «Кот, Петух и Лиса на новый лад».

Вспомните, как начинаются сказки?

(Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве и т. д)

Подумайте, как изменился бы сюжет сказки, если бы Лиса перестала хитрить, обманывать  и стала положительным героем сказки?

(Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Представьте, что у Петушка наступил день рождения, кого бы он пригласил на свой день рождения?

Какие подарки гости подарили Петушку?

 Можно  использовать героев из других сказок, волшебство в своих сочинениях.

- Чем закончится ваша сказка? Как вы её назовёте?  Используйте  сказочные концовки,  например: « Тут и сказочки  конец, а кто слушал, молодец!

(Дети располагаются на полянке  и начинают сочинять и «записывать» сказки, звучит тихая музыка)

Воспитатель: Сказки придумали, теперь давайте послушаем, какие они интересные у вас получились.

(2-3 ребёнка рассказывают свои сказки)

  Молодцы, ребята! Жители этого леса обрадуются книге сказок и нашим сказкам  (листы со схемами  сказок кладутся в книгу сказок). Мы с вами сможем подарить сказочным жителям еще много сказок, которые сочиним позже. А сейчас нам пора. Пойдемте ребята, положим книгу около дерева. Давайте попрощаемся со сказочным лесом и его жителями. Мы возвращаемы в детский сад. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

«Сказочный лес двери закрывай

В детский сад нас отпускай!» 

Воспитатель: Вот мы и в группе. Вам понравилось наше путешествие?

  Что помогло вам в нашем путешествии? 

(Предполагаемые ответы  детей: Дружба! Мы все делали дружно и вместе.)

Что было для вас самое интересное?  

 Что вам больше всего запомнилось?

(Предполагаемые ответы детей)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием социоигровых технологий в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи  с использованием социоигровых технологий в подготовительной  к школе группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»...

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе на тему: «Путешествие в Королевство Здоровья».

«Путешествие в Королевство Здоровья».Цель: Совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику.Задачи:1.Учить детей заботиться о своем здоровье.2.Расширение активного словаря. Развитие внимания,...

Непосредственная образовательная деятельность по трехмерному конструированию. Тема: « Путешествие в сказочную страну». Старшая группа.

Цель: формирование у детей умения конструировать в трехмерном        измерении.Задачи:Образовательные:- продолжать учить детей анализировать готовую графическую моде...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» подготовительная группа

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, знакомить со свойствами ветра.Задачи:Расширять знания о воздухе (невидимке, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий) и с е...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

Занятие по развитию речи и окружающему миру "Все профессии нужны, все профессии важны"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Поможем Бабушке Федоре». Вторая мл. группа

Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда».Совершенствовать грамматический строй речи....

МАОУ СОШ № 29 Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Путешествие в зоопарк».

МАОУ  СОШ №  29                Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи...