Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Валентина Алексеевна Пастушкова

Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: 
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  по развитию речи  в старшей группе

«Письмо для зайца»

Цель. Систематизировать представления детей о характерных признаках осени, о явлениях природы

Задачи .Активизировать словарный запас детей;  развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;  развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учить  выделять отличительные признаки путем сравнения, умение  подбирать признаки к предмету; находить оригинальные решения. Развивать ассоциативное мышление   воспитывать  интерес, любовь к родному языку, художественной литературе.

Оборудование.

  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами
  • Сюрприз от осени.
  • Игрушка (заяц)
  • Письмо
  • Иллюстрации с изображением осени
  • Диск с «Осенней мелодией»

Структура занятия

  1. Организационный момент – стихотворение «Осень»
  2. Сюрпризный момент - письмо от зайцев.
  3. Игра "Погода осенью"
  4. Дидактическое упражнение - Какая осень бывает? (соотношение с картинкой)
  5. Дидактическое упражнение - "Назови осенние месяцы. Природа осенью"
  6. Основная часть - внесение шкатулки "копилка народных мудростей" (название предмет и пословиц осени)
  7. Рассказывание стихотворения «Опенок» руками.
  8. Вопросы и ответы.
  9. Физ.минутка "Листочки"
  10. Дидактическая игра "Назови правильно".
  11. Д/упражнение "Осенние слова".
  12. Дидактическая игра "Вершки и корешки"
  13. Сюрпризный момент "Необычный ларчик"
  14. Игра "Лесное эхо".
  15. Анализ. Что больше всего понравилось и запомнилось.
  16. Сюрпризный момент, посылка от осени.

Словарная работа

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, просинь.

Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: 
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
Воспитатель - Удивляется, что это? Читает
:

 Детский сад №11 "Теремок" детям старшей группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом.  О чем же нас просят зайцы? (читает все письмо)
 Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город, подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный.

- Что будет, если зайцы опоздают поменять шубку?

- А если поменяют шубку раньше времени?

 Дети, зайцам повезло,  мы же решили совершить путешествие  в осень,  и  мне кажется,  вы сможете помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? ? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Воспитатель: Когда вы смотрите прогноз погоды по телевизору, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Скажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель. Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери картинку», чтобы вспомнить  что происходит с природой в разные периоды осени. Начало осени: погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи)

Поздняя осень: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

                        Осень подойдет неслышно,
                       Тихо встанет у ворот.
                       В огороде листик вишни,
                       На дорогу упадет.
                        Это первая примета,
                       Что от нас уходит лето.
                       А вторая куст малины,
                      В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река.
Третья верная примета
Осень бродит близко где-то: 
Ранним утром на поляны, 
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь,
Значит, наступила осень.

Воспитатель. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Много желудя на дубе - к лютой зиме.
  4. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  5. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  6. Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно.
  7. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

 Воспитатель: 
- А вы молодцы ребята много знаете примет осени. Мне кажется, дождик собирается

Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
( поворачиваются на 180* и повторяют массаж).

Воспитатель. Ребята, мы уже знаем, что осенью в лесу  после дождика вырастают грибы. А какие грибы вы знаете? А хотите вместе со мной  рассказать  и показать  стихотворение «Опенок»?

Влез опенок на пенек.

Постоял один денек.

А потом склонился,

Чуть не свалился:

Тоненький, тоненький

Ножка, как соломинка.

(Затем предложить рассказать и показать это стихотворение детям)

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега).

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра «Осенние слова»

Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! Мне понравилось, как отвечают: без стеснения.

Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью?

Воспитатель: Хорошо, все, что вы сказали. А знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Игра называется.

Вершки и корешки

- Морковь, картофель, свекла, репа, чеснок - корешки.

- Рожь, пшеница, укроп, горох - вершки.

- Лук - вершки и корешки

Воспитатель: Прекрасно. Я принесла необычный ларчик, а что в нем находится, вы сейчас узнаете.

Игра "Необычный ларчик"

Предлагается ребенку просунуть руки в вырезанные с 2 сторон круглые дырки, пощупать, что за овощ или фрукт находится в нем. Несколькими словами описать его и предложить детям назвать, что же это такое. А сейчас посмотрим, кто самый сообразительный.

Воспитатель: Какие интересные вопросы вы задавали, что мы не сразу догадались, что было спрятано. А хотите еще поиграть (Да).

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом. Я у вас буду спрашивать, а вы мне будете отвечать как эхо –тихим протяжным голосом.

Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Травы лесные, где вы, не вижу?
Ниже-ниже-ниже:
Цветы луговые, а вы все цветете?
Что ты, что ты: 
Птички- певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Рыбы речные, вы где?
А мы на дне, мы в глубине:
Лягушки и жабы, куда подевались?
В ил закопались, в ил закопались:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? - ты спросил.
Осень, осень, осень.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам (дети говорят, воспитатель записывает). Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес.

Воспитатель:Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей) Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...