Конспект НОД по развитию речи "Волшебница зима".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Батырова Лейля Азизовна

Цель: Закрепить с детьми полученные знания о зиме.

 

Задачи:

Обучающие: Учить детей обобщать знания о  живой и неживой природе, о зимующих птицах, диких животных, условиях их проживания в зимнее время года. Активизировать словарный запас,  учить отвечать на вопросы полными предложениями, выразительно читать стихотворения.

Развивающие: Развивать познавательный интерес. Способствовать развитию связной речи, умению правильно строить предложения и говорить на родном языке.

Воспитывающие: Воспитывать любовь  к животным, желание помогать птицам, проявлять заботу. Закрепить умение наносить клей на силуэт аккуратно, правильно пользоваться кисточкой, салфеткой.

 

Материал:     Картина с изображением зимней природы, сюжетные картинки по теме «Зимние развлечения», мнемотаблица с зимней тематикой, указка, дидактические игры «Зимующие птицы», «Дикие животные и их жилища», снежинки, маска снеговика. Силуэты сердец из картона на веревочках, тарелочки с крупами, семенами подсолнуха, тыквы, зерна пшеницы, клей ПВА, кисточки, подставки для кисточек, клеенки, салфетки.

Звукозапись: «Вьюга», «Хруст снега», мелодия «Голоса птиц»;

 

Словарная работа: заморозки, хлопья снега, хлорофилл, пернатые, загадочный лес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА

     Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами поговорим о волшебном времени года. О каком, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

                                                Наступили холода.

                                                Обернулась в лед вода.

                                                Длинноухий зайка серый

                                                Обернулся зайкой белым.

                                                Перестал медведь реветь:

                                                В спячку впал в бору медведь.

                                                Кто скажет, кто знает,

                                                Когда это бывает. (зимой)

     - Правильно, мы будем говорить о зиме.  Назовите зимние месяцы. Какая бывает зима? (Зима холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная).  Еще о зиме говорят, что она проказница, потому что пугает нас холодными ветрами, скользкими дорогами; нелегко так же птицам и зверям зимой. Ребята, а вы боитесь  зиму?

    Ребёнок:   Нет, потому что тепло одеваемся и нам не страшны холода.

    Воспитатель:  Да и зима в Крыму не очень холодная, правда? Какая зима в Крыму? (Теплая, мягкая, дождливая. Иногда идет снег, бывают морозы, заморозки). Вот и сегодня снега нет. А давайте мы поиграем с Зимой, попросим, чтобы она нас порадовала снегом. Вы ведь обрадуетесь, если снег пойдет? Но только надо сначала у Зимы спросить, хочет ли она с нами поиграть? (включается фонограмма снежной вьюги).  Слышите, зима согласна с нами поиграть. Она сказала, что за каждое правильное задание будет дарить нам по одной снежинке.

На доске расположено панно с изображением зимы. Каждая снежинка после выполненного задания будет прикрепляться к доске.

1 задание:

     Воспитатель:  Итак, ребята, нужно выполнить первое задание. Зима приготовила нам вопросы, на которые, я думаю, вы легко найдете правильные ответы.  

     1  - Откуда падает снег? (из снеговых туч).

     2  - Если на улице мороз, как идет снег? (крупинками).

     3  - А если на улице нет мороза? (хлопьями).

     4  - Какой  снег?  (белый, мягкий, холодный, пушистый, липкий, от тепла тает).

     5  - Во что превращает зима лужи, озера, реки? (в лед).

     6  - Какой лед? (твердый, прозрачный, холодный, похож на стекло, от тепла тает),

     7  - Какие деревья зимой остаются зелеными? (хвойные деревья – ель, сосна, кипарис).

     8  - Почему хвойные деревья не сбрасывают свои иголки, как лиственные деревья? (потому что в иголках есть сок зеленого цвета – хлорофилл).

     9   - Что растет на сосне и ёлке? (шишки).

    10  - Какое время года наступит после зимы? (после зимы наступит весна).

     - Молодцы, ребята, на все вопросы Зимы мы правильно  ответили и  она нам дарит  снежинку. *

     2 задание:  Работа с мнемотаблицей.

     Воспитатель: - А вот и следующее задание. Зима нарисовала нам загадочные рисунки, мы должны их разгадать. Если мы расскажем, что тут изображено, Зима подарит нам еще одну снежинку.

     Дети: - Зимой солнце светит, но не греет.

                - Зимой ночи длинные, а дни короткие.

                - На земле, деревьях, машинах и домах лежит снег.

                - Мороз рисует на стекле узоры.

                - Дети зимой играют в снежки, лепят снеговика, катаются на санках.

                - Деревья, кусты без листьев, на их ветках лежит снег. Так они спят.

     Воспитатель: - Молодцы, ребята, вот еще одна снежинка прилетела. *

3 задание:

     Воспитатель: - Скажите, ребята,  когда на улице много снега, вы радуетесь? Почему?

     Ребёнок:  - Потому что мы играем в снежки, катаемся на санках, лепим снеговика, катаемся на катке.

     Воспитатель: - Вот и в следующем задании надо будет составить небольшие рассказы о зимних развлечениях по картинкам. Так же рассказать стихи, которые мы с вами учили по этой теме.  Я думаю, с этим заданием вы легко справитесь и заработаете еще одну снежинку.

     Рисунок 1

     Воспитатель: - Что вы видите на этой картинке?

     Ребёнок:  - Дети катаются на лыжах, скатываются с горы на санках и падают на снег.  Они  кувыркаются на снегу, им не холодно, потому что они тепло одеты.

    Ребёнок: 

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернули санки,

И я на бок хлоп!

Кубарем качуся

Под гору в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам – смех!..

(И. Суриков)

     Рисунок 2

    Воспитатель: - Опишите, что вы видите на этой картинке?

    Ребёнок:  Детям очень весело, они дружно лепят снеговика. Прикрепили ему нос из морковки, глаза сделали из угольков, на голову надели ведро, а вместо рук прикрепили веточки.

    Воспитатель: - Давайте и мы слепим снеговика.

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «СНЕГОВИК»

Жил на свете снеговик (круговые движения руками)

Он не мал и не велик (соединить ладошки, развести в стороны)

Нос морковкой у него (имитация)

А на голове ведро (имитация)

Машет он своей метлой (имитация)

Снежной, белой, снеговой (имитация)

По тропиночке бежит (имитация)

Ребятишек веселит! (хлопают в ладоши)

     Воспитатель: - Хорошо мы поиграли, но у нас осталась еще одна картинка. Что на ней изображено, расскажите пожалуйста?

     Рисунок 3

    Ребёнок:   Дети вышли на улицу подкармливать птиц. Мальчики рассыпают зернышки на дорожку, а девочки насыпают в кормушку хлебные крошки. Птицам зимой надо помогать.

   Воспитатель: - Почему именно зимой нужно помогать птицам?

   Ребёнок:  Реб.:   - Потому что им трудно найти зимой корм. Птицы  приближаются к жилью человека и могут питаться даже тем, чего не ели бы в другое время года.

    Ребёнок:  Тяжело воробьям и синицам

В стужу чем-нибудь поживиться.

Собираю я хлебные крошки,

Высыпаю для них на дорожку.

А когда ручейки побегут,

Птицы песни свои запоют,

И за то, что кормил их зимой,

Будут песней делиться со мной!

     Воспитатель: - Зиме ваши рассказы понравились, и поэтому она дарит нам еще одну снежинку. * Молодцы, ребята!

     - А теперь,  Зима приглашает нас в сказочный лес. Сейчас мы с вами отправимся на прогулку по зимнему лесу. А  пойдем мы не за ягодами, не за грибами, не за цветами, а сказочными чудесами. Сейчас в лесу зима, все в снегу, холодно. Давайте подумаем, какими словами можно рассказать о зимнем лесе? (волшебный, сказочный, загадочный, спящий под белым снежным одеялом). Кто живет в лесу? (дикие животные) О том, как проводят зиму дикие животные, мы узнаем, если отправимся в лес. Как мы должны с вами одеться, чтобы не замерзнуть? Давайте оденемся.

Дети имитируют процесс одевания одежды.

      - Готовы? Мы пойдем, высоко поднимая ноги, потому в лесу сугробы глубокие и высокие…  Поставим ручки на пояс, как я, и пойдем.

Дети шагают, высоко поднимая колени, изображая шаги по сугробам:

                      Высоко шли ноги по снегу без дороги.

                      Как тропинку увидали, по тропинке побежали.

                      И в волшебный лес попали.

  - Вот и добрались в лес, к лесным зверям.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

                                  Посмотрите вверх, там медведь лежит? (нет)

                                  Посмотрите вправо, там лиса сидит? (нет)

                                  Влево посмотрите, бровями пошевелите,

                                  А теперь смотрите вниз и глазки сомкните.

     4 задание:

     Воспитатель: - Ой, ребята, я нашла ледяную шкатулку, интересно, что в ней? А в ней зима хранит свои волшебные снежки и еще одно задание и снежинка. Зима интересуется, знаете ли вы пословицы и поговорки о ней? Ну конечно знаем, давайте расскажем:

     Дети:    - Зима - не лето, в шубу одета.

                   -  Готовь сани летом.

                   -  Дым из трубы столбом — к холодам.

                   - Много снега - много хлеба.

                   - Зима морозная - лето жаркое.

                   - Январь год начинает, а декабрь кончает

                   - Синица к избе - зима на двор.

     Воспитатель: - Молодцы, теперь мы можем забрать из шкатулочки вот эту снежинку, спасибо Зима.*

     - А теперь пора понаблюдать за животными. Вспомните и расскажите о том, как они проводят зиму, чем питаются? Это наше следующее задание, за нее мы также получим снежинку.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ЖИЛИЩА»

Дети подбирают к норкам картинки с животными    и рассказывают, как они зимуют.

     1 ребенок: - Это берлога медведя, в ней медведь спит всю зиму. Питаться ему не надо, т.к. он спит до весны. Жир и теплая шерсть спасают его от холода. Будить медведя нельзя, потому что он разозлиться. Сердитого медведя называют шатун.

     2 ребенок: - Это лисья нора. Когда лиса проголодается, она выходит из своей норки и охотиться на зайцев и мышей. А так же хитрая лиса приближается к жилью человека и крадет  из курятников курочек.  У лисы зимой теплая рыжая шерсть.

     3 ребенок: - Тут живет волк, это волчье  логово. Волк зимой охотится на зайцев и птиц, но не всегда ему удается их поймать. Поэтому он всегда голодный и сердитый.

     4 ребенок: - Заяц зимой от холода прячется под большими корнями старого дерева. Еще заяц любит прятаться под елью и кустиком. Зимой у него белая теплая шубка, она помогает ему быть  незамеченным на снегу, так его трудно поймать лисице и волку. А питается заяц тонкими прутиками, а так же грызет кору деревьев.

     5 ребенок: - В этой норке зимует ёжик. Ёжик спит, свернувшись в клубок всю зиму аж до весны. От холода его спасает накопленный с осени жир. Ёжу  не надо искать себе пропитание, зимой он ничем не питается.

     6 ребенок: - А белка живет в дупле на дереве. Зимой у нее теплая  шерсть серого цвета, которая спасает от холода. А питается белка шишками, лесными орешками, засушенными с осени грибами.

     Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с белкой.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «БЕЛКА И ВОРОНА»

                                                     Белка на сосне скакала

                                                     и ворону увидала:

                                                     - Залетай ко мне в дупло,

                                                     Тут и сухо и тепло!

     Воспитатель: Молодцы, ребята, о животных рассказали, с белкой поиграли, и снежинку заработали.* Теперь надо возвращаться в детский сад.

     - Как вы думаете, мы можем еще одну снежинку у Зимы попросить? Она нам её непременно подарит, если мы отгадаем загадки о зимующих птицах.  Давайте разгадаем загадки, вспомним названия зимующих птиц, а потом мы приготовим для них угощения.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

- Получается прыжок. (Воробей)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ... (Cорока)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома

«Кар-Кар-Кар» вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её… (Ворона)

Эта птица - символ мира,

Чердаки её квартира,

Там, где площади, фонтаны,

Ищет крошки постоянно! (Голубь)

Как в лесу похолодает,

Птички в город прилетают.

Грудкой жёлтой всем знакомы,

Ищут крошки на балконах.

Часто в окна к нам стучат,

И пронзительно свистят!

Всем известны эти птицы,

Называются …(Синицы)

     Воспитатель: - Молодцы, ребята, все загадки разгадали. Ответьте еще на несколько вопросов:   Какие  это птицы? (зимующие птицы). По каким признакам мы узнаем их? (у птиц есть крылья и клювики). Нужно ли птицам помогать зимой? (нужно обязательно им помогать, строить кормушки, сыпать в них зерна, хлебные крошки, семена и крупы). И с этим задание вы отлично справились, а вот еще одна снежинка прилетела. *

     -  Ребята, предлагаю вам сделать вкусный сюрприз-угощение для зимующих птиц. Зима просит, чтобы мы еще заботились о наших пернатых друзьях,  это очень важно, потому что еще не скоро созреют плоды и ягоды. Сейчас мы с вами будем клеить на картонные сердечки разные крупы и семена. После занятия мы выйдем на прогулку и развесим их на деревья. Приступаем к работе….

( ПОД МУЗЫКУ ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ)

     - Вы прекрасно справились с очередным заданием, посмотрите, какие замечательные угощения получились. И за это Зима дарит нам еще одну снежинку. *

     - Посмотрите на наше панно - ах, сколько снежинок прилетело. Вы рады снегу?

Спасибо, Зима, мы рады были встрече с тобой: мы любовались тобой, играли, веселились, узнали много полезного и интересного! Ты подарила нам много радости и незабываемых впечатлений! До встречи в следующем году…

     На этом наша образовательная деятельность окончена.   Вы все ребята хорошо занимались и  показали хорошие знания.   Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Используется на занятие отрывок из мульсфильма с песней "Кто такие птички?"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; упражнение на слуховое восприятие "Голоса птиц", ...

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Использую мультфильм с прослушиванием песни "Кто такие птички"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; физ минутка "Сказочные птички"; упражнение на слуховое восприя...

Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе

1.                Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....

Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе

1.                Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....

Конспект НОД по развитию речи "Зимующие птицы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию для детей 4-5 лет...

конспект занятия по развитию речи "Зима"

Тема: «Зима»Цель:  Систематизация словарного запаса, развитие связной речи, грамматического строя речи.1.  Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.2. Раз...

Конспект занятия по развитию речи «Зима» в старшей логопедической группе

Конспект предназначен для детей старшего возраста...