Главные вкладки

    Презентация "Использование опорных схем при пересказе".
    презентация по развитию речи на тему

    ТАШЛЫКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

    Опорные схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_opornyh_shem.pptx2.18 МБ
    Файл tekst_k_prezentatsii.docx34.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МДОУ ИРМО «УРИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский) Подготовила Ташлыкова Е.В., учитель-логопед 1КК 09.12.2015 1

    Слайд 2

    Наглядное моделирование– это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника– это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотаблица (опорные схемы) – это схема, в которую заложена определённая информация 09.12.2015 2

    Слайд 3

    ОПОРНЫЕ СХЕМЫ – это графическое или частично-графическое изображение предмета, явлений природы, некоторых действий и др. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 09.12.2015 3

    Слайд 4

    ОПОРНЫЕ СХЕМЫ Главная их цель – сделать изучаемый материал понятным, легко и надолго запоминающимся. Схема требует от ребенка самостоятельного размышления и приводит к обобщению, является средством активизации познавательной деятельности детей, средством целостного осмысления материала, также служит приёмом, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями, событиями произведения, систематизировать, обобщать изучаемый материал. 09.12.2015 4

    Слайд 5

    ПРЕИМУЩЕСТВО Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное, образное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание способность к визуализации воображение 09.12.2015 5

    Слайд 6

    09.12.2015 6

    Слайд 7

    На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений. 09.12.2015 7

    Слайд 8

    Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица 09.12.2015 8

    Слайд 9

    Рассказ цепной и лучевой структуры. « Как дрозд спас своих птенцов от кота » Дети, опираясь на картинки плана, составляют предложения по цепочке • Весной дрозд свил на дереве гнездо. • Скоро в гнезде у дрозда и дроздихи появились маленькие птенцы. • Птенцов заметил старый кот. • Кот влез на дерево, когда в гнезде не было взрослых птиц, и стал пробираться к птенцам. • Птенцов защитил дрозд, который возвратился домой. • Он стал клевать кота. • Кот испугался и с шумом упал с дерева на землю. 09.12.2015 9

    Слайд 10

    Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. 09.12.2015 10

    Слайд 11

    Предметно-схематические модели 09.12.2015 11

    Слайд 12

    Опора на иллюстративный материал Сычева Г.Е. 09.12.2015 12

    Слайд 13

    Обучение детей пересказу с использованием опорных схем. Лебедева Л.В. 09.12.2015 13

    Слайд 14

    Опорные схемы для составления описательных рассказов. Волкова Ю.С. 09.12.2015 14

    Слайд 15

    Карты Проппа Пропп В.Я. 09.12.2015 15

    Слайд 16

    09.12.2015 16

    Слайд 17

    09.12.2015 17

    Слайд 18

    МЕТОДИКА РАБОТЫ Алгоритм структуры занятия по обучения детей пересказу текста художественной литературы с опорой на графические схемы Предварительная работа Организационный момент Подготовка к восприятию Чтение текста Содержательный и языковой разбор текста Лексико-грамматические упражнения по тексту Повторное чтение текста с установкой на самостоятельный пересказ Моделирование текста с помощью графических схем Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем Подведение итогов занятия Задание воспитателя 09.12.2015 18

    Слайд 19

    Для пересказа используются схематические картинки (опорные сигналы), отражающие последовательность событий. МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ 1. Сидит зайчик на поляне, греется на солнышке. 2. Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла. 3. А из тучи дождь полил. 4. Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка. 09.12.2015 19

    Слайд 20

    Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания : 09.12.2015 20

    Слайд 21

    - составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема (6, 9 картинок) и с учетом возрастных особенностей детей; -общий цвет – чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим; -размер схем нужен такой, чтобы дети хорошо видели всё, что на них нарисовано. Как и из чего изготовлять схемы? 09.12.2015 21

    Слайд 22

    активизации мыслительной деятельности детей; формировании навыков восприятия информации, соотнесении её с ранее усвоенной; повышении интереса воспитанников к изучаемому материалу; развитии речи детей и их творческого потенциала. Результативность применения опорных схем при пересказе заключается в 09.12.2015 22

    Слайд 23

    Желаем Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников! 09.12.2015 23



    Предварительный просмотр:

    Использование опорных схем при пересказе.

    Слайд 1.

    В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст.

    В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

    Один из таких факторов, по мнению Анны Михайловны Леушиной, Даниила Борисовича Эльконина – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

    В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Лев Семенович Выготский.

    Слайд 2.

    Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы в своем детском саду используем в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники и наглядного моделирования. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: у Воробьевой Валентины Константиновны – это сенсорно-графические схемы, у Ткаченко Татьяны Александровны – предметно-схематические модели, у Глухова Вадима Петровича - блоки-квадраты, у Ефименковой Людмилы Николаевны – схемы составления рассказов, у Сычевой Галины Евгеньевны – опорные картинки для пересказа текста, у Лебедевой Людмилы Васильевны – опорные схемы, у Волковой Юлии Станиславовны – опорные схемы для составления описательных рассказов.

    Слайд 3.

    Как и большинство корифеев педагогики, мы отдаем предпочтение названию «опорные схемы», так как в них используются и готовые картинки, и схематично изображенные модели с использованием цифр, букв, знаков.

    Слайд 4.

    Зачем нужна мнемотехника? Казалось бы, ответ очевиден - мнемотехника нужна для запоминания информации. Мнемотехника сводится к замене абстрактной информации конкретными образами (чаще всего визуальными) и связи их с помощью ассоциаций. В результате неудобная для запоминания информация, преобразуется в более удобную форму. Настолько удобную, что становится возможным запоминать большие объемы информации, которые обычными средствами кажется невозможно запомнить. Но польза от мнемотехники не сводится только к запоминанию.

    Слайд 5.

    Регулярное использование мнемотехники позволит развить внимание и память, образное мышление, способность к визуализации, воображение.

    Мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного мозга. Человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свою долю работы. Левое полушарие ответственно за логическое мышление, речь, упорядоченность, правое это ритм, восприятие цвета, воображение, образы и пространственные соотношения. Обычно человек в большей степени использует только одно полушарие. Чаще всего это левое полушарие, в результате для решения встающих задач используются логические методы. Использование образов позволит использовать больше возможностей вашего мозга, сделав процесс мышления более гармоничным.

    Слайд 6.

    Опорные схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. В детском саду мы используем схемы:

    • для обогащения словарного запаса;
    • при обучении составлению рассказа;
    • при пересказах художественной литературы;
    • при отгадывании и загадывании загадок;
    • при заучивании стихов.

    Слайд 7.

    Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Шарик синий я надую. Станет легкий он, как пух. В небо шарик отпущу я, Словно голубя из рук.

    Слайд 8.

    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;-перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;- обогащение словаря, развитие связной речи.

    Слайд 9.

    В коррекционной работе с детьми Воробьева Валентина Константиновна предлагает использовать для обучения детей пересказу картинно-графический план. Этот метод хорош для работы с рассказами цепного характера. С помощью картинно-графического плана педагог может показать детям логику построения рассказа, кроме того, план служит наглядной опорой для пересказа.

    Слайд 10.

    Логопед Ткаченко Татьяна Александровна в пересказе по опорным сигналам предлагает использовать схематические картинки, для изготовления которых логопедам и воспитателям не понадобятся художественные способности.

    Слайд 11.

    Жукова Ольга Владимировна отмечает, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. Автор выделяет, что в ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

    • геометрические фигуры;
    • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
    • планы и условные обозначения, используемые в них;
    • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

    Слайд 12.

    При обучении детей пересказу авторы Глухов Вадим Петрович и Сычева Галина Евгеньевна предлагают вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих пересказ приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстрация, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). К концу первого года (третий период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме.

    Слайд 13.

    Взяв за основу методику Вадима Петровича, группа авторов в составе Лебедовой Людмилы Васильевны, Козиной Ирины Владимировны разработала учебно-методическое пособие по обучению детей пересказу с использованием опорных схем.

    В основу предложенной ими системы занятий положен единый алгоритм по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы.

    Слайд 14.

    По мнению Волковой Юлии Станиславовны одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана – подсказки, значит, ребенок сможет построить по ним свой рассказ.

    Данный комплект содержит 16 карточек по разным лексическим темам. Каждая схема состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы. Клеточка – это условный пункт плана рассказа. На обороте схемы представлены объяснения содержания клеточек, т. е. развернутый план описательного рассказа.

    Слайд 15.

    Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп предложил использовать символическое изображение 31 одной функции сказки, которые всегда находятся примерно в одной и той же последовательности, например, приезд героя, волшебные дары, трудные испытания. «Карты Проппа» можно использовать для работы над сказочными произведениями, наглядность и красочность их исполнения помогает ребенку запомнить больше информации и впоследствии использовать ее при пересказе, составлении собственных рассказов.

    Слайд 16.

    Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

    Слайд 17.

    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже можно усложнить или заменить рисунок графическим изображением: например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый круг, и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

    Слайд 18.

    Как же работать с опорными схемами?

    Работа с опорными схемами имеет свою последовательность:

    Этап 1. Рассматривание схемы и разбор того, что на ней изображено.

    Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

    Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ.

    Слайд 19.

    В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

    Слайд 20.

    Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы, для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек, важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

    Слайд 21.

    Практика показывает, что эффективно применять опорные схемы может только тот педагог, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению.

    Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту.

    Слайд 22.

    Работать со схемами очень нравится детям, красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Использовать опорные схемы можно как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Существует традиционная методика обучения пересказу, предлагаемая авторами: Сохин Ф.А. и Бородич А.М. Данную методику можно передать в следующей схеме:

    Схема сказок и рассказов

    В самом начале обучения пересказу рекомендуется широко использовать совместный (сопряженный) пересказ, позже отраженный. На более поздних ступенях обучения предлагается использовать подсказ. Помимо традиционных приемов работы по подготовке к пересказыванию, можно выделить ряд нетрадиционных подходов к этой теме у детей с нормальным речевым развитием.

    Также можно предложить целый ряд игровых заданий, способствующих запоминанию текста:

    - имитация;

    - перевод литературного образа в исполнительный.

    Необходимо подчеркнуть важность использования наглядных моделей для обучения детей пересказу. Во время беседы по содержанию текста рекомендуется предложить детям иллюстративное панно, содержащее наглядный план пересказа. На последующих занятиях предлагается заменить панно условными схемами-моделями сюжетов, которые помогают детям составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

    В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения при обучении пересказу рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.

    Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает: - усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; - упражнения на правильное употребление фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применение полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа; - развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.

    Алгоритм структуры занятия по обучения детей пересказу текста художественной литературы с опорой на графические схемы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

    Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

    Конспект занятия «Пересказ рассказа «Лесной голосок» с использованием опорных схем»

    Цель:Создать условия для развития умения связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий.Основные задачи:1. Формирование ц...

    Семинар-практикум для педагогов "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ по методике Л.В. Лебедевой"

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ по методике Л.В. Лебедевой. Презентация...

    «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».

    Формировать навыки связно и  последовательно пересказывать текст  с опорой на графические схемы....