«Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Морозова Наталья Викторовна

Формировать навыки связно и  последовательно пересказывать текст  с опорой на графические схемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».

Цель:   Формировать навыки связно и  последовательно пересказывать текст  с опорой на графические схемы.

Задачи:

Образовательные:

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса.

Развивающие:

Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления. Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных. Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.

Оборудование: опорные схемы, сказка В.Сутеева «Кораблик», оборудование для показа презентации.

Предварительная работа:

Чтение произведений В. Сутеева о дружбе.

Обсуждение нравственных поступков героев.  

Рассматривание картинок, иллюстраций на тему «Настоящие друзья».

Рисование, аппликация, лепка героев сказки «Кораблик».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети отгадывают загадку про дружбу:

Педагог:  Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...(друг).

II. Основная часть.

1.Подготовка к восприятию текста

Педагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?

( это тот кто заботится о своем друге, помогает во всём).

2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».

( Чтение сказки с показом презентации).

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

3. Содержательный и языковой разбор текста

Беседа по содержанию сказки, словарная работа.

Педагог: Назовите героев этой сказки?

Дети:   Лягушонок, Мышонок, Муравей, Жучок, Цыпленок.

Педагог: Что придумали друзья?

Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.

Педагог: Как они построили кораблик?

Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Педагог: Чем заканчивается сказка?

Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Педагог: Какими словами?

Дети: И не догонишь!

Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке?

Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.

Педагог: А его друзья какие?

Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.

Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»

Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.

Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.

Дети: отвечают.

Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?

Дети: Нет.

Педагог: Почему нет, объясните.

Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.

Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать: Один за всех, все за одного.

Педагог: Молодцы, ребята.

4. Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все, как один.

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Имитация движений по ходу чтения

5. Моделирование сказки с помощью опорных схем

(Педагог показывает серию опорных схем к сказке.)

Педагог: При помощи условных знаков мы с вами составим мнемотаблицу, т. е. схему, для пересказа сказки. Какого цвета лягушонок?

Дети: Зелёного.

Педагог: Значит кружок зелёного цвета будет обозначать лягушонка. А как вы думаете кого будет обозначать кружок жёлтого цвета? Серого? Овал коричневого цвета? Маленький кружок  красного цвета?

Дети: Цыпленка. Мышонка. Муравья. Жучка.

Педагог: Что обозначают эти волнистые полосы синего цвета?

Дети: Речку или воду.

Педагог: Кто пошел гулять? Куда они пришли?

Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пошли гулять и  пришли на речку. ( Педагог показывает схему).

Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?

Дети: Лягушонок сказал: «Давайте купаться!» и  прыгнул в воду.

(Педагог показывает схему).

Педагог: Почему остальные не стали купаться?

Дети: Они не умеют.

Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как он стал хохотать?

Дети: Лягушонок сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.

(Педагог показывает схему).

Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?

Дети: Они обиделись и начали думать.

(Педагог показывает схему).

Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?

Дети:  Цыплёнок принес листочек, а мышонок - ореховую скорлупку.

(Педагог показывает схему).

Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?

Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.

(Педагог показывает схему).

Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?

Дети: Построили  кораблик. Столкнули его в воду, сели и поплыли.

(Педагог показывает схему).

Педагог: А что в это время делал Лягушонок?

Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!

6. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.

а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.

б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)

7.Лексико-грамматические упражнения по тексту:

Игра «Назови ласково»

Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

 Лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.

Педагог: Назовите детёнышей:

У лягушки - лягушонок, у курицы - цыпленок, у мышки – мышонок.

Игра «Скажи похоже»

Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить.

III. Подведение итогов занятия

Педагог: Как вы думаете, что самое главное в этой сказке?  

(Ответы детей)

Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?

(Ответы детей)

Задание воспитателя

Педагог: Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку по опорным схемам. Я приготовила вам подарок: трафареты кораблика. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.

C:\Users\Сундуков.В\Desktop\SS854575.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме "Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"

Конспект НОД в старшей группе по теме "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик". Образовательная область - коммуникация....

Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ  сказки  В. Сутеева «Кораблик»...

Конспект по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

Задачи и цели: - Научиться связно, пересказывать сказку, опираясь на мнемосхемы. - Учились объяснять смысл поговорки. - Закрепляли умение образовывать слова при помощи суффиксов....

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

laquo;Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ   Воспитатель: Одноколова Э.В....

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик"...

НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ В. СУТЕЕВА "КОРАБЛИК"

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"...