Развитие образной речи по средствам сказки
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Бычкова Лариса Васильевна

http://Вв Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное Учреждение Аксайкого района Детский сад «Ромашка» Воспитатель Бычкова Лариса Васильевна «Влияние сказки на формирование образной речи детей среднего возраста.» Образная речь является частью культуры речи в широком смысле этого понимания. Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. Под культурой речи понимается соблюдение литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства. Формирование умения выражать свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, желания, потребности являются необходимой предпосылкой не только взаимопонимание между ребенком и окружающими, но и успеха будущего школьного образования. Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основы литературного языка в такой степени, чтобы перед началом школьного обучения он мог связанно и в целом грамматически правильно и понятно общаться с детьми и взрослыми. В период дошкольного детства у ребенка надо расширять его словарный запас, закреплять правильное произношение и ясную дикцию. Совершенствовать грамматический строй речи и развивать представления о грамматическом строе языка. В формировании образной речи важное место принадлежит народному творчеству – фольклору, особенно сказке. Огромное значение сказки – влияние на культуру языка детей. Присущая сказкам необычная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, заставляют выдвигать сказки как фактор культуры первенствующего значения. Сказка помогает ознакомиться с обаятельной красотой и богатством нашего языка. Чтобы повысить уровень образной речи детей был составлен перспективный план, который предусматривает специально - организационную и совместную деятельность по трем направления. 1 Работа по введению эпитетов, как средство образной лексики. Цель: расширить представления о характерных особенностях сказочных персонажей и активизация в речи слов эпитетов их характеризующих. 2 Работа по введению слов - антонимов, как средство образной лексики. Цель: развивать у детей умение разбираться в действиях поступках сказочных персонажей и обозначить их словами антонимами. 3Работа по введению в речь словосложения, как средства грамматической образности. Цель: развивать у детей чутье к осознанию языковых явлений, сказочных названий персонажей, которые дополняют их характеристику. Так проводя работу по первому направлению, мы помогаем детям лучше разобраться в поступках, мыслях и чувствах сказочных персонажей. Это приводит к точным характеристикам этих персонажей и их проговариванию, т.е. введению в речи слов – эпитетов. . Работа по третьему направлению осуществляется по ходу ознакомления с Работа по второму направлению проходит в тесной связи- с первым. В процессе анализа литературных факторов, мы акцентировали внимание детей на контрастных качествах персонажей, что входит в речь как слова - антонимы. Например, в сказке «Два жадных медвежонка» лиса оказалась «умной», а медвежата – глупенькими малышами, которых «легко обмануть». Эта сказка еще раз уточняет понятие о словах-антонимахперсонажами. Самый распространенный образ, который встречается в сказках, является лиса. Помимо анализа сказочных персонажей, мы обращаем внимание детей на то, что клички, которыми называют персонажей им подходят, к их действиям, внешнему виду. Например «Как можно назвать лису?» - «хитрая плутовка, коварная обманщица. Так в процессе работы по ознакомлению детей средней группы со сказкам, мы стараемся обогатить речь детей словами-эпитетами, словами-антонимами, словами словосложениями, как показателями лексической ,грамматической, образной речи. Список литературы. 1 Большова Г.В. Учимся по сказке. 2000 с 145 2Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой 2008 с 287 3Ушакова О.С. Развитие речи и творчества 2008 с 176 4 Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников 2005

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Развитие речи2.39 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)

Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора...

Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров

«Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров» выбрана мной в связи с ее актуальностью в современных условиях процесса воспитания и обучения детей в ДОУ....

Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров

«Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров» выбрана мной в связи с ее актуальностью в современных условиях процесса воспитания и обучения детей в ДОУ....

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...

Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки А. С, Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конспект образоватльной ситуации по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста...