Компьютерные игры в развитии речи детей 5-7 лет
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Виноградова Инна Петровна

В общей системе работы по развитию речи большое место занимают компьютерные игры, направленные на выработку у дошкольников четкой дикции и правильного звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternye_igry_v_razvitii_rechi.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Применение компьютерных игр в развитии речи старших дошкольников.

В общей системе работы по развитию речи большое место занимают компьютерные игры, направленные на выработку у дошкольников четкой дикции и правильного звукопроизношения.

В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению дошкольников, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.

В нашем ДОО используются компьютерные игры, направленные на совершенствование фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

Основными принципами при использовании игр явились: доступность, последовательность, системность, учёт возрастных особенностей и психо – физических возможностей, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания, умения и навыки, что в свою очередь, обеспечивает поступательное развитие.

На специальных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных видах организованной деятельности с дошкольниками по воспитанию звуковой культуры речи мы применяем следующие игры, которые распределены от простого к сложному:

1.        Игры на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения - «Узнай, что изменилось?», «Кто ты?», «Наоборот», «Кто больше знает?» и другие.

2.        Игры на различение неречевых звуков: «Угадай, где звенит?», «Угадай какая погремушка» и другие.

3.        Игры на различение звуков речи: «Маленькие и большие колокольчики», «Скажи слово с нужным звуком», «Назови братца» и другие.

4.        Игры на автоматизацию звуков: «Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук», «Где спрятался звук», «Где живёт звук?».

5.        Игры на дифференциацию звуков: «Назови правильно», «В каком домике нам жить?», «Рассади пассажиров по вагонам», «Что лишнее?» и др.

Игры дошкольникам предлагаются в данной последовательности с постепенным усложнением.

Самыми простыми играми для дошкольников являются игры первого периода.

Наибольшую трудность вызывают игры последней группы, которые требуют активизации собственного опыта и реализации сформированных навыков.

Использование компьютерных игр и игровых упражнений способствует формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

Они позволяют развивать фонематические процессы у детей дошкольного возраста с использованием информационно – компьютерной техники.

В условиях детского сада их можно использовать в процессе организованной образовательной деятельности, организации образовательной деятельности детей в режимных моментах, совместной и индивидуальной  деятельности  педагога с дошкольниками.

Таким образом, данные игры позволяют более эффективно построить работу, направленную на улучшение речевого развития детей. Включение компьютерных речевых игр в процесс формирования и совершенствования фонематических процессов дает высокую эффективность в развитии всех сторон речи.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: совершенствовать навык называния слов с заданным звуком.

Ход игры:

Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются картинки: «груша», «жираф», «шуба», «кошка»). Назови, пожалуйста, картинки. Определи, какая картинка лишняя и объясни почему?

Ребёнок: На картинке нарисованы: «груша», «ножик», «шуба», «кошка»; лишний – «ножик», потому что в слове «жираф» нет звука [ш].

Воспитатель: Хорошо, теперь проверь свой ответ.  Кликни левой кнопкой мышки.

Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка с изображением «жирафа» исчезает.)

Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

По аналогии ребенок называет картинки, определяет лишнюю картинку, объясняя свой выбор.

Игра «Назови первый звук в слове».

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Ход игры:

Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются картинки: «узел», «удочка», «утка», «облако», «ослик»). Назови, пожалуйста, картинки. Определи, с какого звука начинается это слово.

Ребёнок: На У начинаются: «узел», «удочка», «утка». Слова «облако», «ослик» начинаются на звук О.

Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

Игра «Угадай, где звук [С]?»

Цель: совершенствовать умение интонационно выделять и определять позицию заданного звука в словах.

Ход игры:

Воспитатель: Начинаем игру. (Появляется картинка «лиса»). Назови, пожалуйста, картинку. Определи позицию заданного звука в слове.

Ребёнок: На картинке нарисована лиса (далее ребёнок произносит слово, выделяя заданный звук и дает ответ). В слове лиса звук [С] в середине слова.

Воспитатель: Хорошо, теперь проверь свой ответ.  Кликни левой кнопкой мышки.

Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка передвигается на середину слова)

Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

По аналогии на экране появляются картинки с разной позицией заданного звука (Появляются картинки «самовар», «свекла», «слон», «песок», «ластик», «автобус», «лес»), ребенок называет картинки, определяет позицию звука в словах.

Игра «Сколько слогов».

Цель: Развивать слоговой анализ, определяя по количеству хлопков слоговую структуру слова на картинке.

Ход игры:

Воспитатель: Начинаем игру. (Из граммофона появляются по очереди картинки «велосипед», «куртка», «лист», «барабан» и др.). Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове.

Ребёнок: Ве-ло-си-пед (хлопает в ладоши 4 раза), в этом слове 4 слога.

Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

Если количество хлопков не соответствует количеству слогов в слове, то картинка пропадает.

Игра продолжается по аналогии.

Игра «Соедини вагоны».

        Цель: Развивать умение выделять из слов первый и последний согласный; сравнивать одинаково звучащие звуки; активизировать словарь.

Ход игры:

Воспитатель: Начинаем игру. (На экране изображение поезда с отцепленными вагонами). Нужно соединить вагоны друг за другом так, чтобы последний звук названия животного, едущего в вагоне, являлся началом слова  названия животного, едущего в следующем вагоне.

Ребёнок: Страус, последний звук в слове страус - С. Нужно найти вагон с животным на звук С.

Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

По аналогии соединяются вагоны: Страус – Соболь – Лев – Волк, Кабан – Носорог – Голубь – Бегемот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная игра для развития речи "Учимся говорить правильно "

Методические рекомендациипо использованию пособия «Учимся правильно говорить» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пособие «Учимся  правильно  говорить»  предназначено  для  коррек...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Буклет для родителей "Компьютерные игры для развития речи у детей дома"

В буклете рассказывается о том, что правильно подобранные обучающие игры и адекватное использование компьютера, будут способствовать речевому и познавательному развитию вашего ребёнка...

Консультация для родителей на тему "Компьютерные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему «Компьютерные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»Цель: познакомить родителей с интернет-ресурсами для развития речи детей дошколь...