Информационно-исследовательский проект на тему "Береги дерево"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Образцова Вера Михайловна

Этот проект о том, с помощью каких методов и приемов можно воспитать у детей любовь к природе, позитивное отношение к деревьям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_beregi_derevo.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное образовательное Учреждение

« Детский сад комбинированного вида № 172»

Ленинского района города Саратова.

________________________________________________________

Информационно – исследовательский проект

Экологический проект

« Береги дерево»

Вид проекта – информационно –исследовательский

По количеству участников – коллективный

По контингенту участников дети 5-6 лет

По продолжительности среднесрочный

Срок реализации с 05.10.15г. по 30.10.15г.

Руководитель проекта –воспитатель

Участники проекта –воспитатель, дети.

Проект подготовила и провела с детьми

 старшей логопедической группы

воспитатель высшей  категории

Образцова В.М.

Заведующий МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 172»      ______________Кузнецова Н.Б.

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.

Задачи проекта: Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявлять  пользу и вред флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

Экологический проект «Береги дерево»,развивает интерес к представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного). Способствовать  развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе .

Этапы проекта

1ый этап -подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта

Разработка и накопление методических материалов

Подбор художественной литературы                                                                                   Подбор дидактических игр, картин, сюжетных картинок,                                                              альбом о деревьях,  подбор презентаций для просмотра с детьми                                                                                

Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе с родителями создали экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создали план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа».  Перед началом работы по проекту «Береги дерево»  мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:

  1. Как зовут тебя дерево?
  2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
  3. Есть ли У тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
  4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
  5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?

2ой этап – выполнение проекта

       Проведение дидактических игр :    

  1.     «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
  2. «Что лишнее? ». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
  3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
  4. «С какого дерева лист?». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
  5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).
  6.  «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
  7. « Назови ласково», « Один и много».

8. -  Игра « Повтори,  не ошибись» ( дуб, берёза, рябина ) и т.д

9.- Игра  -моделирование « Деревце» -обучать классификации фигур по цвету, форме и величине.

10.Игра –«Собери дерево»  ( детям раздаются карточки с разными частями дерева : ствол, корни и т.д.), они должны на доске собрать дерево. –развивать мышление у детей.

Рассматривание альбома о деревьях, загадывание загадок, чтение стихов,  рассказов, н.о.д. по изобразительной деятельности ,  беседы о деревьях.

                                         

                                                                                                                 

3ий этап  - заключительный

НОД – « Деревья –наши друзья»

Календарно –тематическое планирование работы по проекту

С 05.10.15 г. по 30.10.15 г.

Октябрь

Понедельник

1ая неделя

1. Исследовательский этап.

Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.

Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?

2. НОД по рисованию : предложить нарисовать соседей дерева – развивать наблюдательность, изобразительные умения.

3 Беседа о том, что у каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью.. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий. Пусть погладят кору, при жмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны. – обогащать знания детей о деревьях.

Вторник

1. Наблюдения и исследовательская деятельность.

1.Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Среда

1. Рассматривание альбома о деревьях – уточнить  строение разных деревьев,  их названия, название плодов, чем отличается дерево от куста.

2. Дидактическая  игра «С какого дерева лист?» -развивать мышление, закрепить знания о внешнем виде деревьев.

Четверг

1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина «Листопад», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.

2.  Дид. игра  «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

Пятница

1.Лепка на тему : « Кисть рябины» - расширять знания о том. какие есть плоды у деревьев, развивать мелкую моторику у детей.

2. Чтение художественной литературы  «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам

2 неделя

Понедельник

1. Чтение художественной литературы  «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

2. Во время прогулки найти листья разных деревьев, определить, с какого  они  дерева, предложить найти одинаковые листья ( по цвету, по форме).  – обогащать знания детей о деревьях, развивать наблюдательность.

Вторник

1. Беседа и  рассматривание  хвойных деревьев ( ель, сосна), объяснить, почему они называются хвойными, вечнозелёными, сравнить хвою и шишки этих деревьев, рассмотреть крону ели, сосны.

2. «Что лишнее? ». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка)

Среда

1.Ручной труд  на тему : « Ёлочка» - способствовать умению детей  передавать строение дерева, умению работать по трафарету, свободно владеть ножницами.

2. Словесная игра « Назови ласково» - упражнять детей в словообразовании.

Четверг

1. НОД на тему : «Деревья нашего двора».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

2. Словесная игра « Один и много» упражнять в образовании существительных родительного падежа.

Пятница

1.  Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев» - способствовать умению детей  создавать красивую композицию, развивать  творчество.

2.-Беседа о том, что деревья  – это  живые существа, говорить они не могут, но всегда можно понять, хорошо ли растению, чем ему можно помочь, спросить детей как они думают, как деревья об этом могут рассказать. Развивать разговорную речь детей, умение рассуждать.

3 неделя

Понедельник

1. Рассматривание картин ранней  и поздней осени, обратить внимание на внешний вид и состояние деревьев – способствовать умению детей  анализировать и сравнивать.

2. Игра малой подвижности « Какое дерево» - дети по кругу передают деревянную палочку, у кого она окажется, назвать какое -нибудь  качество или свойство дерева ( лёгкое, не тонет, плавает, прочное, гладкое, шершавое, горит) – обогащать словарь детей свойствами деревьев.

Вторник

1. Чтение художественной литературы  « «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.

2. Рисование деревьев ранней и поздней осенью, вспомнить, чем они отличаются и чем похожи и отразить деревья в рисунке, развивать изобразительные навыки.

Среда

1.- Загадывание загадок о деревьях и их плодах. –развивать мышление и память.

2.Собрать на прогулке листья разных деревьев и засушить их для гербария – воспитывать интерес  к жизни деревьев.

Четверг

1. Пересказ сказки « Как коза избушку построила?» - развивать умение детей с помощью вопросов  воспитателя анализировать сказку, развивать повествовательную речь, выразительно пересказывать сказку.

2. Дид. игра « Разрезные картинки» на тему « Деревья» упражнять детей в конструктивной деятельности.

Пятница

1.-Аппликация на тему : « Осеннее  чудо -дерево» - вызвать интерес к созданию осеннего дерева изобразительными средствами , развивать чувство композиции.

2. Дидак. игра  «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4 неделя

Понедельник

1.-Лепка на тему : « Моё любимое дерево» - способствовать умению самостоятельно делать выбор, кто какое дерево будет лепить, развивать творчество.

2.  Чтение художественной литературы  «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Вторник

1. – Дидак. игра  «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.)

2. – Рисование деревьев по трафарету – развивать мелкую моторику, закреплять названия деревьев.

Среда

1. – Дидакт. игра « Что изменилось?» - развивать память,наблюдательность.

2. Беседа « Береги лес от пожара» -донести до детей, что нужно делать, чтобы в лесу никогда не возникали пожары, какие правила поведения надо соблюдать? Чтение стих. « Лесные правила».

Четверг

1. Дидактич. игра  «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

2. -  Игра « Повтори,  не ошибись» ( дуб, берёза, рябина ) и т.д

Пятница

1.- Игра  -моделирование « Деревце» -обучать классификации фигур по цвету, форме и величине.

Игра –«Собери дерево»  ( детям раздаются карточки с разными частями дерева : ствол, корни и т.д.), они должны на доске собрать дерево. –развивать мышление у детей.

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Береги дерево»  стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

  1. Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
  2. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
    Любить свой край, любить природу!

Занятие «Деревья – наши друзья»

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский информационно-исследовательский, творческий проект «Природа – наш друг »

Очень остро сегодня во всем мире стоит проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Исчезновени...

Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и лю...

Информационно- исследовательский групповой проект. Тема: «В здоровом теле – здоровый дух!». Старшая группа.

Проект В здоровом теле – здоровый дух.Актуальность темы проекта:  Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движен...

ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО»

Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Правовое воспитание  детей – это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель...

Детско – родительский информационно – исследовательский, творческий проект "Новогодняя игрушка"

             Цель: формирование направленности личности родителей на реализацию ценностных ориентаций (семейных ценностей – играем вместе всей семь...

ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КТО НАМ КНИЖКИ РИСОВАЛ»

Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с иллюстрацией готовит детей к восприятию произведений изобразительного искусства....