Интегрированно-образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе по лексической теме: «Моя республика. Мой город»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Фатхиева Алсу Мухарлямовна

Образовательная область – познавательное развитие.

Программное содержание:

1.    Активизировать словарь по теме «Наш город».

2.    Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными  в роде, в ед. ч., в Им.п.;

3.    Формировать умение составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.

4.    Развивать связную речь (навыки пересказа).

5.    Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, чувство ритма.

6.    Развивать познавательные процессы.

 Интеграция: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_gorod.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированно-образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе  по лексической теме:

«Моя республика. Мой город»

Составитель: воспитатель МАДОУ № 408 г.Казани Фатхиева А.М.

Образовательная область – познавательное развитие.

Программное содержание:

  1. Активизировать словарь по теме «Наш город».
  2. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными  в роде, в ед. ч., в Им.п.;
  3. Формировать умение составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.
  4. Развивать связную речь (навыки пересказа).
  5. Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, чувство ритма.
  6. Развивать познавательные процессы.

 Интеграция: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Оборудование: массажный мяч, пластмассовые стаканчики, презентация к занятию, фотографии памятных мест Казани, герб и флаг Татарстана.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети встают в круг.

Воспитатель:  Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся                    (Берутся за руки.)

И друг другу улыбнёмся.                      (Улыбаются.)

Посмотрю на ваши лица,

с кем бы мне здесь подружиться?

Я –Алсу Мухарлямовна. Артур, назови своё имя ласково.

Дети называют своё имя ласково, передают друг другу массажный мяч.

Воспитатель: Проходите, садитесь на свои места.

Воспитатель:  Дети,  как называется наша Республика? (Наша Республика называется Татарстан.)

Воспитатель: Дети, посмотрите ( на доске изображение герба Татарстана), какое животное изображено на гербе нашей Республики? ( На гербе нашей Республики изображен белый барс с крыльями.)

Воспитатель: А кто из вас может сказать, как звучит Белый барс на татарском языке?  ( На татарском языке Белый Барс называют Ак барсом. Ак – по-татарски значит белый.)

Воспитатель: Вы где-нибудь встречали это название «Ак Барс» ? ( У нас в Казани есть известная хоккейная команда «Ак Барс», за которую мы «болеем» вместе с папами. Еще есть банк с таким же названием, «Ак барс».)

Воспитатель: В каком городе мы  живём?

Дети: Мы живём в городе Казань.

Воспитатель: А как называют жителей Казани?

Дети: жителей Казани называют казанцами.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на экскурсию по нашему городу. Это будет необычная экскурсия  и в этом нам поможет компьютер.

Начнём наше путешествие с места основания  города. (слайд Казанского Кремля)

-Малика, скажи, что это за место?

- Это наш Кремль.

Воспитатель: Правильно! Раньше наш город занимал только небольшую территорию, огороженную стенами кирпичного Кремля. Кремль защищал жителей Казани от врагов, которые могли напасть на жителей нашего города.

Кремль до сих пор украшает наш город и мы им очень гордимся.

( Показ следующего слайда – башни Сююмбики).

- Артур, а что еще находится на территории Казанского Кремля?

- На территории Кремля стоит башня Сююмбике.

 Воспитатель:  Я хочу рассказать вам легенду об этой башне, которую знает каждый казанец. Когда Иван Грозный захватил Казань и увидел прекрасную ханшу Сююмбике, он был так поражен ее красотой, что предложил ей стать его женой. Сююмбике-ханым понимала: если она откажет грозному царю, он перебьет весь ее народ. И она согласилась. Но при одном непременном условии: построить за семь дней семиярусную башню высотой до самого неба. Иван Грозный принял это условие. Собрал со всей земли русской самых прославленных мастеров, и работа закипела. В первый день построили первый ярус, во второй - второй и так далее. Через неделю башня была готова - стройная, семиярусная, высотой до самого неба.

Сююмбике не оставалось ничего другого, кроме как выполнить свое обещание. Она попросила у царя разрешение перед отъездом из Казани подняться на башню и проститься с городом. Царь разрешил. Сююмбике поднялась на башню, попрощалась со всеми казанцами, бросилась вниз и разбилась насмерть. С тех пор, мол, башня и носит ее имя.

Продолжаем наше путешествие по городу дальше. Если от башни Сююмбике спуститься вниз, то мы увидим здание? ( Показ следующего слайда – здание Казанского цирка)

Дети: Это здание цирка.

Воспитатель: На что похоже здание цирка?

Дети: Здание похоже на летающую тарелку.

Воспитатель: Наш город – очень древний, старинный. Мы очень любим свой город. Давайте подарим нашему городу красивые слова ?

Дидактическая игра «Какая, какие?»

Казань  какая? – древняя, красивая, старинная, современная, чистая, любимая, родная.

В городе улицы какие? – широкие, узкие, длинные, короткие, чистые.

Дома какие?- деревянные, каменные, кирпичные, старинные, современные, красивые, нарядные.

Физкультминутка:

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, продолжим нашу экскурсию на автобусе.

Автобус       (муз.Железновых) СЛАЙД

Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим          (руки на пояс, приседаем)

И из окошечка глядим       (смыкаем пальцы рук «окошечком»),

Всё глядим!          (смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны)

Глядим назад, глядим вперёд      (повороты в одну и другую сторону),

Вот так вот, вот так вот                  (смотрим из-под ладони)

Ну что ж автобус не везёт                    (пожимаем плечами)

Не везёт?

Колёса закружились                  (выполняем круговые движения руками

Вот так вот, вот так вот                        впереди от себя)

Вперёд мы покатились

Вот так вот!

А щётки по стеклу шуршат          (качаем согнутыми в локтях руками перед

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик        лицом (имитируем движение

Все капельки смести хотят                           «дворников»).

Вжик-вжик-вжик!

И мы не просто так сидим                («крутим руль» и бибикаем)

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип!

Пускай автобус нас трясёт                 (прыжки на месте)

Вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем всё вперёд

Вот так вот!

Дети садятся на места.

Воспитатель: Продолжим нашу прогулку пешком, ведь на улице такая чудесная погода.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Дзынь, дзынь, дзынь     пальчиками рук стучат по крышке стола

Вверх посмотришь – неба синь.     руки поднимают вверх

Хлюп, хлюп, хлюп, хлюп, хлюп -                        хлопают в ладоши

Под ногами лужа вдруг.                 Руки вниз

Только это не дождь.  Подставляем ладошки под воображаемый дождь

- Что сосулька ты ревёшь? Руки на бока, наклоны головы вправо-влево

Ты бы лучше улыбнулась. Сжимаем- разжимаем кулаки.

К нам Весна опять вернулась.  Хлопки в ладоши.

  1. Дидактическая игра «Капель» (стучат пальцами по стаканчику).

- Ребята послушайте, как капает капель, и повторите за мной.

/ // ,   / ///, //  //, // ///

  1. Воспитатель: Ребята, мы пришли на улицу Закиева. (На слайде фото нашего детского сада) Посмотрите на слайд и скажите, что это за здание?

Дети: Это наш любимый детский сад.

Составление рассказа на тему: «Моя улица» по плану:

- Как называется улица, где ты живешь?

-Какая это улица ( шумная, тихая, узкая..)

- Где проходит эта улица? Далеко от нашего садика?

-Что расположено на этой улице? ( магазин, «Аптека»…)

-Твое отношение к своей улице. )

- Где зимой бывает самый интересный Ледовый городок? Что это за красивое здание? ( Слайд здания нового Кукольного театра). Какие еще театры есть в нашем городе?

Дети: В нашем городе есть Театр юного зрителя, Кукольный театр, Театр Оперы и Балета, Татарский театр.

- В какой из театров вы любите ходить?

Дети: Я люблю ходить в кукольный театр.

  1. Дидактическая игра «Продолжи предложение»

-Какой замечательный у нас город. Столько всего в нём интересного и увлекательного! Здесь есть театры и библиотеки, памятники, музей, парки и скверы. Можно целый день гулять по городу и любоваться им!

Я пойду в парк, чтобы …(погулять на свежем воздухе).

Я пойду в музей, чтобы …(посмотреть животных).

Я пойду в театр, чтобы …(посмотреть интересный спектакль).

Я пойду в картинную галерею, чтобы…..(полюбоваться картинами).

Я пойду в музыкальную школу, чтобы….(научиться играть на скрипке).

Я пойду в библиотеку, чтобы…( взять новую книгу).

Я пойду в филармонию, чтобы….(послушать музыку).

Организация окончания занятия: Вот и закончилась наша экскурсия по Казани. Вам понравилась наша экскурсия? Что нового вы сегодня узнали про наш город Казань?

Ребята, любите и берегите наш город – это наша с вами маленькая Родина, то место, где мы родились и выросли!

Я хочу прочитать вам стихотворение П.Полевого про нашу Казань.

Пою тебе, моя Казань! 

В краю лесных болот и полноводных рек,
Нехоженых дорог, где глухомань,
Была заложена,
Как крепость сложена,
Столица ханская, моя Казань.


От Золотой Орды, до настоящих дней,
Менялся облик твой, немало раз,
И обновлённая,
Ввысь устремлённая,
Стал гордым символом – двукрылый белый барс.


Преданья старины, курай и шурале,
Родная песня на татарском языке,
И прошлое хранит,
Здесь выбитый гранит,
Про Кул-Шариф и башню Сююмбике.


И молодая, и тысячелетняя…
Вся в ожиданьи новых перемен,
Как долго, был мечтой,
Подземный город твой,
Казанских линий, метрополитен.


И судьбы многие, с тобою связаны,
Переплелись ничем, не разорвать,
Мы любим отчий край,
Где песни пел Тукай,
Чтобы любовь свою потомкам передать.


В краю больших озёр и полноводных рек,
Где полумесяцем, сияет грань,
В сердцах хранимая,
Неповторимая,
Стоит красавица,
моя Казань.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания» Программное содержание:•  Уточнять и актив...

презентация к занятию по развитию речи в подготовительной к школе группе. Лексическая тема "Человек".

Данная презентация может быть использована педагогами на занятии по развитию речи, при закреплении знаний по лексической теме: "Человек"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Клуб знатоков»

Цель непосредственно-образовательной деятельности: Расширять, уточнять и активизировать словарный запас  детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем мире в рамках изучаемых ле...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания» Программное содержание:•  Уточнять и актив...

Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Моя семья»

Расширяем представление детей о семье как о людях, которые живут вместе. Воспитываем любовь к своей семье....