Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Клуб знатоков»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Прохорова Наталья Павловна

Цель непосредственно-образовательной деятельности: Расширять, уточнять и активизировать словарный запас  детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем мире в рамках изучаемых лексических тем: «Животный мир наших лесов», «Животный мир жарких стран», «Животный мир холодных стран».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_viktorina_zhivotnye.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

Конспект  

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

в подготовительной к школе группе  

на тему:

«Клуб знатоков»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

составил:  Прохорова Н. П.

учитель-логопед высшей квалификационной категории

2018 г.

г. Сатка

тема: «Клуб знатоков»

Возраст воспитанников: подготовительная к школе группа

Тип деятельности:

  • Усвоение новых знаний
  • Закрепление и систематизация ранее приобретённых знаний

Вид деятельности

  • Занятие – викторина

Форма:

  • Фронтальная
  • Подгрупповая
  • Индивидуальная

Цель непосредственно-образовательной деятельности: Расширять, уточнять и активизировать словарный запас  детей на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем мире в рамках изучаемых лексических тем: «Животный мир наших лесов», «Животный мир жарких стран», «Животный мир холодных стран».

Задачи:

  • Образовательные: обогащать, уточнять  и актуализировать знания детей о разных природных зонах, их флоре и фауне. Формировать естественнонаучные знания о природе.
  • Развивающие: Развивать умение  находить признаки сходства и различия между предметами; развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.
  • Воспитательные: воспитывать партнёрские взаимоотношения между детьми, навыки взаимопомощи. Воспитывать интерес и бережное отношение к животным.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие:

- обучающие задачи: Продолжать учить классифицировать и дифференцировать предметы и явления по заданным признакам;

- развивающие задачи: Развивать зрительное внимание (путём распознавания наложенных изображений);

Речевое развитие:

 - образовательные задачи: Учить образовывать сложные слова путём сложения двух слов (основ слов); закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные и существительные с суффиксами –онок-, -ёнок-,

-ат-, -ят-. Продолжать учить составлять развёрнутые простые  и сложные предложения. Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов, умение подбирать слово к звуковой схеме. Совершенствовать навык составления описательного рассказа (с опорой на мнемотаблицу)

- развивающие задачи: Совершенствовать чёткость дикции, продолжать учить изменять голос по силе, высоте, тембру. Развивать слуховое внимание, навыки самоконтроля за своим произношением.

Социально-коммуникативное развитие:

- образовательные задачи: Продолжать учить составлять полный и краткий ответ на вопрос, поддерживать диалог.

- воспитательные задачи: Совершенствовать умение слушать взрослого и своих товарищей. Создать эмоционально-положительный настрой на занятии.

Физическое развитие:

 - развивающие задачи: Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, умение согласовывать речь с движениями.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций разных природных зон; дидактическая игра «Зоологическое лото», чтение художественной литературы по теме.

Словарная работа: сложные слова (двугорбый, растительноядный, земноводное, близорукий и т.п.; гиппопотам; слова-омонимы, притяжательные прилагательные).

Индивидуальная работа: контроль за правильным произношением звуков детьми (индивидуально для каждого ребёнка).

Методы и приёмы: дидактические игры «Четвёртый лишний», «Кто спрятался?», эстафета, вопросы педагога, индивидуальные ответы детей, физминутка, мнемотаблица, составление мнемодорожки, индивидуальная помощь.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал:

Мультимедийный экран, проектор; три мольберта или наборных полотна, магнитные крепления для картинок, столы, стулья по количеству детей; картины с изображением природных зон («Саванна», «Тундра», «Лес»). Слайдовая презентация (Картинная схема рассказа о природной зоне. Картинки животных для игры «Четвёртый лишний» (пантера, тигр, жираф, лев; белый медведь, тюлень, морж, северный олень; лиса, волк, рысь, ёж), картины для развития зрительного внимания), схема предложения.

Раздаточный материал:

Предметные картинки с изображением животных разных климатических зон (по количеству детей или по две картинки для каждого ребёнка), карточки-фишки, карточки со знаком вопроса, «медали» по количеству детей.

Ход НОД:

Часть, задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Вводная. Развитие зрительного внимания, деление на команды

Педагог приглашает детей к экрану (наборному полотну), на котором картины с наложенными изображениями диких животных наших лесов, жарких стран и холодных стран.

- Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в клуб знатоков. Сегодня в нашем клубе собрались любители животных. Вы любите животных?

Но они от вас спрятались. Найдите их.

(Логопед даёт ребёнку за угаданное животное фишку соответствующего цвета: холодные страны – синюю, жаркие страны – красную, леса – зелёную).

- У каждого из вас есть фишка. На столах лежат конверты такого же цвета. Присаживайтесь за стол с цветом вашей карточки. (Таким образом дети делятся на команды).

- Правила нашей игры:

1. За каждый правильный ответ или выполненное задание  команда получает жетон. Выигрывает команда, набравшая больше жетонов.

2. Ответ на вопрос обдумывает вся команда, но отвечать будет тот игрок, у которого в данный момент находится карточка с вопросом. (Педагог даёт карточку сидящему слева игроку). После ответа игрок передаёт «вопрос» своему соседу справа от себя. Поднимите правую руку и положите её на плечо соседа справа. Посмотрите на него – ему передадите «вопрос». Крайний правый игрок передаёт карточку снова первому игроку.

3. За выкрики, перебивание друг друга, нарушения правил будет штраф – жетоны я буду забирать обратно.

- Да!

Дети на картинах узнают заштрихованные или наложенные изображения, за которые получают карточку одного из трёх цветов, соответствующих животным определённой природной зоны.

Дети рассаживаются за столы с конвертами соответствующих цветов.

Дети определяют правую и левую сторону.

Для того, чтобы начать игру, нужно придумать названия командам. Посмотрите на картины на обратной стороне конверта. Я предлагаю вам определить природную зону и назвать так свою команду. Отвечает первый игрок.

Дети переворачивают конверты, придумывают название команды.

Примерные названия: «Африка», «Север», «Лес».

2. Основная часть.

а) составление описательного рассказа по схеме (слайд)

- Логопед:  первое задание: расскажите о природе своей природной зоны с помощью плана на экране:

- название,

- какая погода в разные времена года, - какие выпадают осадки,

- какие растения своей природной зоны вы знаете.

Отвечает второй игрок.

Дети составляют описание сюжетной картинки по плану-схеме на экране, тот ребёнок, у которого в данный момент карточка-вопрос, рассказывает.

б) эстафета (систематизация знаний об окружающем мире)

- Следующее задание – выбрать картинки с изображением животных и птиц вашей природной зоны.

Строимся в три колонны. По сигналу начинается эстафета: первый игрок добегает до стола, берёт картинку и возвращается к мольберту. Бежит следующий, и так до тех пор, пока все картинки не окажутся на своих местах.

РАЗ, ДВА, ТРИ, - начни.

(фишки за скорость и правильность).

Дети строятся в три колонны. По сигналу  участники выбирают соответствующие картинки и помещают их на мольберты или наборное полотно.

в) игра «Четвёртый лишний» (развитие мышления, объяснительной речи)

- Следующее задание: найти «лишнюю» картинку и объяснить, почему вы так решили.

Команде «Лес»: БЕЛКА, БАРСУК, РЫСЬ, ЁЖ.

Команде «Север»: БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ, ТЮЛЕНЬ, МОРЖ, СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ.

Команде «Африка»: ГЕПАРД, ЛЕВ, ЖИРАФ, ПАНТЕРА.

Игроки каждой команды исключают одного животного по каким-либо признакам.

г) викторина (систематизация знаний, формирование межпредметных компетенций), развитие монологической речи.

- Каждой команде я задам по три вопроса. Отвечать будет тот игрок, у которого находится знак вопроса.

Команде «Лес»

- Назовите хищных животных наших лесов.

- Как животные приспособились к смене времён года?

- Какие животные впадают в спячку и почему?

Команде «Африка»

- Почему в тропических лесах и саванне так много животных?

 - Как животные приспособились к жаре?

- Зачем верблюду горб?

Команде «Север»

- Как животные приспособились к холоду?

- Почему белый медведь не впадает в спячку?

 - Почему пингвин не может летать?

Общий вопрос всем командам:

- Почему все дикие животные нуждаются в охране?

Дети отвечают на вопросы.

 Примерные ответы:

- Волк, лиса, медведь.

- Линяют, делают запасы, норы, впадают в спячку.

- Медведь, ёж, барсук. Потому что не могут зимой найти корм.

- В жарких странах нет зимы, всегда много травы, есть еда.

- У животных короткая шерсть.

 - В горбе запас воды и питания.

- У животных теплый мех, слой жира.

- Белый медведь питается рыбой, может найти её и зимой, и летом.

- У пингвина толстый слой жира для защиты от холода, он стал тяжёлым.

- Люди охотятся на животных, могут их всех истребить.

д) «Прятки» (упражнение в образовании притяжательных прилагательных, развитие зрительного внимания)

- Животные отлично умеют прятаться. Они играют с вами в прятки.

Мы видим только части их тела. Какие части тела вы видите? Чьи они?

Ответ полным предложением!

Я ВИЖУ …

 Слайд переключать после ответов.

Дети находят на слайдах части тела «спрятавшихся» животных и называют их: «Я вижу … беличий хвост. Я вижу … заячьи уши. И т.п.

е) физминутка (развитие общей моторики, координации движений; закрепление в речи названий детёнышей животных)

НА ВОДОПОЙ

Жарким днём         - спокойно идут по кругу

лесной тропой           друг за другом

Звери шли на водопой.                

За мамой-лосихой    - идут, громко топая

Топал лосёнок,

За мамой-лисицей    - крадутся на носочках

Крался лисёнок.

За мамой-ежихой     - приседают, медленно

Катился ежонок,         двигаются вперёд

За мамой-медведицей    - идут вперевалку

Шёл медвежонок.

За мамою-белкой       - скачут вприсядку

Скакали бельчата,

За мамой-зайчихой –    - скачут на

Косые зайчата.              выпрямленных  ногах

Волчица вела             - идут на четвереньках

За собою волчат…

Все мамы и дети       - лицом в круг, «лакают»

Напиться хотят.

Дети выполняют движения по тексту

ж) образование сложных слов путём сложения основ.

- Мы показывали повадки животных. У многих из них есть характерные особенности. Вспомним, какими бывают животные.

У медведя косые лапы – он какой?

У верблюда два горба –

У тюленя вместо ног ласты –

У зайца косые глаза –

У горного барана винтом рога –

У пингвина белая грудь –

У жирафа длинная шея –

У бегемота толстая кожа –

У рыси короткий хвост –

У ежа короткие ноги –

У слона большие уши –

Крокодил живёт на земле и в воде –

Бурундук ест растения –

У совы нос крючком –

У песца белые лапы –

У носорога плохое зрение, он видит только то, что близко – на расстоянии руки –

Дети садятся на колени в кругу.

Косолапый

Двугорбый

Ластоногий

Косоглазый

Винторогий

Белогрудый

Длинношеий

Толстокожий

Короткохвостая

Коротконогий

Большеухий

Земноводный

Растительноядный

Крючконосая

Белолапый

Близорукий

з) обогащение словарного запаса словами- омонимами.

-  А вы знаете, что у некоторых животных не одно, а несколько названий. Например:

Осёл – ишак.

Пума – кугуар

Пантера – чёрный леопард

Кенгуру – валлаби.

Снежный барс – ирбис.

Кит – кашалот.

И у него тоже:

Это бегемот – педагог помещает на наборное полотно картинку бегемота.

Но его можно назвать и … гиппопотамом. – ещё одна картинка бегемота.

Дети рассматривают картинки животных, повторяют за логопедом двойные названия.

- гиппопотам

и) заучивание скороговорки с помощью мнемодорожки. (развитие просодических компонентов речи, интонационной выразительности, связной речи, слухового внимания и памяти).

Педагог размещает картинки бегемотов так, чтобы они как бы «шли» друг за другом. – как идут бегемот и гиппопотам? (перед картинками бегемотов педагог помещает схему предлога «ЗА»)

- Гиппопотамы очень тяжелые, когда идут, громко топают. Встаньте около стульев, потопайте, как бегемоты. А теперь протопайте слово «бегемот» - сколько раз топнули?

Теперь слово «гиппопотам» - сколько раз?

(Педагог помещает криптограмму слова «топает»). Что получилось?

- Слушай мою команду: - Налево – раз, два. Вперед шагом марш – раз, два, раз, два. Стой, раз, два. Направо – раз, два!

- как вы шли?

А я говорю – «Вы шли по пятам друг друга» - я правильно говорю?

- Что значит «по пятам?»

Педагог помещает криптограмму слов «ПО» и «пятки».

Вот и За бегемотом гиппопотам топает по пятам. Это скороговорка.

Её можно говорить

громко,

тихо,

шёпотом,

весело,

грустно,

петь,

на ухо соседу,

медленно,

быстро.

- За бегемотом гиппопотам

Дети встают возле стульев, «топают» сначала 3 раза, затем 4 раза.

Дети по схеме называют слова:

- За бегемотом гиппопотам топает…

Дети выполняют команды педагога.

Дети: друг за другом.

Дети: по пяткам, за пятками впереди идущего.

Дети по схеме называют предложение.

Дети проговаривают скороговорку с изменением силы, высоты, темпа голоса по указанию педагога.

к) конкурс чтецов (работа над чёткостью дикции).

- Присаживайтесь за столы своей команды. Выберите одного представителя от каждой команды. Ему нужно рассказать эту скороговорку как можно быстрее и правильнее.

Педагог оценивает чёткость дикции и правильность.  

Дети выбирают одного из членов команды. Ребёнок проговаривает скороговорку с максимальной скоростью и чёткостью.

3. Итог.

- Вот и подошла к концу наша сегодняшняя викторина.

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- А какие задания были сложными?

Вы справились со всеми трудными заданиями потому что были дружными, помогали друг другу, поддерживали друг друга, были  одной командой. Спасибо!

Пора подводить итоги.

- Посчитайте количество жетонов. Победила сегодня команда … (по количеству жетонов).

Они получают золотые медали за первое место. Поаплодируйте им.

На втором месте команда …. . Они получают серебряные медали. Молодцы.

И на третьем месте – команда … . У них сегодня – бронзовые медали. Поздравляем их.

Животные очень довольны тем, сколько вы о них знаете и передали вам вкусные подарки. Угощайтесь.

До свидания, ребята!

Дети припоминают и анализируют свою деятельность в ходе НОД.

Дети подсчитывают количество призовых жетонов. По итогам получают «медали».

Педагог передаёт детям сладкий приз (печенье в виде фигурок зверей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КОНКУРС ЗНАТОКОВ МАТЕМАТИКИ»

Закрепить умение  самостоятельно составлять и решать арифметические задачи; знания о геометрических фигурах ; знания о временах года, днях недели и месяцах.Продолжать учить понимать отношения меж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."

В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы  "Осень. Покров"  Определена ц...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием дидактических игр

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием сюжета русской народной сказки «Колобок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные задачи:   1. Активизировать и пополнять словарный запас по теме.2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных уменьшительно – ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: « Зима в лесу»

Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы, используя нетрадиционную технику.Задачи:1. Образовательная:- развивать умение рисовать пластиковыми вилками по бумаг...