Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Активизировать и пополнять словарный запас по теме.
2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных уменьшительно – ласкательной формы; согласование числительных с существительными; образование сложных прилагательных, согласование их с другими частями речи, употребление предлогов).
3. Совершенствовать навык составления описательных рассказов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimuyushchie_ptitsy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы
«Зимующие птицы»
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Активизировать и пополнять словарный запас по теме.
2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных уменьшительно – ласкательной формы; согласование числительных с существительными; образование сложных прилагательных, согласование их с другими частями речи, употребление предлогов).
3. Совершенствовать навык составления описательных рассказов.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать связную речь.
2. Развивать координацию движений с музыкальным сопровождением.
3. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
4. Развивать координацию речи и движений.
5. Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
6. Развивать общие речевые навыки .
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, доброжелательность, ответственность.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, частей их тела; схема описания и сравнения птиц; карточки с разным количеством зимующих птиц; фланелеграф; плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц; пазл с изображением снегиря и дятла; аудиопроигрыватель; аудиокассета с записью пьесы П.Чайковского «Зимнее утро»; призы на каждого ребенка.
Предварительная работа: слушание и обсуждение пьесы П.Чайковского «Зимнее утро», разучивание музыкального подвижного упражнения «На лыжах», разучивание подвижной игры «Снегири»; наблюдение за зимующими птицами; вывешивание на участке кормушек для птиц.
I.Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. Там Лютая Метелица заколдовала некоторых обитателей леса. Их стало не видно и не слышно. Давайте поможем им. Для этого вам необходимо выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать кусочек пазла. Собрав все кусочки и сложив пазл, мы узнаем, кого заколдовала Лютая Метелица, и спасем обитателей леса.
Давайте представим, что мы оделись, встали на лыжи и вот теперь выходим на лыжню.
Под музыкальное сопровождение дети двигаются по кругу, изображая бег на лыжах.
Логопед: Вот мы и в лесу. Снимайте лыжи, садитесь на пенечки.
Дети изображают, что снимают лыжи, а потом садятся на стульчики, расставленные полукругом.
II. Загадки о птицах.
Логопед: Чтобы получить первый кусочек пазла, необходимо отгадать загадки. Слушайте внимательно первую загадку:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел – а все же птица!
Дети: Воробей.
Выставляется картинка.
Логопед: Следующая загадка:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика
Дети: Синица.
Логопед: Правильно. (Выставляется соответствующая картинка.) И еще загадка:
Длиннохвостая она,
Со спины черным – черна,
Брюшко белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот – крик.
Дети: Сорока.
Выставляется картинка.
Логопед:
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь- кружат двадцать пар
И кричат: Кар! Кар! Кар!
Дети: Ворона.
Выставляется картинка.
Логопед: Какие это птицы? Что есть общего у всех этих птиц? (Туловище, крылья, клюв, перья, лапы, хвост.) Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)
Ответы детей.
Логопед: Молодцы, вы хорошо справились. Вот ваш первый кусочек пазла.
III. Составление описательного рассказа о птице по схеме.
Логопед: Получить второй кусочек пазла вы сможете рассказав о птице вот по этой схеме.
Выставляется схема описания и сравнения птиц. (Предметно – схематические модели Ткаченко Т.А.)
Дети составляют описательный рассказ о любой птице и получают еще один кусочек пазла.
IV. Д/и «Сосчитай»
Логопед раздает карточки с разным количеством зимующих птиц.
- Получить следующий кусочек пазла вы сможете правильно сосчитав птиц на ваших карточках. Внимательно, не ошибитесь.
После ответов дети получают очередной кусочек пазла.
V. Д/и «Скажи наоборот»
Логопед: Следующая игра «Скажи наоборот». Я буду говорить начало предложения, а вы его должны закончить словом «наоборот» (противоположным по значению).
У воробья туловище мелкое, а у вороны - …(крупное).
У вороны клюв большой, а у воробья - …
У воробья хвост короткий, а у вороны - …
У воробья лапки тонкие, а у вороны - … и т.д.
Дети получают еще один кусочек пазла.
Физминутка. П/и «Снегири»
Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение.
Вот на ветке, посмотри, | Опущенными руками хлопают себя по бокам. |
В красных майках снегири. | Показывают грудку руками. |
Распушили перышки, Греются на солнышке. | Мелко потряхивают кистями опущенных рук. |
Головой вертят, | Повороты головой влево – вправо. |
Улететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! | Бегут по кругу, взмахивая руками. |
VI. Образование сложных прилагательных.
Логопед: Следующее задание – надо из двух слов составить одно. Например: если у сороки белые бока, то сорока белобокая.
У снегиря красная грудь - …
У воробья короткие лапы - …
У вороны длинный клюв - …
У дятла красная голова - …
У синицы желтая грудь - …
У дятла длинный хвост - …
У синицы тонкие лапы - …и т.д.
По окончании упражнения дети получают еще один кусочек пазла.
VII.Д/и «Скажи ласково» (по карточкам).
Карточки с изображением птиц и частей их тела. Ребенок берет карточку и называет предмет в уменьшительно – ласкательной форме. Например: синица – синичка, голова – головка, перо – перышко, воробей – воробышек, лапы – лапки, клюв – клювик и т.д.
По окончании упражнения дети получают еще один кусочек пазла.
VIII. Игра «Кормушка»
Логопед закрепляет на фланелеграфе плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц.
Логопед: Составьте предложения о зимующих птицах. Расскажите, какие предлоги встречаются в вашем предложении.
Дети: Воробей сидит в кормушке. В этом предложении предлог в. Синичка сидит на ветке. В этом предложении предлог на. И т.д.
Дети получают еще последний кусочек пазла.
Вы получили последний кусочек пазла. Давайте составим пазл и увидим, кого заколдовала Лютая Метелица. Если картинка будет целая, то обитатели снова станут видимыми и смогут вернуться в свой лес.
Дети составляют все детали и на картинке они видят снегиря и дятла.
IX. Окончание занятия.
Логопед предлагает детям рассказать о своих впечатлениях (Что понравилось? Что получилось? Что не получилось? Что запомнилось?), а потом сам оценивает их работу.
Логопед: Ребята, вы помогли обитателям леса расколдовать их соседей. За свое спасение птицы хотят вас отблагодарить. У меня в корзинке для вас есть сюрприз. Это снежные комочки (из бумаги), а внутри них спрятаны призы.
Логопед раздает детям «снежки», дети их аккуратно разворачивают и получают призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по освоению образовательной области "Коммуникация" по теме "Домашние птицы"
В конспекте описывается работа по развитию речи детей с нарушением слуха по теме "Домашние птицы"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Олимпийские игры» (интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация»)
В конспекте представлена беседа об Олимпиаде. загадки о зимних видах спорта, физминутки, план составления рассказа по схемам....
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений «Путешествие на машине времени»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие на машине времени»...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений по теме: «Королевство математики».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по теме: "Королевство математики".Цель: создать условия для развития познавате...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."
В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Определена ц...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Перелётные птицы”
Программные задачи:Образовательные: Обобщить знания детей о перелётных птицах, их отличительных признаках. Совершенствовать умение составлять рассказы по схеме. Продолжать работу по обогащен...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по социально-коммуникативному развитию Тема: «Зайка в школу собирался»
конспект занятия с использованием элементов сказкотерапии...