Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Коррекционно-образовательные задачи:   

1. Активизировать и пополнять словарный запас по теме.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных уменьшительно – ласкательной формы; согласование числительных с существительными; образование сложных прилагательных, согласование их с другими частями речи, употребление предлогов). 

3. Совершенствовать навык составления описательных рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zimuyushchie_ptitsy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы

«Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные задачи:  

1. Активизировать и пополнять словарный запас по теме.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных уменьшительно – ласкательной формы; согласование числительных с существительными; образование сложных прилагательных, согласование их с другими частями речи, употребление предлогов).  

3. Совершенствовать навык составления описательных рассказов.

Коррекционно-развивающие задачи:  

1. Развивать связную речь.

2. Развивать  координацию движений с музыкальным сопровождением.

3. Развивать общую  и мелкую моторику, тактильные ощущения.

4. Развивать  координацию речи и движений.

5. Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

6. Развивать общие речевые навыки .

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.  Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, доброжелательность, ответственность.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, частей их тела; схема описания и сравнения птиц; карточки с разным  количеством зимующих птиц; фланелеграф;  плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц; пазл с изображением снегиря и дятла; аудиопроигрыватель; аудиокассета с записью пьесы П.Чайковского «Зимнее утро»; призы на каждого ребенка.

Предварительная работа: слушание и обсуждение пьесы П.Чайковского «Зимнее утро», разучивание музыкального подвижного упражнения «На лыжах», разучивание подвижной игры «Снегири»;  наблюдение за зимующими птицами; вывешивание на участке кормушек для птиц.

I.Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. Там Лютая Метелица заколдовала некоторых обитателей леса. Их стало не видно и не слышно. Давайте поможем им. Для этого вам необходимо выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать кусочек пазла. Собрав все кусочки и сложив пазл, мы узнаем, кого заколдовала Лютая Метелица, и  спасем обитателей леса.

Давайте представим, что мы оделись, встали на лыжи и вот теперь выходим на лыжню.

Под музыкальное сопровождение дети двигаются по кругу, изображая бег на лыжах.

Логопед: Вот мы и в лесу. Снимайте лыжи, садитесь на пенечки.

Дети изображают, что снимают лыжи, а потом садятся на стульчики, расставленные полукругом.

II. Загадки о птицах.

Логопед: Чтобы получить первый кусочек пазла, необходимо отгадать загадки. Слушайте внимательно первую загадку:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орел – а все же птица!

Дети: Воробей.

Выставляется картинка.

Логопед: Следующая загадка:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика

Дети: Синица.

Логопед: Правильно. (Выставляется соответствующая картинка.) И еще загадка:

Длиннохвостая она,

Со спины черным – черна,

Брюшко белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Подымает стрекот – крик.

Дети: Сорока.

Выставляется картинка.

Логопед:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь- кружат  двадцать пар

И кричат: Кар! Кар! Кар!

Дети: Ворона.

Выставляется картинка.

Логопед: Какие это птицы? Что есть общего у всех этих птиц? (Туловище, крылья, клюв, перья, лапы, хвост.) Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)

Ответы детей.

Логопед: Молодцы, вы хорошо справились. Вот ваш первый кусочек пазла.

III. Составление описательного рассказа о птице по схеме.

Логопед: Получить второй кусочек пазла вы сможете рассказав о птице вот по этой схеме.

Выставляется схема описания и сравнения птиц. (Предметно – схематические модели Ткаченко Т.А.)

Дети составляют описательный рассказ о любой птице и получают еще один кусочек пазла.

IV. Д/и «Сосчитай»

Логопед раздает карточки с разным  количеством зимующих птиц.

- Получить следующий кусочек пазла вы сможете правильно сосчитав птиц на ваших карточках. Внимательно, не ошибитесь.

После ответов дети получают очередной кусочек пазла.

V. Д/и «Скажи наоборот»

Логопед: Следующая игра «Скажи наоборот». Я буду говорить начало предложения, а вы его должны закончить словом «наоборот» (противоположным по значению).

У воробья туловище мелкое, а у вороны - …(крупное).

У вороны клюв большой, а у воробья - …

У воробья хвост короткий, а у вороны - …

У воробья лапки тонкие, а у вороны - … и т.д.

Дети получают еще один кусочек пазла.

Физминутка. П/и «Снегири»

Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение.

Вот на ветке, посмотри,

Опущенными руками хлопают себя по бокам.

В красных майках снегири.

Показывают грудку руками.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Мелко потряхивают кистями опущенных рук.

Головой вертят,

Повороты головой влево – вправо.

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Бегут по кругу, взмахивая руками.

VI. Образование сложных прилагательных.

Логопед: Следующее задание – надо из двух слов составить одно. Например: если у сороки белые бока, то сорока белобокая.

У снегиря красная грудь - …

У воробья короткие лапы - …

У вороны длинный клюв - …

У дятла красная голова - …

У синицы желтая грудь - …

У дятла длинный хвост - …

У синицы тонкие лапы - …и т.д.

 По окончании упражнения дети получают еще один кусочек пазла.

VII.Д/и «Скажи ласково» (по карточкам).

Карточки с изображением птиц и частей их тела. Ребенок берет карточку и называет предмет в уменьшительно – ласкательной форме. Например: синица – синичка, голова – головка, перо – перышко, воробей – воробышек, лапы – лапки, клюв – клювик и т.д.

По окончании упражнения дети получают еще один кусочек пазла.

VIII. Игра «Кормушка»

Логопед закрепляет на фланелеграфе плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц.

Логопед: Составьте предложения о зимующих птицах. Расскажите, какие предлоги встречаются в вашем предложении.

Дети: Воробей сидит в кормушке. В этом предложении предлог в. Синичка сидит на ветке. В этом предложении предлог на. И т.д.

Дети получают еще последний кусочек пазла.

Вы получили последний кусочек пазла. Давайте составим пазл и увидим, кого заколдовала Лютая Метелица. Если картинка будет целая, то обитатели снова станут видимыми и смогут вернуться в свой лес.

Дети составляют все детали и на картинке они видят снегиря и дятла.

IX. Окончание занятия.

Логопед предлагает детям рассказать о своих впечатлениях (Что понравилось? Что получилось? Что не получилось? Что запомнилось?), а потом  сам оценивает их работу.

Логопед: Ребята, вы помогли обитателям леса расколдовать их соседей. За свое спасение птицы хотят вас отблагодарить. У меня в корзинке для вас есть сюрприз. Это снежные комочки (из бумаги), а внутри них спрятаны призы.

Логопед раздает детям «снежки», дети их аккуратно разворачивают и получают призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений «Путешествие на машине времени»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие на машине времени»...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений по теме: «Королевство математики».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по теме: "Королевство математики".Цель: создать условия для развития познавате...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."

В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы  "Осень. Покров"  Определена ц...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Перелётные птицы”

Программные задачи:Образовательные: Обобщить знания детей о перелётных птицах, их отличительных признаках. Совершенствовать умение составлять рассказы по схеме. Продолжать работу по обогащен...