«Зимние пейзажи» Комплексное занятие по развитию речи и ИЗО-деятельности в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Литвинова Е. В.

Цель: Подводить к пониманию пейзажной живописи;

воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

образовательные:

1. Формировать умение видеть содержание картины и средства выразительности (цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующее настроение, композиционное построение картины)

2. Закрепить знания детей о жанрах живописи.

3. Закрепить умение детей рассказывать о картине

4. Формировать умение описывать словами свои чувства и настроения, возникающие при рассматривании картин и слушании музыки.

5. Продолжать формировать умение рисовать пейзаж передавая колорит зимы.

развивающие:

1. Развивать художественное восприятие картины.

2. Развивать умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.

3. Развивать воображение, творчество.

4. Обогащение и активизация словаря:

Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей.

воспитательные:

1. Воспитывать интерес к зимней природе, живописи.

Предварительная работа:

Наблюдение за зимними явлениями в природе, рассматривание иллюстраций и картинизображающих зимний пейзаж, разучивание стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений на зимние темы, беседы, рисование зимней природы;пословиц о зиме.

Материалы:

Репродукции картин: И. И. Шишкина "Зима", "На севере диком";

И. Грабарь "Февральская лазурь"; А. Саврасов «Зима», И. Вельц «Иней»;

Аудиозапись музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Зимние грезы», «На тройке»; А. Вивальди «Зима»; Свиридов «Метель» (вальс) .

Гуашь, кисти, бумага тонированная в голубые оттенки, губка, тушь, трубочка, ватная палочка… .

ход занятия

Воспитатель:

ребята, отгадайте загадку: тройка, тройка прилетела

скакуны в той тройке белы.

а в санях сидит царица -

белокожа, светлолица.

как махнула рукавом

все покрыла серебром! (зима)

и сейчас время года - Зима. Но зима к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей) .

Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Вы знаете как их и называют? – жаркими странами. Скажите пожалуйста, какая же у нас русская зима?

Ответы детей:Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель:

Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

(Педагог предлагает детям сесть и поговорить) .

Воспитатель:

У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.

Ответы детей:

Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель:

Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) - потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему? (Ответы детей). - потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? - в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Воспитатель:

А вы знаете пословицы о зиме?

Дети:

(по очереди)

Береги нос в большой мороз.

Сугроб да вьюга – два друга.

В зимний холод всякий молод.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Зима без снега – лето без хлеба.

Холодная зима – жаркое лето.

Зимою вьюга – летом ненастье.

Спасибо, мороз, что снегу принес.

Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

ребята, сегодня я хочу пригласить вас в картинную галерею. Как вы думаете, что это такое?

(Ответ детей)

Воспитатель:

если видишь на картине

смотрит кто-нибудь на вас,

или принц в плаще старинном

или вроде верхолаз,

летчик или балерина,

или Колька твой сосед

обязательно картина называется… портрет

если видишь на картине

чашку кофе на столе

или морс в большом графине

или розу в хрустале

или бронзовую вазу

или грушу или торт

или все предметы сразу

знай что это …. натюрморт

если видишь на картине

нарисована река

или ель и белый иней

или сад и облака

или снежная равнина

или поле и шалаш

обязательно картина называется … пейзаж

вот о пейзажах мы сегодня немного поговорим… :

пейзаж бывает разного вида - лесной, сельский, горный, морской

Воспитатель:

посмотрите на картины и скажите, пожалуйста, чем они похожи? (Пейзаж, зима, деревья)

Чем они отличаются? (Время суток, цвета и др.)

Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения) А действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.

рассмотреть картины ….

Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.

Наша зима у художников, музыкантов, поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она звучит у А. С. Пушкина – холодная, спокойная и величественная.

Вот север тучи нагоняя

Дохнул, завыл и вот сама

Идёт волшебница зима

Пришла, рассыпалась;клоками

Повисла на ветвях дубов

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз! И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Воспитатель:

Скажите, к какому жанру относятся представленные картины (ответ детей)

Правильно. Они относятся к жанру лесной пейзаж. Почему вы так думаете

(потому что здесь изображена природа, деревья)

Воспитатель:

Что ещё объединяет эти картины? (На этих картинах изображена зима)

Воспитатель:

Мы знаем, что на любой выставке бывают экскурсоводы. Сейчас вы сами станете экскурсоводами и попробуете рассказать о понравившейся картине. Подумайте, какие чувства она у вас вызывает? Что хотел показать художник?

(Слушаем рассказы детей)

Воспитатель:

Интересные рассказы получились у наших экскурсоводов!

Воспитатель:

Вот так, красками, художники воспевают красоту природы. Вспомните, кто ещё воспевает природу, только по-своему. (Композиторы-пишут музыку, поэты-слагают стихи.)

Детям предлагается прослушать музыку П. И. Чайковского (музыка разного характера:спокойная, грустная и весёлая) и рассказать, какую бы они нарисовали картину.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зимние приметы».

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель:

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом …

Дети:

Значит, ясно будет днем.

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга …

Дети:

Жди метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения …

Дети:

Ждите потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно …

Дети:

Будет ясно и морозно.

Воспитатель:

Вот так, по разному зима поёт свои песенки: то морозную, суровую, звонкую; то радостную, то метельную, то печальную. Поэты, художники и композиторы чувствуют её настроение и рассказывают о ней. Поэты-в словах, композиторы-в звуках, художники-в красках.

А сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать картину о зиме. Давайте пройдём за столы.

Воспитатель:

Мы будем рисовать зимний пейзаж. Очень хочется увидеть на картине разные деревья. а рисовать мы будем нетрадиционным способом: на тонированный лист (который я приготовила заранее) вы ставите большую каплю туши и дуете на неё из трубочки, придаете форму дерева (можно сделать 2-3 дерева) после того как высохнет берете белую гуашь, и ватной полочкой (можно мизинчиком) нарисовать снег – на земле, на деревьях, в воздухе …

на земле можете нарисовать снег губкой, или кистью – тычком

но прежде чем вы начнете рисовать давайте сделаем упражнение – разминку:

кисточку возьмем вот так

это трудно? нет пустяк.

вверх – вниз, вправо – влево

гордо – словно королева кисточка пойдет тычком,

застучала «каблучком».

а потом по кругу ходим

как девицы в хороводе

вы устали? отдохнем

и опять стучать начнем.

мы рисуем: раз, раз

все получится у нас!

дети рисуют под музыку Чайковского

Воспитатель:

Посмотрите, какие чудесные зимние пейзаж у вас получились. на них лес волшебный, сказочный, чудесный, великолепный. у каждого получился свой неповторимый пейзаж. как красиво здесь изображены деревья, они нарисованы стройные все запорошенные снегом.

Представьте, что мы сейчас находимся в этом нарисованном зимнем лесу. В какой части этого леса вы бы хотели сейчас оказаться и почему (Ответ)

Воспитатель:

Я тоже хотела бы оказаться в этом зимнем лесу, полюбоваться на высокие сосны, стройные берёзки, поискать следы птиц возле рябинок, покататься на лыжах на снежных горках.

Воспитатель:

давайте вспомним, где мы сегодня побывали, что делали. (Ответ детей)

Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают настроение: художники – в красках, музыканты в звуках, поэты – в словах.

Воспитатель:

Вот и попрощались с зимой, но скоро придет весна, а у весны есть свои звуки и краски, которые также как зима вдохновляют композиторов, поэтов, художников и с их произведениями мы с вами тоже будем знакомиться

я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце.

наше занятие закончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ИЗО деятельности в первой младшей группе «Выпал первый снег».

Программное содержание: закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.Словарная работа: ...

Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности для детей 1 младшей группы «Снег идет»

Материал представляет собой описание образовательной деятельности с малышами 2-3 лет по развитию речи...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с глухими детьми. Старшая группа. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя.

Комплексное заняти в старшей группе глухих и слабослышащих дошкольников по развитию речи (проводит учитель-дефектолог) и изобразительной деятельности (проводит воспитатель). Интеграция развития речи и...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ : « ДЫМКА»

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ : «ДЫМКА»...

Конспект открытого Комплексного занятия по развитию речи и конструированию с детьми подготовительной к школе группы группы "Весёлый зоопарк" воспитателя Кузьмичёвой Елены Фёдоровны

1 частьКонспект разработан для проведения открытого занятия по работе детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных рассказов о животных с помощью мнемотаблиц. в течение года дети уч...