"Специфика работы музыкального руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
статья

Киряева Любовь Николаевна

1.Вступление.

2.Условия для комфортного пребывания с ребенка с ОВЗ

3.Методика музыкального зянятия с детьми  с ОВЗ

4.Особенности проведения занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_raboty_muzykalnogo_rukovoditelya.docx29.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Специфика  работы  музыкального руководителя

с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

       Уважаемые коллеги, работая много лет с детьми, с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, мы пришли к выводу, что возможности детей с данными проблемами, разумеется ограничены, но совершенно неограничен наш творческий подход к работе. Врачи, зачастую, переоценивают значимость медицинских процедур, и недооценивают педагогическую составляющую коррекции.

      Когда в группу интегрируется ребенок с особыми образовательными потребностями, это вызывает у педагогов смешанные чувства, но пройдя этот путь, мы можем сказать, что подобная ситуация – своего рода экзамен на творческий подход к работе, на профессионализм, на умение применять инновационные формы работы и активную жизненную позицию. Только в этом случае, интеграция принесет огромную пользу и детям находящимся в группе и родителям и самому педагогу. В противном случае, интеграция не принесет всем участникам педагогического процесса ничего кроме разочарования и перекладывания ответственности друг на друга за отсутствие результата.

Самое главное в работе с «Особым» ребенком – создать условия, чтобы  ребенок чувствовал себя полноценным участником процесса.

В своей работе мы придерживаемся нескольких правил:

1 правило:

Ребенок участвует во всех видах деятельности.

Выполняет все доступные виды танцевальных движений, пользуется необходимой атрибутикой, участвует в инсценировках, импровизациях, исполняет как совместные, так и сольные номера. При разучивании танца с ленточками, ребенок, с ограниченными возможностями в движениях находится в центре зала в своем кресле или  на стуле, рядом стоит корзина с ленточками, на вступление он дает всем детям ленточки, при этом оставляет и себе. Все движения он выполняет  вместе с детьми. Очень хороший прием на занятии, когда ребенок исполняет песню для зрителей, или запевает, а дети подпевают. Очень часто такие дети выступают и на большой сцене.

В работе с детьми с ДЦП мы включаем различные задания:

  • музыкально-ритмические упражнения на освоение и закрепление навыков выразительного движения;

Мы стимулируем развитие у ребенка музыкально-ритмического слуха путем привлечения к помощи музыкальному руководителю: отстукивает ритм заданный взрослым используя детский музыкальный инструмент, кубики, любые атрибуты.

К сложным движениям, требующим длительного времени разучивания относятся боковой галоп, пружинящий шаг, элементы народных плясок, разумеется, с ребенком мы не можем использовать данные виды движений, но это не исключает того, что дети, в обществе которых он находится, не должны выполнять данные танцевальные упражнения. Они могу быть частью общего танца, хоровода, где ребенок с ограниченной подвижностью находится в центре круга или системы построения, а дети выполняют движения перестраиваясь, двигаясь по кругу или сужая-расширяя круг.

  • Танцы (парные, народные, тематические)

Знакомим ребенка с разновидностями танцевальных движений, учим выполнять доступные движения как с атрибутами, так и без них. Особый акцент делаем на плавность движений рук, выполнение движений согласно характеру музыкального произведения.

  • Игры (сюжетные, несюжетные, с пением, музыкально-дидактические) и  задания на танцевально- игровое творчество

Мы не видим проблем для ребенка с ДЦП, в реализации данного вида деятельности. Ребенок с сохранным интеллектом всегда может быть участником дидактических, сюжетных, театрализованных игр совместно с другими детьми, разумеется с учетом их адаптации к ограниченным физическим возможностям детей.

Здесь мы обязательно затрагиваем воспитание у детей толерантного отношения к ребенку с особенностями здоровья, учим чуткому, доброму отношению, учим оказывать посильную помощь и поддержку, в то же время позволяя самому ребенку с ДЦП проявлять активность.

  • построения, перестроения;

Как правило, на занятиях мы учим детей пространственной ориентировке: перестроению в шеренгу, колонну, в круг, в два круга, выполнять все упражнения не только ритмично, но и сохраняя указанный темп. Для детей с ДЦП мы адаптируем задания, зачастую привлекая детей к управлению детской коляской или просто оказывая посильную помощь.

2 правило:

Ребенок никогда не остается один.

Вся его деятельность на музыкальном занятии происходит при помощи сопровождающего взрослого, который позволяет ребенку свободно перемещаться в пространстве зала. Как правило, роль сопровождающего отводится помощнику воспитателя, учителю-логопеду, учителю-дефектологу, педагогу-психологу или ассистенту. При разучивании подвижной игры, ребенок с ограничением движения может выполнять  главную роль, например мишка пугает детей, при этом сопровождающий его катает  на коляске, либо вместе с ними, держа его за руку пытается догнать всех детей. При разучивании парного танца ребенок танцует вместе с сопровождающим его взрослым. Особо тщательно в элементах танца отрабатывается мягкость, плавность и выразительность движений. С этой целью используются упражнения, способствующие расслаблению мышц рук.

3 правило:

Педагог предъявляет требования адекватные состоянию ребенка, не акцентирует внимание детей на его особенностях, старается помочь ребенку быть максимально успешным в выполнении любого задания. Обучая  игре на музыкальных инструментах, ребенку трудно владеть двумя ложками и тогда  вместо  ложек даем одну деревянную погремушку, которая  по звучанию приближена к ложкам. Дети на занятиях очень любят слушать классическую музыку, иногда мы ее слушаем необычным образом,  предлагаю всем сесть на ковер поудобнее или прилечь на нем, закрыть глазки и послушать музыку. Сопровождающий ребенка берет его  на руки   и вместе с ним слушает музыку,  тем самым создает ему комфортное состояние.

      Особую роль в работе с ребенком с ДЦП, интегрируемым в группу детей, является его ощущение успешности, следовательно, мы можем использовать в работе с ним практический игровой прием «Делай как я»

Он заключается в том, что сначала мы просим ребенка показать детям без музыки доступные движения руками, затем усложняем задание и просим подобрать движения в ритм музыке, давая ребенку возможность организовать детей на комплекс танцевальных движений.

      Учитывая эти правила   и специфический подход к детям мы руководствуемся огромным багажом музыкального материала: программой А. И. Бурениной «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА», программой и методическими разработками Сергея и Екатерины Железновых, задача которых помочь детям в коррекционных группах усвоить программный материал:

«учить детей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой, регистрами; ускорять и замедлять движение; отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, несложный ритмический рисунок, менять движение  в соответствии с музыкальными фразами; самостоятельно начинать движение после вступления».

       Особое значение придаётся положению рук, ног головы и корпуса при разучивании  гимнастических и танцевальных упражнений. Наиболее сложными из них являются движения рук.

 Музыкально- ритмические навыки и навыки выразительного движения активно                     усваиваются на муз. занятиях (фронтальных и индивидуальных)

Музыкально-ритмической деятельности на этих занятиях отводится около 15 минут.

 

       Особое значение имеет коррекционная гимнастика с музыкальным сопровождением, которая разрабатывается инструктором по ФИЗО непосредственно для детей ортопедических групп.  Это музыкально-ритмические композиции, танцы, пластические этюды. Большинство из них исполняется под знакомые детям песни, что позволяет детям подпевать и танцевать, а также совершенствовать координацию  движений и согласованности их с музыкой; развивает умение ориентироваться в пространстве; тренировке психических процессов. Важно научить ребёнка не механически подходить к выполнению таких заданий, не копировать движения товарищей, а творчески проявлять активность и критически оценивать исполнение своих сверстников.

С этой целью хорошо используем индивидуальные занятия с детьми, которые проводятся по 7-10 минут. Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания, и в частности музыкально-ритмической деятельности, развивает воображение детей, их творческую активность, учит  осознанному отношению к музыке, к эмоционально- динамическому осмыслению движений. Только системный подход к организации  музыкально- ритмических упражнений, пластических этюдов , а также танцев и хороводов позволит эффективно осуществлять коррекцию нарушений в развитии ребёнка.

 

      Пусть яркий мир музыки откроет ребенку дорогу к здоровому образу жизни, научит творческой преобразовательной деятельности. А педагог всегда будет рядом, и как волшебная палочка-выручалочка укажет  правильный путь.

 

 

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности взаимодействия музыкального руководителя,инструктора по физической культуре, и воспитателя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Структура взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя  доу в работе с детьми с ОВЗ....

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, фор...

«Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами....