Конспект НОД Пересказ рассказа К. Д. Ушинского "Ласточка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шенеман Татьяна Анатольевна

Задачи:

Обучающие

- познакомить детей с новым художественным произведением К.У. Ушинского «Ласточка»;

- формировать навык связного последовательного пересказа по опорной схеме;

- учить правильно отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

Развивающие

- развивать связную речь, умение пересказывать небольшой рассказ;

- развивать схематическое мышление детей;

- расширение словарного запаса словом  – ил;

 Воспитывающие

- воспитывать внимание и усидчивость;

- воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_peresskaz_rasskaza_k.d.ushinskogo.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки  Республики Алтай
Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок»
Турочакского района с. Турочак

Конспект НОД   в  старшей  группе.

Тема: Пересказ  рассказа  К.Д.Ушинского  «Ласточка»


Шенеман Татьяна Анатольевна,
воспитатель


Турочак, 2015

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Цели: пересказ  рассказа  К.Д.Ушинского  «Ласточка»

Задачи:

Обучающие

- познакомить детей с новым художественным произведением К.У. Ушинского «Ласточка»;

- формировать навык связного последовательного пересказа по опорной схеме;

- учить правильно отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

Развивающие

- развивать связную речь, умение пересказывать небольшой рассказ;

- развивать схематическое мышление детей;

- расширение словарного запаса словом  – ил;

 Воспитывающие

- воспитывать внимание и усидчивость;

- воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: чтение произведений о весне, перелетных птицах;

заучивание стихотворений о весне; рассматривание иллюстраций о весне.


Материалы и оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация к занятию.


Структура занятия. Методы и приемы.

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

Организационный момент

Художественное слово

Беседа

Показ слайда

Слушание Звукозаписи

Демонстрация слайда

Загадка

Показ

Слайда

Показ слайда

Словарная работа

Показ слайда

Чтение сказки с мультимедийным сопровождением

Беседа по содержанию Рассказа

Физминутка

Хоровой и индивидуальный пересказ рассказа с опорой на схему

Рефлексия

- Ребята, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Подарите свое тепло и нежность друг другу.

Молодцы! Присаживайтесь.

- Какой сегодня хороший день.

- Ребята, какое время года наступило?

- Да, пришла  весна, за окном месяц  март, но до сих пор февраль спорит с мартом и не хочет уступать весне: то подморозит, то снег пойдет, то ветер холодный задует. Месяц март в народе называют солнечником, утром весны.

- Миша, прочитай стихотворение

- Ребята, а весну можно назвать волшебницей?

- Посмотрите, вот и сама Весна пожаловала к нам в гости.  (иллюстрация весны в образе девушки)

- Вот сейчас взмахнет Весна платочком, и мы окажемся  - догадайтесь, где?

(Включить звукозапись «Голоса весеннего леса»)

- Попробуйте угадать голоса птиц. Чему так радуются птицы?

-  Приятно слушать пение птиц. Вы, ребята, попробуйте остановиться на улице и послушайте голос птицы. Угадайте, кто это поет. 

Весна взмахивает платочком во второй раз. Мы окажемся...

(Иллюстрация с изображением грачей, трактора пашущего поле)

- Отгадайте загадку:

Летом за пахарем ходит,
а под зиму с криком уходит.

-Ребята, почему чаще всего в  поле можно увидеть грачей?

- Как называют эту птицу?

- А кто делает домик для скворца?

- Ребята, а ведь есть птицы, которые сами строят себе домики. Как называются эти домики?

- Где могут построить гнезда птицы?

- А из чего делает ласточка свое гнездо, мы узнаем, прочитав рассказ Ушинского. Рассмотрим ласточку.

- Ребята, в рассказе встретится незнакомое слово

Ил – вязкая масса на дне реки, озер или морей. Повторите.

Чтение текста:

Ласточка

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.

- Не разоряй гнезда! - сказал мальчику отец, - Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

Мальчик послушался отца. Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, веселых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг, старого гнездышка. Работа закипела; ласточки таскали в острых носиках глину и ил из ближнего ручья. И скоро гнездышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то перышки, то стебелек мха.

Прошло еще несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остается в нем постоянно. «Видно, нанесла яичек и сидит теперь на них», - подумал мальчик.

В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышко.

Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперед, как неутомимо добывали пищу своим деткам.

(К.Д. Ушинский)

-Из чего же ласточки делают свои гнезда?

- О ком этот рассказ?

- Что однажды хотел натворить мальчик?

- Зачем он это хотел сделать?

- Он плохо хотел поступить?

- Кто его остановил?

А сейчас немного отдохнем, поиграем  в игру «Ласточки и мошки»

Игра проводится, пока все мошки не станут ласточками.

-А теперь кто из вас хочет пересказать рассказ?

-  Ребята, вы только представьте, что ласточка, вернувшись домой, не обнаруживает своего жилища. Каково ей? Вот поэтому вы всегда должны помнить, что разорять птичьи гнезда нельзя. Как вы думаете, мальчик это понял?

- Какая главная мысль рассказа?

- Напомните об этом своим братьям и сестрам, друзьям, чтобы и они никогда не разоряли птичьи гнезда.

Дети стоят в кругу.

Весна.

Полны весенней музыки края-

И сад и лес. И степь невообразимая

У каждой птицы песенка своя,

Своя родная и неповторимая

Поют пернатые - весь белый свет внимает

Весна на дудочке серебряной играет.

Можно, она разукрашивает все вокруг в яркие цвета, на глазах все зацветает, распускается. Мир, словно сказочное царство, преображается.

В лесу.

Теплу, весне.

В поле.

Грач.

Они ищут себе корм.

Скворец.

Люди

Гнезда.

На деревьях, на земле, под крышей дома.


Ил

Дети  смотрят и слушают рассказ

Из глины, ила, пуха, перышек, мха.

О ласточках.

Он хотел осенью разорить птичье гнездо.

Думал, что ласточки больше не вернутся.

Плохо.

Отец.

Дети играют  в подвижную игру «Ласточки и мошки», затем располагаются на стульчиках.

Дети  пересказывают рассказ самостоятельно.

Да.

Что никогда нельзя разорять птичьи  гнезда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Пересказ рассказа "Как заяц зимует"

Конспект НОД по развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы....

Конспект НОД "Пересказ рассказа "Кто как зимует. Заяц. Белка. Волк."

Конспект по развитию связной речи для детей старшей группы....

Конспект по пересказу рассказа

Цели: образовательная:обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;развивающая:закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова: «перелётные», «зимующие»,закре...

Конспект НОД "Пересказ рассказа "Отчего у лисы длинный хвост?" (по Н.Сладкову).

Конспект НОД "Пересказ рассказа Отчего у лисы длинный хвост?"  (по Н.Сладкову)....

Конспект занятия «Пересказ рассказа «Лесной голосок» с использованием опорных схем»

Цель:Создать условия для развития умения связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий.Основные задачи:1. Формирование ц...