Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Шульга Евгения Николаевна

Тема: Звуковая культура речи: звуки п, пь.

Цель:

– упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков [п], [пь];

– побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками [п], [пь];

– развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кисти рук;

– стимулировать слуховое внимание;

– активизировать дыхание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей 

Тема: Звуковая культура речи: звуки п, пь.

Цель:

– упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков [п], [пь];

– побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками [п], [пь];

– развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кисти рук;

– стимулировать слуховое внимание;

– активизировать дыхание.

Оборудование:  игрушка – петушок;  две баночки с крупой (горох и пшено); перышки из цветной бумаги на ниточках;  картинки с изображениями поросенка, петуха, попугая, цыпленка.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Перед занятием, пока гости рассаживаются, дети играют с мыльными пузырями

  1. Создание проблемной ситуации:

Воспитатель начинает активно что-то искать, помощник воспитателя ему помогает.

Задача воспитателя: вовлечь детей в совместную деятельность (обратить на себя внимание)

       2. Целевая установка

Воспитатель: - Ребята, петушок торопился к нам в гости, чтобы поиграть с нами  в интересные игры, показать нам картинки, которые ему подарили на день рождения и случайно где – то потерял первый звук в своём названии и теперь  он -  етушок. Он переживает, что его не узнают.

Петушок: - Здравствуйте, ребята! Я рад вас всех видеть (грустно, голосом воспитателя).

Воспитатель и дети: - И мы рады тебя видеть, Етушок! (с удивлением, что отсутствует первый звук)

Воспитатель: - Что же делать, как мы можем помочь нашему другу? Где нам найти этот звук?

       3.Проектирование решений  проблемной ситуации: выдвижение различных вариантов решения проблемы:

Дети: с помощью язычка и речевого аппарата получить этот звук или взять в «папином» кубике (кубики Зайцева)

       4.  Выполнение действий

  • Дети с полочки приносят «папин» кубик.

(поют дорожку складов: пу- па – по – пэ – пы - п)

  • - Чтобы произнести чётко и громко  потерянный звук [п], мы настроим наш речевой аппарат.

Артикуляционные упражнения

  • Сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта. Повторить упр. 5 - 7 раз
  • Несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками. Повторить упр. 3 - 5 раз.
  • Поплевать через плотно сомкнутые губы. (5-7 раз).
  • Слегка надуть щёки , медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты. Повторить упр. 5 - 7 раз.
  • Втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы. Повторить упр. 5 - 7 раз
  • Втягивать в рот поочерёдно, то нижнюю, то верхнюю губу. Повторить упр. 5 - 7 раз
  • Высунуть язык и зажать его кончик губами. Язык должен быть расслаблен и распластан. Повторить упр. 5-7 раз.
  • Надуть щёки и с шумом выпустить воздух через слегка раздвинутые в улыбке губы. Дать ребёнку почувствовать его рукой движение холодной воздушной струи. Повторить упр. 5-7 раз.

Воспитатель: Я хочу сообщить вам, что мой язычок научился хорошо петь новую песенку: «П-п-п». Повторите за мной этот звук. (Дети повторяют). Обратите внимание детей на то, что язычок не может также плавно и на одной ниточке петь эту песенку, как он делал это раньше с такими звуками, как «а», «о», «у, «и». Язычок натыкается на преграду, и песенка получается глухая и не певучая.

Воспитатель: - Ребята, а зачем мы научились петь звук [п]?

Воспитатель: - Етушок, наш речевой аппарат готов создать тебе новый звук, держи его. (Дети хором и поочередно произносят новый звук).

Петушок: - Ура! Получилось! Я теперь пе-ту-шок! (голосом воспитателя) Спасибо вам, ребята, что помогли мне найти первый звук в моём названии.

Петушок: - Ребята, давайте поиграем. Дело в том, что песенку звука [п] очень хорошо поют мои детки – цыплятки. Игра называется «Заводные цыплята». Вы все будете игрушечными цыплятами. ( Петушок подбегает  к детям  и «заводит» их.  После завода ребенок должен показать клювики цыплят (указательный палец соединяется с большим на обеих руках,),клевать зерно (имитация),  при этом  петь их песенку «пи-пи-пи» (поют до тех пор, пока петушок не выключит заводную игрушку). 

Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы малыши отчетливо произносили звуки.

Петушок: -  Ой, ребята, я немного устал и проголодался

Воспитатель: А мы тебя сейчас накормим.

Чистоговорка:  Па-па-па – на столе крупа (дети произносят хором, зазывая петушка).

Воспитатель предлагает детям покормить петушка. Достает две баночки с пшеном и горохом и дает детям послушать, как звучат эти крупы, как они отличаются друг от друга по звуку. Дети делают вывод о том, что горох звучит громко, а пшено – тихо. Потом воспитатель предлагает детям угадать, что выбрал петушок (за ширмой погреметь или горохом или пшеном). Дети по звуку угадывают, какую еду выбрал петушок.

Петушок: (клюет зерно). Спасибо, ребята, что накормили меня. Я наелся, отряхнулся, и перышки у меня разлетелись. А теперь посмотрите, ребята, под свои стульчики.

Дети смотрят под стульчики и обнаруживают, что под стульчиками лежат «перышки - поддувалочки». Дети играют с перышками: дуют на них.  Проводится игра на продолжительность полета перышек: у кого перышко будет летать дольше, у кого – дальше. Во время игры педагог следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи, вдыхали носом, не надували щеки.

Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы малыши отчетливо произносили звуки.

         5. Сказка про цыпленка

Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь, отдохните, а я вам расскажу сказку.  Предлагаю вам посмотреть на доску с картинками.                                                                             - Кто изображен  на этих картинках? (петушок, попугай, поросёнок)                                - Я расскажу вам про этих животных сказку, а вы внимательно слушайте.

Однажды петушок, попугай и поросенок играли в прятки. Подошел к ним цыпленок и говорит: «Можно, я с вами буду играть?»  «Нет, – ответил поросенок, – мы играем только с теми, у кого имя начинается на [п] или [пь]: [п] – поросенок, [п] – попугай, [пь] – петушок. А цыпленок начинается на [ц]. «Ну и что же, – возразил цыпленок, – зато я хорошо умею пь-пь-пищать: «Пи-пи-пи! ». Послушали животные песенку цыпленка и согласились играть с ним вместе.

- Во что играли друзья?                                                                                                                   - Почему они сначала не хотел играть с цыпленком?                                                                     - Почему потом согласились?                                                                                                   - Давайте назовем еще раз главных героев:[ п]  поросенок,[ п]  попугай, [пь]  петушок.                                                                                                                                    - А какие слова вы еще знаете на звук [п]? (Ответы детей).

        6. Работа с картинками

 Петушок: - Ребята, а у меня есть картинки.  Мне их подарили на день рождения, но я не знаю, что на них нарисовано. Поможете мне?

Воспитатель: - Конечно, петушок, наши ребята многое знают.

(Петушок показывает картинки, дети чётко произносят слова со звуком [п]: печенье, пряник, пирожок, погремушка, пёрышко, пингвин, полотенце, пластилин, пила, платок, пчела, птица, помидор, паук )

(Петушок хвалит детей)

Итог:

Воспитатель: - Ребята, чем мы сегодня занимались? Зачем мы это всё делали?

 (Петушок благодарит детей за помощь и прощается с ними)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блоки занятий по звуковой культуре речи во второй младшей группе

Конспект занятия по звуковой культуре речи для индивидуальной работы с детьми трех лет. Закрепление произношения и артикуляционной нормы гласных звуков: А, О, У, И....

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе. «Звуки м, мь»

конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе...

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]»

Цель: Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. задачи: Образовательные:-Упражнять детей отчетливо и правильно произносить...

Звуковая культура речи во второй младшей группе

Правильное произношении звуков...

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему «Звук [Б]»

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему «Звук [Б]»...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему: «Звук [с]».

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [с]»....