Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Смирнова Светлана Алексеевна

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему :" Письмо африканским детям"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Смольковский детский сад»

 

Конспект НОД по речевому развитию

для детей старшего дошкольного возраста на тему: “Письмо африканским детям”

                                                                              Провела воспитатель

                                                                             первой квалификационной

                                                                             категории Смирнова С.А.

2016 уч.год.

Программные задачи:

1.Связаная речь:

-Способствовать развитию умения составлять описательный рассказ о зиме ( по образцу воспитателя) ,используя метод моделирования.

                  2.Словарь и грамматика:

-Обеспечить  усвоение навыков словообразования и словоизменения;

-Познакомиться с понятием” родственные слова”;

-Способствовать обогащению речевого запаса детей существительными, прилагательными, глаголами в соответствии с лексической темой «зима»;

-Поощрять попытки отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

                       3.Звуковая культура речи:

-Способствовать становлению  интонационной выразительности речи;

-Поощрять  использовать  в речи жанры  устного народного творчества (приметы, пословицы, поговорки).

4.Обеспечить развитие внимания, активности, умения работать в общем темпе;

-Подвести детей к выводу о том, что зима прекрасное время года;

-Вызвать желание интересоваться сезонными изменениями в природе.

Предварительная работа:

-Наблюдения на прогулке;

-Рассматривание снежинок ,картин и иллюстраций о зиме;

-Знакомство с загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о зиме и зимних явлениях;

-Изобразительная деятельность на тему «Зима».

                     Материал и оборудование:

Глобус, конверт с письмом, мнемотаблица ( опорные схемы-картинки), звуки зимы( запись),полоски бумаги белого цвета для изготовления снежинок по 3 шт. на каждого ребенка,клей,салфетки.

 

Ход занятия:

1 Организационный момент:

         Собрались все дети в круг

         Я твой друг и ты мой друг.

         Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

В. Улыбнемся и нашим гостям. Вот как светло и уютно у нас  стало от ваших улыбок.

А теперь сядьте все красиво за столы и покажите мне ,что вы готовы к занятию. Давайте выпрямим спины, расправим плечи ,сделаем глубокий вдох-вдохнем свежесть этого зимнего утра ,а потом сделаем выдох-выдохнем все неприятности и огорчения.(2 раза)

             ^Глазки смотрят на меня

                Ушки слушают меня.

Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад ,я встретила  почтальона и он отдал мне интересное письмо. Написано:  Смольки.  Детский сад. Ребятам старшей группы. Давайте узнаем от кого оно.

                                     Читаю:

«Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам дети из далекой жаркой Африки. Недавно мы узнали ,что у вас в России сейчас стоит зима .А в Африке круглый год лето. И что такое зима мы совсем не знаем. Интересно ,какая она? Говорят, что у вас зимой бывает снег. Как он выглядит? Пожалуйста, расскажите  нам про зиму и, если можно пришлите немного снега».

В .Какое интересное письмо! Давайте посмотрим ,откуда оно к нам прилетело?(воспитатель на  глобусе показывает детям африканский материк)

В.-Как вы думаете, ребята, почему африканские дети ничего не знают о зиме?

Д. Там жарко ,не бывает зимы и снега.

В. Давайте мы с вами поможем африканским детям и расскажем им о зиме. Потом я запишу ваши рассказы, и мы отправим их в письме в жаркую Африку.

Д. Давайте.

2.Итак:на дворе у нас зима. Давайте вспомним слова, которыми можно сказать про это время года.

-Какая она, зима?

Д. (морозная, метельная, снежная, холодная, вьюжная, белая и.т.д.)

В. А как называются зимние месяцы?

Д. Декабрь, январь, февраль.

В. Какой сейчас месяц идет?

Д. Последний месяц зимы, февраль.

В.А что такое снег?

Д. Это много  снежинок.

В. А что можно сказать о снеге, какой он?

Д. (пушистый,  белый, холодный,  мягкий, искристый, серебристый, воздушный и.т.д.)

В. Молодцы, хорошо описали зиму.

3.РАЗВИТИЕ СВЯЗАНОЙ РЕЧИ.

Рассказ воспитателя «Гостья зима»

В. А сейчас, все глазки на меня. Послушайте ,как я вам  расскажу про зиму.

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идет снег.  Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки.

Мы очень любим зиму!

Первичное восприятие рассказанного воспитателем.

В -.Кто пришел к нам в гости?

-Чем зима накрыла землю?

-Какие подарки принесла зима?

-Для чего нужны людям эти подарки?

-Что такое зимние забавы?

В. Молодцы, а теперь пришла пора  и нам позабавиться , рассказать и показать как мы любим зиму. Выходите все на коврик.

Физкультминутка «Зимой»( импровизация движений)

«Мы зимой в снежки играем. Мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем. Мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим .М ы бежим. Мы бежим.

На коньках по льду скользим. Мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы  Лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

В. Садитесь на свои места. Сейчас я прочитаю рассказ о зиме еще раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы лучше его запомнить ,вы можете смотреть на рисунки-подсказки( обращаю внимание на мнемотаблицу) .

Повторное чтение рассказа воспитателем.

 Составление рассказа о зиме детьми по мнемотаблице:

В.А теперь вы сами расскажете о зиме. Самые интересные и выразительные рассказы мы запишем и пошлем в письме африканским детям .Слушать друг друга нужно очень внимательно!( рассказы детей 2-3)

В.-Чей рассказ вам понравился? Почему?

В. Я думаю из рассказа Ули В. Африканские ребята узнают, что такое настоящая зима.

4.А Сейчас пришла пора  поиграть нам детвора. Игра называется « Доскажи словечко»

В. Я буду начинать строчку стихотворения, а вы заканчивать в рифму.

-Тихо ,тихо, как во сне падает на землю..( снег)

-С неба все летят пушинки, серебристые..( снежинки)

-На полянку, на лужок все спускается..( снежок)

-Вот веселье для ребят , все сильнее..( снегопад)

-Все бегут вперегонки, все хотят играть в ..( снежки)

-Словно в белый пуховик нарядился..( снеговик)

-Рядом снежная фигурка это девочка..( снегурка)

-На снегу то посмотри ,с красной грудкой..( снегири)

-Словно в сказке, как во сне землю всю укутал..(снег)

В. Молодцы! Вы запомнили ,какие слова вы добавляли в стихотворении?

Д. Снег ,снегурка, снеговик и.т.д.

В. На какое слово они все похожи?

Д. Все эти слова похожи на слово « снег».

В. Верно. Во всех этих словах есть общая часть « снег» .Эти слова называются  родственными.

В. Мы с вами, ребята знаем, что в природе существуют свои звуки. Есть звуки дождя, грозы, шум леса, деревьев. Есть свои звуки и у зимы .Давайте их послушаем.( Дети слушают звуки вьюги, метели ,пурги)

В Как от” снежных”, зимних слов и звуков стало холодно! Наши пальцы замерзли. Давайте их согреем. Встаньте у стульчиков.

Дыхательная гимнастика

Дети делают глубокий вдох и выдох ”х-х-х-х”(3 раза).

В. Садитесь на свои места.

В. А еще мы с вами знаем ,что у русского народа есть много пословиц и поговорок о зиме, Давайте их вспомним !Кто знает, пусть называет!

Д. –Мороз невелик, да стоять не велит.

-Много снега -много хлеба.

-Береги нос в большой мороз.

-Зима-не лето, в зимнюю шубу одета.

Зимой морозы, ну а летом грозы.

-Деревья в инее-небо будет синее.

-В декабре-семь погод на дворе.

-Месяц январь-зимы государь.

-У февраля два друга-метель да вьюга.

-Заковал мороз реки ,да не навеки.

В. Молодцы, вот сколько много пословиц, поговорок ,примет  о зиме вы вспомнили .И рассказы о зиме у вас получились интересные.

5В .Ребята ,а кто вспомнит, о чем еще нас просили африканские дети?

-С какой просьбой они к нам обращались?

Д. Они просили прислать снега.

В. Как вы думаете, можно ли послать в Африку снег в конверте?

Д. Нет, он растает.

В. Что же делать?( предположения детей)

Д. Нарисовать красками, вырезать из бумаги, вылепить из пластилина.

В. Я предлагаю вам склеить снежинку из бумаги .

РЕФЛЕКСИЯ(Работа детей по изготовлению бумажных снежинок)

У вас на столах лежат полоски бумаги. Это будут лучики снежинок.

В.- Сколько лучиков у снежинки?

Д.- Шесть.

В. Возьмите полосочки и склейте их между собой. Сначала одну на одну крестиком ,а потом еще одну посередине.

Вопросы воспитателя в процессе работы детей.

-Кто знает, как мы называем, когда падает много снежинок? ( снегопад)

-Когда идет снег мы говорим погода какая? ( снежная)

-А когда снег и сильный ветер?( метель)

Пока вы работаете, я предлагаю вам послушать красивую ,снежную, зимнюю музыку, которая называется «Падал снег».(Чем тише морозная погода, тем краше падающие на землю снежинки; при сильном ветре у них обламываются лучи и грани, звезды превращаются в снежную пыль. Снежинки , падая на землю в теплые дни лепятся друг к другу и образуют снежные хлопья)...

В. Молодцы, вот сколько снежинок у нас получилось.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.

В Я  думаю мы с вами очень хорошо сегодня поработали на занятии.

-А что мы делали?-О чем говорили?

Д. Составляли рассказы о зиме, играли и.т.д.

В.-Что  понравилось, было интересным?

-Что показалось трудным?

-Что запомнилось больше всего?

-Кому ты, Кирилл расскажешь о сегодняшнем занятии?

В. Ваши снежинки я положу в большой конверт и вместе с рассказом о зиме отправлю по почте африканским детям. Я думаю они будут очень рады!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию в старшей группе для детей с ОНР на тему: "Путешествие с Гномом в страну Грамматика"

В данном конспекте представлены  методические приёмы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по речевому развитию в старшей группе. Путешествие в сказочный лес.

содействовать развитию словаря и активизировать его в связной речиВедущая образовательная область: «Речевое развитие»...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект познавательно-речевого развития в старшей группе "Хочу всё знать!"

Конспект познавательно-речевого развития в старшей группе "Хочу всё знать!"http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-poznavatelno-rechevoe-razvitie-v-starshei-grupe-igra-hochu-vsyo-znat.html...

Конспект по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа "Ранняя весна"

Задачи: Образовательные • Учить детей составлять рассказ по картинке • Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно- следств...